Содержание
-
Издательство «Русское слово» совместно с ФИПИ
Русский язык
Типичные ошибки при выполнении заданий Единого государственного экзамена»
-
Пособие адресовано учителям,методистам и учащимся для самостоятельной подготовкик ЕГЭ
- проанализированы типичные ошибки, допускаемые при выполнении заданий ЕГЭ по русскому языку
- даны рекомендации по подготовке к экзамену
- демонстрационный и тренировочный варианты работы
- орфоэпический минимум
- комментарии к заданию с развернутым ответом
-
Ошибки в области фонетики и орфоэпии
«…ученики часто анализируют не звуки, опираясь на законы устной речи, а буквы, которые изображают их в письменной речи.
Часто выпускники ошибаются в определении звука, обозначаемого буквой ё, квалифицируя его как [э], а не как [о]. Причина такой ошибки
заключается в том, что ученик не произносит слово, а опирается на его графический облик.
Например, в словах поджог и поджёг экзаменуемые усматривают разные гласные звуки».
-
«…устная форма работы должна быть на уроках фонетики доминирующей. Учащиеся должны произносить слова, вслушиваясь в их конкретное звучание и опираясь на знание основных фонетических законов русского языка (неразличение о и а в безударных слогах(«аканье»); редукция других гласных звуков в безударной позиции первой и второй степени; оглушение звонких согласных в абсолютном конце слова или перед следующими глухими согласными; озвончение глухих согласных перед следующими звонкими согласными), проводить фонетический анализ, соблюдая определённый порядок: от звука к букве, а не наоборот».
Методические рекомендации
-
Без указанных выше знаний и умений в области русской фонетики, понимания сущности русского
словесного ударения и его особенностей (разноместности и подвижности), без умения произносить с правильным ударением конкретные общеупотребительные слова разных частей речи нельзя обойтись
«…хуже решаются задания, в которых использована лексика с распространёнными в молодёжной речи орфоэпическими ошибками («катАлог, нАчав, тортЫ»).Поэтому на уроках русского языка следует больше внимания уделять изучению основных норм произношения и ударения современного русского литературного языка. Основой такого подхода должны стать постоянное внимание к звучащей речи учащихся, систематическая работа со словарями».
-
Ошибки в области морфемики и словообразования
«...необходимо обращать внимание на модели образования слов в русском языке, на связь между значением слова и его составом…
следует убедить учащихся в том, что анализ слова по составу является разновидностью смыслового анализа, в ходе которого вычленяются значимые части слова, то есть морфемы, а также результатом словообразовательного анализа, заключающегося в установлении последовательности и особенностей образования того или иного слова».
-
Ошибки, связанные с нарушением норм русского литературного языка( лексика, морфология,
синтаксис)
Причины этих ошибок во многом объясняются процессами, происходящими в современном языке:
широко распространённые в речи ошибочные грамматические формы часто воспринимаются носителями языка как верные и наоборот, что и приводит к ошибкам при выполнении экзаменационного теста.
Зачастую отклонения от морфологической нормы в речи возникают под влиянием просторечия и диалектов.
-
Поэтому важнейшим направлением в работе по формированию норм современного русского языка должен стать учёт упомянутых выше факторов и постоянное внимание к речи учащихся.
Особое внимание в этом процессе следует уделять
- работе со словарями,
- семантическому аспекту синтаксиса.
- Методические рекомендации
-
Ошибки в области морфологии
Причины :
1. многие школьники считают так называемые «теоретические» разделы курса русского языка узкоспециальными, «филологическими», недооценивая системные связи между уровнями языка, поэтому усвоение данного материала поверхностно;
2. у значительной части учащихся слабо сформированы аналитические умения, и этот недостаток проявляется при выполнении заданий различных разделов курса
-
Ошибки в области орфографии
Успешность обучения орфографии на уровне овладения практической грамотностью
во многом зависит от усвоения знаний в области фонетики, лексики, грамматики, а также
от уровня речевого развития выпускника, и прежде всего всех видов речевой деятельности: чтения, письма, слушания и говорения.
-
«…в центре внимания на уроках
по орфографии традиционно оказывается только письмо, причём организованное не на осознанном оперировании правилами, а на уровне заучивания формулировок. Отсюда возникает основная проблема в усвоении орфографии:
«Правило знаю — применять не умею».
Методические рекомендации
-
Актуальным сегодня оказывается высказывание А.М. Пешковского о том, что обучение на основе правил не состоит только из внедрения правил в сознание учащихся,
«что надо учить и процессу применения правил к практике».
Осмысление этих слов предполагает чётко разработанную процедуру изучения каждого орфографического правила как учебно-научного текста, содержащего определённую лингвистическую информацию
Методические рекомендации
-
Ошибки в области синтаксиса
Задание А8- самое трудное во всей работе .
Это обусловлено тем, что ученики не владеют материалом на понятийном уровне.
Многие методические просчёты при изучении синтаксиса и пунктуации связаны с тем,
что при анализе того или иного синтаксического или пунктуационного явления не учитываются его особенности:
- смысловые,
- грамматические,
- интонационные,
- пунктуационные,
- особенности употребления в речи.
-
Ошибки в области речеведения
«…умения определять функционально-смысловые типы речи (А29), средства связи предложений в тексте (В7), средства выразительности (В8) служат основой важнейшего коммуникативного умения — умения создавать связное высказывание при построении логически цельного текста…
остаётся недостаточно усвоенным раздел, связанный с анализом структуры текста, выяснением способов и средств связи предложений в тексте, что проявляется в третьей части работы в нарушении логики развития мысли (логические ошибки)».
-
Характеристика типичных ошибок при выполнении задания с развернутым ответом
-
Ошибки по критерию К1(формулировка проблем исходного текста)
Ошибки фундаментального типа обусловлены неспособностью ученика адекватно понимать смысл прочитанного:
- выделять главное,
- вычленять смысловые части,
- исследовать развитие мысли,
- раскрывать соотношение и внутреннюю связь отдельных частей, их функцию в структуре целого.
Текст воспринимается учеником не как цельное высказывание, подчинённое реализации авторской мысли, а как совокупность изолированных смысловых сигналов( так воспринимают иностранную речь).
Ошибки этого типа – проявление несформированности базовых навыков чтения и понимания прочитанного, поэтому работа над устранением таких ошибок является предметом систематического курса
-
Говоря проще, ученик знает, «что» написать, но не знает, «как» написать.
Ошибки этого типа зачастую вызваны либо неверной реализацией тех или иных методических рекомендаций, либо неотработанностью исполнительских действий.
2.Ошибки, связанные с неумением на операционном уровне реализовать то или иное знание, то есть с отсутствием инструментальных навыков.
-
1) Перевод проблемы в узкий план (в план темы); при этом формулировка проблемы превращается не в смысловую задачу, а в сугубо грамматическую: «Автор посвящает свой текст проблеме осени»; «Автор в своём
тексте поднимает проблему Москвы»; .
2)Неоправданное расширение проблемы:
«Автор, рассказывая нам о случае из жизни командированного, показывает нам борьбу Зла и Добра»
Выделим следующие группы ошибок этого типа:
-
На внешнем уровне эти ошибки фиксируются экспертами как неверное понимание текста.
Однако причина их появления лежит
в иной плоскости: ученик пытается материал текста ( тему) перевести
в общий план, но при этом, не имея четкого представления о смысле текста, теряет границы конкретной проблемы.
Необходима диагностика ошибок.
Методические рекомендации
-
Ошибки по критерию К2 (комментарий к сформулированной проблеме)
Комментарий ограничен следующим:
• целевой установкой;
• объектом комментирования;
• обязательной направленностью комментария.
Факт направленности имеет решающее значение для отбора комментируемых мест текста;
• объёмом.
-
Комментарий (пояснение) может иметь двоякий характер.
Он может быть текстуальным, то есть объяснять текст, следовать за автором в
раскрытии проблемы.
Другой вид комментария — концепционный.
Здесь, опираясь на понимание проблемы, экзаменуемый даёт различного
рода интерпретации. Однако как в первом, так и во втором случае комментарий должен осуществляться с опорой на прочитанный текст.
Методические рекомендации
-
Комментарий текста -«дешифровка» его содержания
В зависимости от того, к какому жанру ближе сочинение учащегося, проблема, содержащаяся в исходном тексте, может быть:
• свободно прокомментирована учеником с опорой на предложенный текст;
• представлена при изложении собственной точки зрения с опорой на предложенный текст.
Отклонение от проблемы исходного текста характерно для работ, посвященных анализу текстов художественного стиля.
Автор сочинения выделяет какой-либо компонент (пейзаж, интерьер, событие), который хотя и играет важную роль в создании картины, но к проблеме имеет косвенное отношение, и, разрабатывая этот материал, ученик непроизвольно деформирует содержание текста
-
Ошибки по критерию К3 (отражение авторской позиции) связаны с К1
Исходя из специфики третьей части экзаменационной работы и учитывая коммуникативные задачи, которые решает выпускник, выполняя задание этой части, важно руководствоваться не только и даже не столько логическим, сколько риторическим (коммуникативным) пониманием аргументации.
-
В работе экзаменуемый может использовать следующие типы аргументов:
Логические (рациональные) аргументы.
1. Факты (представлены в предложениях, фиксирующих эмпирические знания).
2. Выводы науки (теории, гипотезы, аксиомы и т.д.).
3. Статистика (количественные показатели развития производства и общества).
4. Объективные показатели состояния дел (например: Волга длиннее Оки).
5. Законы природы.
-
6. Определение, задача которого — обобщить, дать представление о предмете как части более широкой категории с учётом выявленных сущностных признаков определяемого предмета.
7. Положения юридических законов, официальных документов, постановлений и других нормативных актов, обязательных для выполнения.
8. Данные экспериментов и экспертиз.
9. Свидетельства очевидцев.
В работе экзаменуемый может использовать следующие типы аргументов
(Продолжение):
-
В отличие от факта — обобщённо-объективированного утверждения — пример имеет наглядную описательную форму; его задача — объяснить понимание тезиса, доказать его правильность. К иллюстративным аргументам относятся:
1. Конкретные примеры:
– пример-сообщение о событии (берётся из жизни, рассказывает о действительно имевшем место случае);
– литературный пример (пример-текст из художественного произведения).
2. Предположительные примеры (рассказывается о том, что могло быть при определённых условиях).
II. Иллюстративные аргументы — примеры.
-
1. Мнение известного, уважаемого человека — учёного, философа, общественного деятеля и т.п.
2. Цитата из авторитетного источника.
3. Мнение специалиста, эксперта.
4. Мнение очевидцев.
5. Мнение должностных лиц (когда речь идёт о вопросах, находящихся в сфере их компетенции).
6. Общественное мнение, отражающее то, как принято говорить, поступать, оценивать что-то в обществе.
III. Ссылки на авторитет.
-
Ошибки по критерию К4 (аргументация собственного мнения по проблеме) Причины:
Ученик, не понимая содержания исходного текста, не умея выделить проблему, адекватно сформулировать авторскую позицию, не может привлечь данные культурно-исторического и личностного опыта.
2. Объём культурно-исторического опыта, который может быть использован учеником как материал для аргументации, недостаточен.
3. Ученик не владеет логикой построения сочинения-рассуждения, поэтому не осознаёт смысловой роли аргументации в развёртывании своего речевого сообщения и её места в композиции сочинения.
-
Наиболее явное выражение — отсутствие смысловой части, связанной с аргументацией. В тех же сочинениях, где аргументация есть, можно выделить две главные группы ошибок:
1) аргументация не вычленяется как отдельное действие;
2) аргумент не соответствует заявленному тезису
Методические рекомендации
-
ошибки в содержании сочинения обусловлены целым рядом факторов, важнейшими из которых являются: степень нравственной зрелости и развитости эмоциональной сферы, уровень владения операционными умениями общий уровень социокультурных знаний выпускника
-
Логические ошибки по критерию К5
Типичные ошибки в абзацном членении:
1. Полное отсутствие разделения сочинения на смысловые части — сочинение представляет собой сплошное целое, разделение на абзацы полностью отсутствует.
2. Отсутствие абзацного членения в частях сочинения. Выпускник не обозначает при помощи абзацного членения границы смысловых частей в основной части работы.
3. Необоснованное выделение предложения или нескольких предложений из состава смысловой части.
4. Неоправданное включение предложения или нескольких предложений в смысловую часть текста.
-
Грамматические ошибки (критерий К9)
грамматические ошибки (словообразовательные, морфологические, синтаксические) связаны с нарушением структуры языковой единицы — слова, словосочетания, предложения, например:
[Но моральное удовлетворение учёным приносили не только сами открытия, но и их процесс.]
[Нужно мыслить, но чтобы эти мысли были «живыми».] И тогда мы преодолеем всё.
-
Речевые ошибки (критерий К1) Группы ошибок:
- Неразличение однокоренных слов ( паронимов)
- Нарушение лексической сочетаемости
- Плеоназм ( употребление лишнего слова)
- Нарушение речевой логики в пределах одного предложения
- Неудачное употребление местоимений
- Неоправданный повтор слов
- Включение слов другой стилевой окраски
- Ошибки в употреблении фразеологизмов и устойчивых выражений
- Ошибочное или неуместное использование выразительных средств и устойчивых словосочетаний
- Употребление слова в несвойственном ему значении
-
Этические ошибки (критерий К11)
«В целом» творчество Пушкина достойно восхищения; Автор «вздумал нас поучать…»;
То, что он пишет, — «враньё»; Автор «нагоняет тоску» на читателей; Бунин «крайне неудачно» изображает…; «Величие Баха признано не только мною, но и всем прогрессивным человечеством»; «Сочинения я вообще-то писать и не умею, всё, что мог, и нацарапал здесь для вас»; «Сижу на экзамене, делать нечего, писать я не умею, вот и придумываю всякий бред, потому что уйти раньше нельзя».
-
Фактические (фоновые) ошибки (критерий К12)
Ошибки отражают низкий уровень знаний, поэтому исправление и предупреждение ошибок такого рода связано с работой над повышением интеллектуального и культурного уровня (фоновые знания).
-
Обязательное знакомство с общими критериями оценивания – один из аспектов подготовки
к экзамену.
-
-
Содержание
-
Образец экзаменационной работы учащегося
-
Комментарий к экзаменационной работе учащегося
-
За дополнительной информацией можно обращаться:
г. Москва, ул. Тверская, д.9,17, стр.5
(495) 969-24-54 (многоканальный)
Отдел реализации и склады:
ул. Люблинская, д. 121/1
(495) 658-66-60
Методический и коммерческий отделы:
Миусская площадь, д. 6, стр.5
(495) 250-66-00, 250-66-86, 250-66-83
E-mail:russlo@mail.ru;
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.