Презентация на тему "Средства художественной выразительности"

Презентация: Средства художественной выразительности
1 из 37
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть и скачать презентацию по теме "Средства художественной выразительности" по русскому языку, включающую в себя 37 слайдов. Скачать файл презентации 0.11 Мб. Средняя оценка: 4.0 балла из 5. Для учеников 9-11 класса. Большой выбор учебных powerpoint презентаций по русскому языку

Содержание

  • Презентация: Средства художественной выразительности
    Слайд 1

    СРЕДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОЙВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

  • Слайд 2

    Аллегория

    Аллегория – иносказание, развёрнутое уподобление, составные части которого складываются в систему намёков, т.е. обозначение конкретных явлений через признаки этих явлений: весы правосудия, слепое правосудие (богиня правосудия Фемида изображалась с весами и завязанными глазами)

  • Слайд 3

    Алогизм

    Алогизм – объединение в качестве однородных членов слов разного видового значения, имеющее целью создание комического эффекта: Как только я выдержала экзамены, то сейчас же поехала с мамой, мебелью и братом на дачу (А.П.Чехов)

  • Слайд 4

    АНАФОРА

    Анафора (от греческого ВЫНЕСЕНИЕ; русский термин – единоначалие), стилистическая фигура; скрепление речевых отрезков ( частей фразы, стихов) с помощью повтора слова или словосочетания в начальной позиции). Это – круто налившийся свист, Это – щёлканье сдавленных льдинок, Это – ночь, леденящая лист, Это – двух соловьёв поединок. (Б.Л. Пастернак. «Определение поэзии»)

  • Слайд 5

    АНТИТЕЗА

    Антитеза ( от греч. – противоположение), композиционный приём противопоставления: образов, сюжетных ситуаций, стилей, тем в рамках целого произведения; слов или словесных конструкций со значением АНТОНИМОВ. Ты переводчик – я читатель, Ты усыпитель – я зеватель. (А.А. Дельвиг. «Переводчику Вергилия»)

  • Слайд 6

    Бессоюзие и многосоюзие

    Бессоюзие – перечень явлений, действий, событий. Когда намеренно опускаются нужные союзы: Мелькают мимо будки, бабы, Мальчишки, лавки, фонари, Дворцы, сады. Монастыри… (А.С. Пушкин) Многосоюзие – специальное введение дополнительных союзов, чтобы придать речи плавность, величавость, иногда – подчеркнуть эпически-спокойную, повествовательную манеру: И пращ, и стрела, и лукавый кинжал. Щадят победителя годы… (А.С.Пушкин)

  • Слайд 7

    Гротеск

    Гротеск – предельное преувеличение, придающее образу фантастический характер. Например ГРАДОНАЧАЛЬНИК С ФАРШИРОВАННОЙ ГОЛОВОЙ в произведении М.Салтыкова-Щедрина

  • Слайд 8

    ЭПИТЕТ

    Эпитет – стилистический приём ,образное определение, не только указывающее на признак определяемого явления, но и сообщающее этому признаку дополнительное значение – переносное или символическое. КРАСНАЯ ДЕВИЦА ДОБРЫЙ МОЛОДЕЦ

  • Слайд 9

    Инверсия

    Инверсия – нарушение стандартного (прямого) порядка слов: Она стройна, её движенья То лебедя пустынных вод Напоминают плавный ход, То лани быстрое стремленье (А.С. Пушкин)

  • Слайд 10

    Параллелизм (синтаксический)

    Параллелизм – одинаковое синтаксическое построение предложений или отрезков речи: Было у матери семь дочерей. Однажды поехала мать к сыну, который жил далеко. Вернулась мать только через неделю. Когда мать вошла в хату, дочки одна за другой стали говорить, как они скучали по матери. Я скучала по тебе, как маковка по солнечному лугу, - сказала первая дочь. Я ждала тебя. Как сухая земля ждёт капли воды, - проговорила вторая. Я плакала по тебе, как маленький птенчик плачет по птичке, - сказала третья…

  • Слайд 11

    Перифраз

    Перифраз – замена названия явления пространным определением или даже описанием его. Например: военный парад – демонстрация нашей несокрушимой мощи; юность – заря новой жизни

  • Слайд 12

    Плеоназм

    Плеоназм – повторение сходных слов и оборотов, нагнетание которых создаёт тот или иной стилистический эффект: Друг мой, друг мой, Я очень и очень болен… (С.А. Есенин)

  • Слайд 13

    Повтор

    Повтор – приём, при котором повторение элемента высказывания служит средством усиления выразительности: Береги копейку, копейка не выдаст, всё прошибёшь на свете копейкой (Н.В.Гоголь)

  • Слайд 14

    Риторическое восклицание

    Риторическое восклицание – восклицательное предложение, выполняющее в тексте роль эмоционального усиления: То было в утро наших лет – О счастие! О слёзы! О лес! О жизнь!... (А.Толстой)

  • Слайд 15

    Ряды однородных членов

    Иногда использование рядов однородных членов в тексте является не просто его синтаксической характеристикой, а становится средством художественной выразительности, необходимым для создания художественного эффекта: Если в семье есть общие интересы, общие развлечения, общий отдых, то и это очень много.

  • Слайд 16

    Умолчание

    Умолчание – форма, воспроизводящая речь сильно взволнованного человека. Умолчание близко к эллипсису: Отец…Мазепа…казнь – с мольбою Здесь, в этом замке мать моя… (А.Пушкин)

  • Слайд 17

    Эвфемизм

    Эвфемизм – смягчение грубых, неблаговидных и оскорбительных для кого-либо понятий, обстоятельств, явлений: Никогда не говорили «я высморкалась, я вспотела, я плюнула», а говорили «я облегчила себе нос, я обошлась посредством платка» (Н.В.Гоголь)

  • Слайд 18

    Эмоционально-оценочная лексика

    Эмоционально-оценочная лексика – слова, отражающие отношение говорящего к кому – либо или чему-либо и выражающие оценку: мамочка, голубчик, торгаш, разгильдяй, оболтус

  • Слайд 19

    Эпифора

    Эпифора (единоокончание) – повторение последних слов фразы: Я наперсницы, кроме души своей, - не нашёл, Бескорыстней, чем сердце своё, - не нашёл… И сердечного плена нигде страшней не нашёл (Бабур)

  • Слайд 20

    МЕТАФОРА

    Метафора ( греч. – перенесение), вид тропа; перенос признака с предмета на предмет на основе их сходства. «Костёр рябины красной…» « …ситец неба…» « Отговорила роща золотая берёзовым весёлым языком, …» (С.А.Есенин)

  • Слайд 21

    ГИПЕРБОЛА

    Гипербола ( греч. – преувеличение), выразительное образное средство, намеренное преувеличение признака предмета или лица. «У Ивана Никифоровича, напротив того, шаровары в таких широких складках, что если бы раздуть их, то в них можно бы поместить весь двор с амбарами и строением». (Н.В. Гоголь. «Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»)

  • Слайд 22

    ЛИТОТА

    Литота (греч.- простота) выразительное образное средство, преуменьшающее признак предмета или лица. «Ваш шпиц, прелестный шпиц, не болеенапёрстка…» (А.С. Грибоедов «Горе от ума»)

  • Слайд 23

    ОКСЮМОРОН

    Оксюморон(греч. – остроумно – глупое) стилистический приём, заключающийся в подборе словосочетания, прямые значения слов которых логически не совместимы. Смотри, ей весело грустить, Такой нарядно обнажённой. (А.А.Ахматова. «Царскосельская статуя»)

  • Слайд 24

    ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ

    Олицетворение – перенос признака живого лица на неживой (неодушевлённый) предмет. «Как белое платье пело в луче…» (А.А.Блок «Девушка пела в церковном хоре…»)

  • Слайд 25

    МЕТОНИМИЯ

    Метонимия(греч. – переименование), вид тропа, перенос название с предмета на предмет на основе их объективной близости, логической связи. « Я три тарелки съел» « Бывало ранее – на золоте едал…» (А.С. Грибоедов. «Горе от ума»)

  • Слайд 26

    Синекдоха

    Синекдоха (греч. – соотнесение) троп, вид МЕТОНИМИИ, основанный на смежности, с помощью которого целое явление обозначается через часть или множество обозначается через единицу. «Прощай, немытая Россия…» (М.Ю. Лермонтов) «И вы, мундиры голубые…» (М.Ю. Лермонтов)

  • Слайд 27

    ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ(фразеологические обороты)

    Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов, используемые в переносном значении. Я в этом деле собаку съел! А вы говорите, что я работаю спустя рукава. Если и дальше будете бить баклуши, в конце месяца останетесь с носом: зарплату не начислю!

  • Слайд 28

    Сравнение

    Сравнение – изобразительный и выразительный приём, основанный на сопоставлении явления или понятия с другими явлениями. Чаще всего сравнение оформляется в виде сравнительных оборотов: Внизу, как озеро стальное, Синеют озера струи… (Ф.И.Тютчев)

  • Слайд 29

    Гипофора

    Гипофора (вопросно-ответный ход) – это отрезок монологической речи, объединяющий вопрос (или серию вопросов) и ответ на него (или на них): Но русский язык сокращается, как шагреневая кожа, уходит, как вода вы песок. Почему? Чтобы найти ответ, нужно вспомнить, откуда язык приходит: из общения и чтения. Но дети и родители разобщены. (И.Кабыш)

  • Слайд 30

    Олицетворение

    Олицетворение – художественный приём, заключающийся в том, что при описании животных и неодушевлённых предметов они наделяются человеческими чувствами, мыслями: О чём ты воешь, ветр ночной, О чём ты сетуешь безумно? (Ф.И.Тютчев)

  • Слайд 31

    Градация

    Градация расположение слов и выражений по возрастающей или убывающей значимости: Принёс – и ослабел, и лёг Под сводом шалаша на лыки, И умер бедный раб у ног Непобедимого владыки (А.С.Пушкин)

  • Слайд 32

    Ирония

    Ирония – употребление слова или выражения в смысле, обратном буквальному, с целью насмешки, осмеяния: Отколе, умная, бредёшь ты, голова (в обращении к Ослу) (И.А. Крылов)

  • Слайд 33

    Парцелляция

    Парцелляция – дробление, деление фразы на небольшие фрагменты: А лес шумит. Тихо, проникновенно (с.Сартаков)

  • Слайд 34

    Экспрессивный повтор

    Экспрессивный повтор – эмоциональное обращение, носящее условно-обобщённый характер: А вы, надменные потомки…вы, жадною толпой стоящие у трона…таитесь вы под сению закона… (м.Ю.Лермонтов)

  • Слайд 35

    Риторический вопрос

    Риторический вопрос – риторическая фигура. Состоящая в том, что вопрос ставится не с целью получить на него ответ, а чтобы привлечь внимание читателя к тому или иному явлению: Иль нам с Европой спорить ново? Иль русский от побед отвык? (А.С.Пушкин)

  • Слайд 36

    Риторическое обращение

    Риторическое обращение – это риторическая фигура, состоящая в подчёркнутом обращении к кому-либо или чему-либо для усиления выразительности речи. Например: Цветы, любовь, деревня, праздность, поле! Я предан вам душой (А.С.Пушкин) Риторические обращения служат не столько для получения отклика от адресата речи, сколько для того, чтобы выразить отношение к тому или иному объекту, дать ему характеристику, усилить выразительность речи

  • Слайд 37

    Эллипсис

    Эллипсис – стилистическая фигура, заключающаяся в пропуске какого-либо подразумевающегося члена предложения: Мы сёла – в пепел, грады – в прах, в мечи – серпы и плуги (В.А.Жуковский)

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке