Содержание
-
«Стихи Н.А.Некрасова на уроке русского языка»
Богаткина О.В., учитель русского языка и литературы МОУ Гимназия № 44 г. Иркутска
-
Цель урока:
Анализ фрагмента стихотворения Н.А.Некрасова « Зелёный шум»; Анализ образного строя и выразительных средств; Развитие интереса у учащихся к художественному слову на уроке русского языка на основе стихотворения «Зелёный шум».
-
Николай Алексеевич Некрасов родился на Украине, 28 ноября ( 10 декабря) 1821 года, в Немирове.
-
Идет –гудет Зеленый Шум, Зеленый Шум, весенний шум! Играючи,расходится Ветер верховой: Качнет кусты ольховые, Подымет пыль цветочную, Как облако,- все зелено, И воздух, и вода! Идет- гудет Зеленый Шум, весенний шум! Как молоком облитые, Стоят сады вишневые, Тихохонько шумят…
-
Задание 1.
Какие зрительные и звуковые картины вызывают у вас название стихотворения?
-
Задание 2.
Рассмотрите репродукцию картины А.А.Рылова , которая тоже называется « Зеленый шум». Обратите внимание, как много движения в пейзаже, радости жизни.
-
Задание 3.
Какие чувства вызывает у вас весна? Расскажите об этом.
-
Словарно- грамматические упражнения
Разберите по составу слово тихохонько. Определите значение слова. Выделите корень в словах верховой, играючи. Обратите внимание, что играючи – наречие, употребленное в разговорной речи ( значение слова – « без усилий, как будто шутя»).
-
Задание 4.
Прослушайте текст стихотворения ( текст читается учителем).
-
Задание 5.
Прочитайте текст стихотворения ( про себя).
-
Задание 6.
Какое основное настроение возникает после прочтения текста?
-
Задание 7.
Как можно охарактеризовать текст по его звучанию: грустный, веселый, торжественный , печальный, радостный, светлый и т.д.?
-
Словарно- грамматические упражнения
Найдите в стихотворении слова, которые описывают шум деревьев? ( гудят, шумят, лепечут). Выпишите из текста глаголы, передающие движение ветра? ( расходятся, качнет, подымет). Скажите, какой это ветер? ( верховой , т.е. летящий вверху, в вершинах деревьев).
-
Задание 8.
Скажите, что хочет подчеркнуть автор повтором слов « шум», « шумит», « зеленый», « весенний» и « новый» в тексте?
-
Задание 9.
О чем рассказывает автор в стихотворении: о человеке, о времени года, об окружающем мире, о каком-то событии?
-
Задание 10.
Какие деревья описывает автор в стихотворении? Какое из них считается « русским» деревом? Расскажите о вашем любимом дереве, почему оно вам нравится, в какое время года вы находите его особенно красивым?
-
Задание 11.
Что вы можете сказать о некрасовском образе сосны? Прочитайте слова из текста, описывающие это дерево. ( « Пригреты теплым солнышком, шумят повеселелые сосновые леса»).
-
Задание 12.
Найдите в тексте слова, создающие цветовую гамму при описании пейзажа ( Цветочная пыль, как облако,- все зелено; как молоком облитые…; липа бледнолистая..) Как вы понимаете сравнение « как молоком облитые»?
-
Задание 13.
Ребята, о чем написано в стихотворении? Какова его тема или темы? ( тема весны, тема новой жизни, пробуждение земли…).
-
Ролевая игра.
Если бы вы были поэтом, как бы вы изобразили весенний пейзаж? Какие бы «краски» использовали, какие деревья, цветы, травы описали?
-
Задание 14.
Скажите, как можно охарактеризовать пейзаж стихотворения « Зеленый Шум»: спокойный, бурный, унылый, фантастический пейзаж?
-
Задание 15.
Как вы считаете, почему слово « Шум» написано с большой буквы? ( Некрасов обращается к народной песне, следуя которой, олицетворяет это явление и потому пишет слово с большой буквы.)
-
Игра воображения.
Расскажите, как вы понимаете образ « Зеленый Шум», кто это или что это? С каким « зимним» фольклорным и литературным образом вы знакомы? Сравните эти образы, опишите их.
-
Итоги урока:
Какие выразительные средства используются в поэтической речи? Какие любимые образы замечательного русского поэта Н.А.Некрасова мы узнали сегодня на уроке ? МОЛОДЦЫ!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.