Содержание
-
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 1№ с. Новоселицкого Новоселицкого района Ставропольского края Работа с текстом как средство формирования личности ученика Учитель русского языка и литературы Сергеева Ольга Павловна 2011г.
-
Позиции построения педагогического процесса, основанного на идеях технологий деятельностного обучения в процессе преподавания русского языка и литературы: *формирование широкой и осознанной мотивации обучения; *дифференцирование для каждого учащегося объёма полезной информации; *формирование целеустремлённости для продолжения образования в ВУЗе; *интеллектуальное раскрепощение учащихся на основе их самостоятельной творческой работы; *возможность способным детям реализовать свой умственный и творческий потенциал.
-
Принципы деятельностного обучения: *признание права ребёнка на выбор уровня обучения; *психологическая установка – возьми столько, сколько сможешь, но не меньше обязательного; *ставка на самостоятельность и самодеятельность детей; *увлечённость, рождённая интересным преподаванием, замена принуждения желанием, которое порождает успех.
-
Основные позиции деятельностного обучения на уроках русского языка и литературы: *ученик – субъект обучения. Образовательный процесс – процесс субъектного воздействия, основанный на диалоге, обмене мыслями, сотрудничестве с учителем, одноклассниками, текстом и его автором. (Всё подчинено формированию личности ученика). * Создание активной речевой среды, способствующей развитию познавательных, эмоциональных, духовных, речевых способностей, формированию творческой личности с индивидуальным языком и стилем. (Усвоение знаний из целей образования превращается в средство развития способностей).
-
* Подготовка дидактического материала и построение учебного процесса основывается на глубоком знании и грамотном использовании психологических, возрастных и индивидуальных особенностей личности. *Свойства личности не «задаются» в соответствии с нормативами, а приобретают статус «востребованных», поскольку они изначально заложены природой как потенциал его личностного самообразования. *Ученику предоставляется свобода выбора цели, содержания, способов обучения. *Меняется критерий ценности учителя, умеющего на мотивационной основе организовать педагогический процесс.
-
Использование текста как средства осуществления личностно ориентированного подхода при изучении русского языка обеспечивает решение таких важных проблем, как приобщение учащихся к духовному богатству и красоте родного языка, воспитание вдумчивого и бережного отношения к слову, формирование личности, осознающей необходимость своего культурно – речевого совершенствования.
-
Система упражнений, развивающих языковую способность учащихся тестов, заданий на выявление существенных признаков понятий, опознание данного языкового явления в тексте, на языковой анализ. Логико – грамматические задания:
-
Творческие задания: * по развитию языковой догадки (проблемные вопросы, задания на звуко и словотворчество); *по развитию логического мышления (заполнение пропусков в тексте, изложение лингвистического текста, построение рассуждения на лингвистическую тему);
-
*по развитию образного мышления (упражнения по сопоставлению словесных, музыкальных и живописных образов, определению цветового или графического эквивалента изучаемых языковых явлений; языковой анализ средств образности; сочинения на лингвистические и свободные темы, требующие использования тропов, фигур речи; *по развитию эмоциональной стороны речи (упражнения на развитие интонационной выразительности устной речи, на анализ языковых средств, создающих определённую эмоциональную окрашенность текста, на использование в речи различных экспрессивных средств; сочинение художественных текстов, передающих настроения, чувства детей.
-
Задания для работы с текстом Определение стиля текста и типа речи. *Подумайте, почему тексты, «смешанные» по типу речи, встречаются чаще, чем тексты, в которых использован один тип речи. *Найдите основную мысль текста. Докажите, что вы не ошиблись. *Докажите, что вы прочитали текст – рассуждение. *Согласны ли вы, что рассуждение построено по дедуктивной схеме? *Какова проблема, поднятая в тексте?
-
Освоение приёмов логического разворачивания основной мысли. *Сформулируйте или найдите основной тезис текста. *Какой вид связи оформляет основу структуры текста? *Какие доводы приводит автор в подтверждение своей мысли? *Постройте схему текста, включая в неё доводы оппонента.
-
Работа с языковыми средствами, обеспечивающими связность текста. *Сколько в тексте микротем? Почему? * Постройте схемы микротем. *Постройте схему текста – рассуждения. *Как ваш анализ помогает понять смысл текста?
-
Изобразительно – выразительные средства. *Какие средства выразительности не используются в тексте? *Вам предстоит поработать с художественным описанием. Какие изобразительные средства вы ожидаете найти в этом тексте? *Какие тропы и риторические фигуры использует автор, чтобы передать свою мысль? *Составьте небольшое связное рассуждение об особенностях использования средств выразительности в данном тексте.
-
Лингвинистический, риторический и стилистический аспекты при комплексном анализе текста 1.Как автор передаёт свою мысль и авторскую позицию в соответствии с требованиями выбранной сферы общения? 6.Обобщите свои выводы: каков целостный авторский замысел в вашем понимании (в вашей интерпретации)? 2.Каково содержание текста: его тема, основная мысль, нравственная проблема, каковы авторские аргументы, насколько они уместны в выбранной сфере общения? 3.Рассмотрите композицию текста: как с помощью материала автор привлекает и удерживает внимание читателя к своей мысли. 4.Обобщите свои наблюдения над изобразительно – выразительными средствами (ИВС). 5.Определите, как автор придаёт тексту проблемный характер, какую проблему он ставит перед читателем.
-
Типы уроков при работе с текстом: Этапы урока: целеполагание планирование исследование дискуссия урок – исследование урок словесности урок - деловая игра
-
Опорные карточки при работе с текстом ОК 2. Средства художественной изобразительности: звуковые (благозвучие, аллитерация, ассонанс, повтор сочетаний звуков, ритм, интонация), лексические (эпитет, сравнение, метафора, метонимия, синекдоха, олицетворение, гипербола). ОК1. Основные средства связи между предложениями в тексте: лексические (однотематическая лексика, лексический повтор, синонимы (в том числе контекстуальные), антонимы, союзы, местоимения, наречия, видовременная соотнесённость глагольных форм, числительные, частицы, вводные слова (указывающие на порядок явлений, мыслей и связь между ними), грамматические.
-
Карточки для самопроверки Выделяются ключевые слова, связанные с темами текста. - Какие слова вы считаете наиболее важными для понимания текста? - Помогают ли эти слова определить тему и основную мысль текста? - Сформулируйте определение ключевых слов. - Какова роль первого предложения в данном тексте? - К какому стилю относится данный текст?
-
Задания на выбор учащихся: Спишите текст. Иллюстрацией каких орфографических правил могут быть слова данного текста? Подчеркните грамматические основы простых предложений в составе сложного, назовите их вид.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.