Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.
Добавить свой комментарий
Аннотация к презентации
Презентационная работа по русскому языку, которая познакомит школьников с текстом, как литературной единицей и его структурой. Все это делается для того, чтобы ученик понимал составляющие текста и мог самостоятельно ориентируясь, составлять свои грамотные тексты.
«Понимание есть повторение процесса творчества в измененном порядке.»(А.А.Потебня)
Слайд 3
основные особенности текста
ТЕКСТ – от лат.textus-«ткань», «словесное единство»
1.Тематическое единство предложений.
2.Смысловое единство предложений.
3.Способы связи между предложениями.
4.Стиль речи.
5.Тип текста(речи).
6.Текст можно озаглавить.
Слайд 4
ПОМНИТЕ!
ТЕМА ТЕКСТА – это то, о чем в нем говорится, что положено в его основу.
Можно задать вопрос: о чем говорится в тексте?
ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ ТЕКСТА –это его вывод, жизненный урок.
Можно задать вопрос: чему учит текст? С какой целью автор написал текст?
Слайд 5
ЗАГОЛОВОК (ЗАГЛАВИЕ) ТЕКСТА –это название произведения или отдельных его частей.
Заглавие отражает либо тему, либо основную мысль текста. Заглавие помогает предположить, что будет в тексте, спрогнозировать возможное развитие событий, понять идейный смысл текста.
Слайд 6
СВЯЗЬ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕКСТЕ
ЦЕПНАЯ ПАРАЛЛЕЛЬНАЯ
Слайд 7
Основные средства связи между предложениями в тексте
-однотематическая лексика;
-лексический повтор;
-синонимы(в том числе контекстуальные);
-антонимы(в том числе контекстуальные);
-союзы;
-местоимения;
-наречия;
-вводные слова,указывающие на порядок явлений(мыслей) и связь между ними;
Слайд 8
-числительные;
-частицы;
-видовременная соотнесенность глагольных форм;
-порядок слов в предложении;
-неполные предложения;
-интонационные связи между предложениями( особая роль вопросительных предложений в тексте).
Слайд 9
Средства художественной изобразительности
Звуковые средства:
-благозвучие;
-аллитерация, ассонанс;
-звуковые повторы;
-звуковой символизм;
-ритм и интонация.
Слайд 10
Словесные средства:
-эпитет –художественное определение, в котором автор выражает свое отношение к предмету
-сравнение –уподобление одного предмета,явления, действия другому
-аллегория –иносказание
-перифраз-описательный оборот речи, применяемый для замены слов или слова, чтобы избежать повторения
Слайд 11
-метафора-слово или выражение в переносном значении
-метонимия – вид тропа,в котором явление или предмет обозначается с помощью других слов или понятий
-синекдоха – вид тропа, в котором переносится значение одного слова на другое на основе замены количественных отношений: часть вместо целого
Слайд 12
-литота –художественное преуменьшение
-гипербола-художественное преувеличение
-олицетворение-представление неодушевленного предмета в виде живого существа
-ирония- скрытая насмешка
Слайд 13
стилистические фигуры: анафора, эпифора,
антитеза, градация, оксюморон, паралле-
лизм, повторение, риторический вопрос,
риторическое восклицание, риторическое
обращение, эллипсис и др.
Слайд 14
ТИПЫ ТЕКСТА (РЕЧИ)
ОПИСАНИЕ
1)вопрос какой предмет?
перечисление постоянных и однородных признаков;
2)композиция:
-общее впечатление от предмета;
-признаки предмета;
-оценка предмета;
3)связь предложений: параллельная
Слайд 15
ПОВЕСТВОВАНИЕ
1)вопрос что произошло? что делает предмет?
описание действий,происходящих последовательно;
2)композиция:
-начало действия;
-развитие действия;
-кульминация;
-развязка действия;
3)связь предложений: цепная
Слайд 16
РАССУЖДЕНИЕ
1)вопрос почему? зачем?
объяснение фактов,событий с указанием причинно-следственных связей;
2)композиция:
-тезис;
-доказательства;
-вывод;
3)связь предложений: цепная
Слайд 17
Стили речи
Слайд 18
Слайд 19
Слайд 20
Д.С.Лихачев:
«Наша речь-важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума…»
Посмотреть все слайды
Конспект
-1-
ПРОСВИРНИНА АЛЬБИНА АФАНАСЬЕВНА
МОУ лицей № 1 г.Мурманск
На протяжении всех лет обучения русскому языку учащиеся обязательно работают с текстом: учатся не только читать и понимать прочитанное, но и создавать свои тексты, устные и письменные высказывания. Однако не все успешно справляются с поставленной задачей: читают и не понимают прочитанное, затрудняются в создании монологической речи как устной, так и письменной. С этой целью и проводится на уроках детальный анализ текста, чтобы учащиеся получали полную информацию о тексте, которая помогает
в его осмыслении и усвоении, помогает строить собственные тексты.
В данной презентации представлены основные признаки текста, с которыми учащиеся знакомятся поэтапно, от класса к классу.Однако в каждом представленном слайде присутствует информация о тексте, которую частично (или полностью) учащиеся получают уже с 5-го класса, поэтому любой слайд уместен на уроке в классе любой параллели неполной средней школы(в зависимости от информации,которой владеют уч-ся) и в старших классах.
1.Основные признаки текста:
-тематическое единство предложений;
-смысловое единство предложений;
-связь между предложениями в тексте;
-стиль речи;
-тип речи;
-текст можно озаглавить.
2.Определения основных признаков текста.
Тема текста- это то, о чем в нем рассказывается.
Основная мысль текста- это его вывод, жизненный урок.
Заглавие – название текста или его отдельных частей.Оно отражает либо тему текста, либо его основную мысль.
3.Связь между предложениями:
-цепная(когда каждое последующее предложение зависит от предыдущего);
-параллельная (когда все последующие предложения поясняют первое).
4.Средства связи между предложениями в тексте (лексические и грамматические):
-однотематическая лексика;
-лексический повтор;
-синонимы( в том числе и контекстуальные);
-антонимы(в том числе и контекстуальные);
-союзы;
-местоимения;
-наречия;
-видовременная соотнесенность глагольных форм;
-числительные;
-частицы;
-вводные слова;
-порядок слов в предложении;
-неполные предложения;
-2-
-интонационные связи между предложениями(особая роль вопросительных предложений в тексте).
фигуры: анафора, эпифора, антитеза, градация, оксюморон, параллелизм, повторение,риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение, эллипсис и др.
6.Типы речи:
-описание,
-повествование;
-рассуждение.
7.Стили речи и их признаки.
Как показывает практика, представленный в презентации материал помогает учащимся в работе над анализом чужого текста и в работе над созданием собственного текста (сочинение, сообщение, доклад).Этот материал может быть оформлен в виде памяток в папке.
-1-
ПРОСВИРНИНА АЛЬБИНА АФАНАСЬЕВНА
МОУ лицей № 1 г.Мурманск
На протяжении всех лет обучения русскому языку учащиеся обязательно работают с текстом: учатся не только читать и понимать прочитанное, но и создавать свои тексты, устные и письменные высказывания. Однако не все успешно справляются с поставленной задачей: читают и не понимают прочитанное, затрудняются в создании монологической речи как устной, так и письменной. С этой целью и проводится на уроках детальный анализ текста, чтобы учащиеся получали полную информацию о тексте, которая помогает
в его осмыслении и усвоении, помогает строить собственные тексты.
В данной презентации представлены основные признаки текста, с которыми учащиеся знакомятся поэтапно, от класса к классу.Однако в каждом представленном слайде присутствует информация о тексте, которую частично (или полностью) учащиеся получают уже с 5-го класса, поэтому любой слайд уместен на уроке в классе любой параллели неполной средней школы(в зависимости от информации,которой владеют уч-ся) и в старших классах.
1.Основные признаки текста:
-тематическое единство предложений;
-смысловое единство предложений;
-связь между предложениями в тексте;
-стиль речи;
-тип речи;
-текст можно озаглавить.
2.Определения основных признаков текста.
Тема текста- это то, о чем в нем рассказывается.
Основная мысль текста- это его вывод, жизненный урок.
Заглавие – название текста или его отдельных частей.Оно отражает либо тему текста, либо его основную мысль.
3.Связь между предложениями:
-цепная(когда каждое последующее предложение зависит от предыдущего);
-параллельная (когда все последующие предложения поясняют первое).
4.Средства связи между предложениями в тексте (лексические и грамматические):
-однотематическая лексика;
-лексический повтор;
-синонимы( в том числе и контекстуальные);
-антонимы(в том числе и контекстуальные);
-союзы;
-местоимения;
-наречия;
-видовременная соотнесенность глагольных форм;
-числительные;
-частицы;
-вводные слова;
-порядок слов в предложении;
-неполные предложения;
-2-
-интонационные связи между предложениями(особая роль вопросительных предложений в тексте).
фигуры: анафора, эпифора, антитеза, градация, оксюморон, параллелизм, повторение,риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение, эллипсис и др.
6.Типы речи:
-описание,
-повествование;
-рассуждение.
7.Стили речи и их признаки.
Как показывает практика, представленный в презентации материал помогает учащимся в работе над анализом чужого текста и в работе над созданием собственного текста (сочинение, сообщение, доклад).Этот материал может быть оформлен в виде памяток в папке.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.