Презентация на тему "Текст как речевое произведение"

Презентация: Текст как речевое произведение
Включить эффекты
1 из 20
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.5
19 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентационная работа по русскому языку, которая познакомит школьников с текстом, как литературной единицей и его структурой. Все это делается для того, чтобы ученик понимал составляющие текста и мог самостоятельно ориентируясь, составлять свои грамотные тексты.

Краткое содержание

  • Изучаем текст как речевое произведение
  • Структура текста
  • Связь предложений в тексте
  • Средства художественной изобразительности
  • Типы текста

Содержание

  • Презентация: Текст как речевое произведение
    Слайд 1

    Текст как речевое произведение

    Просвирнина Альбина Афанасьевна

    МОУ лицей № 1 г.Мурманск

  • Слайд 2

    Понимание текста – процесс творческий

    «Понимание есть повторение процесса творчества в измененном порядке.»(А.А.Потебня)

  • Слайд 3

    основные особенности текста

    ТЕКСТ – от лат.textus-«ткань», «словесное единство»

    1.Тематическое единство предложений.

    2.Смысловое единство предложений.

    3.Способы связи между предложениями.

    4.Стиль речи.

    5.Тип текста(речи).

    6.Текст можно озаглавить.

  • Слайд 4

    ПОМНИТЕ!

    • ТЕМА ТЕКСТА – это то, о чем в нем говорится, что положено в его основу.
    • Можно задать вопрос: о чем говорится в тексте?
    • ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ ТЕКСТА –это его вывод, жизненный урок.
    • Можно задать вопрос: чему учит текст? С какой целью автор написал текст?
  • Слайд 5

    ЗАГОЛОВОК (ЗАГЛАВИЕ) ТЕКСТА –это название произведения или отдельных его частей.

    Заглавие отражает либо тему, либо основную мысль текста. Заглавие помогает предположить, что будет в тексте, спрогнозировать возможное развитие событий, понять идейный смысл текста.

  • Слайд 6

    СВЯЗЬ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕКСТЕ

    ЦЕПНАЯ ПАРАЛЛЕЛЬНАЯ

  • Слайд 7

    Основные средства связи между предложениями в тексте

    -однотематическая лексика;

    -лексический повтор;

    -синонимы(в том числе контекстуальные);

    -антонимы(в том числе контекстуальные);

    -союзы;

    -местоимения;

    -наречия;

    -вводные слова,указывающие на порядок явлений(мыслей) и связь между ними;

  • Слайд 8

    -числительные;

    -частицы;

    -видовременная соотнесенность глагольных форм;

    -порядок слов в предложении;

    -неполные предложения;

    -интонационные связи между предложениями( особая роль вопросительных предложений в тексте).

  • Слайд 9

    Средства художественной изобразительности

    Звуковые средства:

    -благозвучие;

    -аллитерация, ассонанс;

    -звуковые повторы;

    -звуковой символизм;

    -ритм и интонация.

  • Слайд 10

    Словесные средства:

    -эпитет –художественное определение, в котором автор выражает свое отношение к предмету

    -сравнение –уподобление одного предмета,явления, действия другому

    -аллегория –иносказание

    -перифраз-описательный оборот речи, применяемый для замены слов или слова, чтобы избежать повторения

  • Слайд 11

    -метафора-слово или выражение в переносном значении

    -метонимия – вид тропа,в котором явление или предмет обозначается с помощью других слов или понятий

    -синекдоха – вид тропа, в котором переносится значение одного слова на другое на основе замены количественных отношений: часть вместо целого

  • Слайд 12

    -литота –художественное преуменьшение

    -гипербола-художественное преувеличение

    -олицетворение-представление неодушевленного предмета в виде живого существа

    -ирония- скрытая насмешка

  • Слайд 13

    стилистические фигуры: анафора, эпифора,

    антитеза, градация, оксюморон, паралле-

    лизм, повторение, риторический вопрос,

    риторическое восклицание, риторическое

    обращение, эллипсис и др.

  • Слайд 14

    ТИПЫ ТЕКСТА (РЕЧИ)

    ОПИСАНИЕ

    1)вопрос какой предмет?

    перечисление постоянных и однородных признаков;

    2)композиция:

    -общее впечатление от предмета;

    -признаки предмета;

    -оценка предмета;

    3)связь предложений: параллельная

  • Слайд 15

    ПОВЕСТВОВАНИЕ

    1)вопрос что произошло? что делает предмет?

    описание действий,происходящих последовательно;

    2)композиция:

    -начало действия;

    -развитие действия;

    -кульминация;

    -развязка действия;

    3)связь предложений: цепная

  • Слайд 16

    РАССУЖДЕНИЕ

    1)вопрос почему? зачем?

    объяснение фактов,событий с указанием причинно-следственных связей;

    2)композиция:

    -тезис;

    -доказательства;

    -вывод;

    3)связь предложений: цепная

  • Слайд 17

    Стили речи

  • Слайд 18
  • Слайд 19
  • Слайд 20

    Д.С.Лихачев:

    «Наша речь-важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума…»

Посмотреть все слайды

Конспект

-1-

ПРОСВИРНИНА АЛЬБИНА АФАНАСЬЕВНА

МОУ лицей № 1 г.Мурманск

На протяжении всех лет обучения русскому языку учащиеся обязательно работают с текстом: учатся не только читать и понимать прочитанное, но и создавать свои тексты, устные и письменные высказывания. Однако не все успешно справляются с поставленной задачей: читают и не понимают прочитанное, затрудняются в создании монологической речи как устной, так и письменной. С этой целью и проводится на уроках детальный анализ текста, чтобы учащиеся получали полную информацию о тексте, которая помогает

в его осмыслении и усвоении, помогает строить собственные тексты.

В данной презентации представлены основные признаки текста, с которыми учащиеся знакомятся поэтапно, от класса к классу.Однако в каждом представленном слайде присутствует информация о тексте, которую частично (или полностью) учащиеся получают уже с 5-го класса, поэтому любой слайд уместен на уроке в классе любой параллели неполной средней школы(в зависимости от информации,которой владеют уч-ся) и в старших классах.

1.Основные признаки текста:

-тематическое единство предложений;

-смысловое единство предложений;

-связь между предложениями в тексте;

-стиль речи;

-тип речи;

-текст можно озаглавить.

2.Определения основных признаков текста.

Тема текста- это то, о чем в нем рассказывается.

Основная мысль текста- это его вывод, жизненный урок.

Заглавие – название текста или его отдельных частей.Оно отражает либо тему текста, либо его основную мысль.

3.Связь между предложениями:

-цепная(когда каждое последующее предложение зависит от предыдущего);

-параллельная (когда все последующие предложения поясняют первое).

4.Средства связи между предложениями в тексте (лексические и грамматические):

-однотематическая лексика;

-лексический повтор;

-синонимы( в том числе и контекстуальные);

-антонимы(в том числе и контекстуальные);

-союзы;

-местоимения;

-наречия;

-видовременная соотнесенность глагольных форм;

-числительные;

-частицы;

-вводные слова;

-порядок слов в предложении;

-неполные предложения;

-2-

-интонационные связи между предложениями(особая роль вопросительных предложений в тексте).

5.Средства художественной изобразительности.

Звуковые средства:

-благозвучие;

-аллитерация, ассонанс;

-звуковые повторы(повтор сочетаний звуков);

-звуковой символизм;

-ритм и интонация.

Словесные средства:

-эпитет;

-сравнение;

-аллегория;

-перифраз(перифраза);

-метафора, метонимия, синекдоха, литота, гипербола, олицетворение, ирония;

фигуры: анафора, эпифора, антитеза, градация, оксюморон, параллелизм, повторение,риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение, эллипсис и др.

6.Типы речи:

-описание,

-повествование;

-рассуждение.

7.Стили речи и их признаки.

Как показывает практика, представленный в презентации материал помогает учащимся в работе над анализом чужого текста и в работе над созданием собственного текста (сочинение, сообщение, доклад).Этот материал может быть оформлен в виде памяток в папке.

-1-

ПРОСВИРНИНА АЛЬБИНА АФАНАСЬЕВНА

МОУ лицей № 1 г.Мурманск

На протяжении всех лет обучения русскому языку учащиеся обязательно работают с текстом: учатся не только читать и понимать прочитанное, но и создавать свои тексты, устные и письменные высказывания. Однако не все успешно справляются с поставленной задачей: читают и не понимают прочитанное, затрудняются в создании монологической речи как устной, так и письменной. С этой целью и проводится на уроках детальный анализ текста, чтобы учащиеся получали полную информацию о тексте, которая помогает

в его осмыслении и усвоении, помогает строить собственные тексты.

В данной презентации представлены основные признаки текста, с которыми учащиеся знакомятся поэтапно, от класса к классу.Однако в каждом представленном слайде присутствует информация о тексте, которую частично (или полностью) учащиеся получают уже с 5-го класса, поэтому любой слайд уместен на уроке в классе любой параллели неполной средней школы(в зависимости от информации,которой владеют уч-ся) и в старших классах.

1.Основные признаки текста:

-тематическое единство предложений;

-смысловое единство предложений;

-связь между предложениями в тексте;

-стиль речи;

-тип речи;

-текст можно озаглавить.

2.Определения основных признаков текста.

Тема текста- это то, о чем в нем рассказывается.

Основная мысль текста- это его вывод, жизненный урок.

Заглавие – название текста или его отдельных частей.Оно отражает либо тему текста, либо его основную мысль.

3.Связь между предложениями:

-цепная(когда каждое последующее предложение зависит от предыдущего);

-параллельная (когда все последующие предложения поясняют первое).

4.Средства связи между предложениями в тексте (лексические и грамматические):

-однотематическая лексика;

-лексический повтор;

-синонимы( в том числе и контекстуальные);

-антонимы(в том числе и контекстуальные);

-союзы;

-местоимения;

-наречия;

-видовременная соотнесенность глагольных форм;

-числительные;

-частицы;

-вводные слова;

-порядок слов в предложении;

-неполные предложения;

-2-

-интонационные связи между предложениями(особая роль вопросительных предложений в тексте).

5.Средства художественной изобразительности.

Звуковые средства:

-благозвучие;

-аллитерация, ассонанс;

-звуковые повторы(повтор сочетаний звуков);

-звуковой символизм;

-ритм и интонация.

Словесные средства:

-эпитет;

-сравнение;

-аллегория;

-перифраз(перифраза);

-метафора, метонимия, синекдоха, литота, гипербола, олицетворение, ирония;

фигуры: анафора, эпифора, антитеза, градация, оксюморон, параллелизм, повторение,риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение, эллипсис и др.

6.Типы речи:

-описание,

-повествование;

-рассуждение.

7.Стили речи и их признаки.

Как показывает практика, представленный в презентации материал помогает учащимся в работе над анализом чужого текста и в работе над созданием собственного текста (сочинение, сообщение, доклад).Этот материал может быть оформлен в виде памяток в папке.

Скачать конспект

Сообщить об ошибке