Содержание
-
Связь предложений в тексте.Подготовка к ГИА
Учитель МОУ СОШ №7 с. ПАТРУШИ Свердловской области Суворова Г.К.
-
Повторим теорию
-
Средства связи предложений в тексте.
- лексические (слова одной тематической группы, лексический повтор) - морфологические (личное местоимение, союзы, единство временных форм глагола) - синтаксические (парцелляция)
-
Основные средства связи предложений в тексте
Название средства Слова –заместители: -местоимения -наречия -синонимы -различные оценочные обозначения - родовидовые слова -имя собственное –имя нарицательное Пример Девушка - она В лесу – там Быстро – стремительно Храбрец - богатырь Деревья – берёзы Соболевский - офицер
-
Лексические повторы Соответствие видо- временных глагольных форм анафора Золотая полка – это та, которая заводится исключительно для любимых книг. Я давно мечтаю об этом – завести золотую полку. (Ю.Олеша) Однажды человек берёт в руки книгу. У него открываются глаза на мир, он проверяет свои слова и поступки. Вдали слышался страшный шум. Вдали грохотали пушки. Вдали медленно двигались армейские колонны.
-
Предлоги. Признаком удачи художественного произведения является желание перечитать его, вернуться к нему. В силу жизненных обстоятельств мы можем и не вернуться к любимому произведению.
-
Параллелизм Противопоставление Вопросительные предложения …и что знаешь в детстве – знаешь всю жизнь…, чего не знаешь в детстве – не знаешь на всю жизнь. (М.Цветаева) Она громче захохотала, взяла его под руку и потянулась вперёд. Он попятился назад. Какие же это слова? Их так много , что неизвестно даже, с каких слов начинать.
-
Союзы Порядок слов в предложении Вводные слова Слова –организаторы логических связей Фарадей был героем моего детства. Я тоже хотел стать великим учёным. (Д.Гранин) Под навесом крыши , на самом краешке слухового окна, рядышком сидят два белых голубя… Итак, наконец, в заключении разговора… Вот, почему, из этого следует и до.
-
Средства связи предложений в тексте.
- лексические (слова одной тематической группы, лексический повтор) - морфологические (личное местоимение, союзы, единство временных форм глагола) - синтаксические (парцелляция)
-
Тренировочные упражнения
-
Задание №1
В одной персидской книге сказок повествуется о том, как рабыня царя возвела ложное обвинение на царевича, и царь, поверив ей, повелел казнить сына. Однако визирь (министр) рассказал царю о коварстве женщин и убедил его не спешить с казнью. Эти события повторяются несколько раз: в каждый следующий день рабыня приходит к царю, требуя, чтобы царевича наказали, но очередной раз визирь своим рассказом успокаивает царя. Перед вами фразы из этой книги на русском языке, но они даны вразброс: в 1 столбике - начала фраз, а во 2- их концы.
-
Соединить начало и конец каждой фразы, определив средство связи между ними.
На третий день, когда зерцало – солнце появилось из футляра востока,… На пятый день, когда с главы звёзд сорвали покров ночи,… На шестой день, когда пламя солнца показалось на востоке,… На седьмой день, когда хрусталь – солнце появился из посудного шкафа небосклона,… …рабыня царя с пылающим сердцем пришла в залу суда и начала взывать о справедливости. …рабыня царя с лицом, блиставшим, как зеркало, пришла в судную залу и начала взывать о справедливости. …рабыня царя пришла без покрова в судную залу и начала взывать о справедливости. …рабыня взяла бутылку нефти, предстала в судном зале и сказала: «Если сегодня я не добьюсь осуществления своих прав, я сожгу себя этой нефтью».
-
Комментарий к заданию
Для решения данной задачи необходимо обратить внимание на такие средства связи предложений в тексте, как понятия лексического повтора и слова одной тематической группы: Зерцало – солнце = с лицом, блиставшим, как зеркало. Сорвали покров ночи – без покрова Пламя солнца – с пылающим сердцем
-
Задание№2 Восстановите правильный порядок предложений в рассуждении.
1. А бедные люди часто совсем не получали соли. 2. За столом солонка стояла около хозяина. 3. Вот почему до наших дней сохранилось слово пересолить в смысле перестараться. 4. Особенно старался хозяин перед богатым гостем. 5. Когда-то на Руси соль была очень дорогой. 6. Больше сыпал тому, кого уважал. 7. От этого появилось выражение несолоно хлебавши, которое означает «уйти, не получив ожидаемого». 8. Он сам сыпал соль гостям. 9. И нередко пересаливал.
-
Проверим
5 2 8 6 4 9 3 1 7
-
Определите вид и средства связи предложений в тексте.
На пороге избы встретил меня старик: лысый, низкого роста, плечистый и плотный – сам Хорь.Он был похож на Сократа: такой же высокий шишковатый лоб, такие же маленькие глазки, такой же курносый нос. Крестьянин чувствовал своё достоинство, говорил и двигался медленно, изредка посмеивался из-под длинных усов. Хорь был человек положительный. Это проявлялось в его выдержанности и в отношении к людям. Они же ценили и другие качества мужика. Хозяйственность, умение правильно распорядиться временем, наладить быт делали Хоря человеком авторитетным.
-
Проверим
1 текст – параллельная связь - морфологические (личное местоимение, единство видовременных форм глаголов) - лексические (слова одной тематической группы) 2 текст – цепная связь -морфологические (местоимения: указательное и личное, единство видовременных форм глаголов) 4. Рассмотрим, например, средства связи предложений в стихотворении А. Блока:
-
Рассмотрим средства связи предложений в стихотворении А. Блока
Исчезающий день, погасающий свет. Открывая окно, увидал я сирень. Это было весной – в улетающий день. Раздышались цветы – и на темный карниз Передвинулись тени ликующих риз. Задыхалась тоска, занималась душа, Распахнул я окно, трепеща и дрожа. И не помню – откуда дохнула в лицо, Запевая, сгорая, взошла на крыльцо.
-
В этом тексте использованы следующие средства: - прямой лексический повтор (день), - контекстуальные синонимы (исчезающий, погасающий, улетающий), - контекстуальные антонимы (исчезать – заниматься), -одинаковые временные формы глагола, - синтаксический параллелизм.
-
Сократите текст. Соедините содержание микротем в текст, используя средства связи предложений.
Не так давно учёные считали, что успех в жизни напрямую связан с нашими интеллектуальными способностями. Чем больше человек знает и умеет, тем больше вероятность того, что он многого добьётся в жизни. Однако оказывается, что будущие профессиональные перспективы определяются не только объёмом и качеством всего, что нам удалось узнать в школе. Как утверждают современные учёные, наполненная знаниями голова ещё не спасает от серьёзных жизненных неудач и провалов. Интеллектуальные способности и навыки, необходимые для последующей работы, — это всего лишь основа, фундамент. На этом фундаменте здание профессионального успеха может быть построено только в том случае, если человек обладает определёнными личностными свойствами.
-
Используемые ресурсы
ГИА – 9. Русский язык. 9 класс. Подготовка к ГИА-9. Под редакцией Н.А. Сениной. 2010 год Интернет
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.