Презентация на тему "Учимся говорить по-русски" 7 класс

Презентация: Учимся говорить по-русски
Включить эффекты
1 из 28
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть презентацию на тему "Учимся говорить по-русски" для 7 класса в режиме онлайн с анимацией. Содержит 28 слайдов. Самый большой каталог качественных презентаций по русскому языку в рунете. Если не понравится материал, просто поставьте плохую оценку.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    28
  • Аудитория
    7 класс
  • Слова
    русский язык
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Учимся говорить по-русски
    Слайд 1

    УСТНЫЙ ЖУРНАЛ

    «УЧИМСЯ ПРАВИЛЬНО ГОВОРИТЬ ПО-РУССКИ»

  • Слайд 2

    Название проекта:Учимся правильно говорить по-русски

    Цель проекта: формировать, развивать и совершенствовать необходимые современному человеку коммуникативные качества речи: правильность, точность, логичность, чистота, уместность, выразительность, богатство; корректировать имеющиеся в речи учащихся отклонения от нормы, сформировавшиеся в связи с особенностями южнорусского говора. Девиз проекта: Нет мысли, которую нельзя было бы высказать просто и ясно. (А.И.Герцен) Сверхзадача проекта: сформировать свойства речи, которые делают её правильной и понятной для собеседника.

  • Слайд 3

    Актуальность проекта

    С раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека связана с языком. Маленьких детей учат говорить: правильно произносить первые звуки, слова, строить предложения. Становясь взрослыми, люди, зачастую, перестают следить за своей речью, небрежно обращаются со словом. И как результат этого - речь носителей современного русского языка скудеет, беднеет. В языке появляется много штампов, канцеляризмов, жаргона, слов- «паразитов». Речь становится открытой для проникновения в неё всевозможного рода «неправильностей». Речь утрачивает свои коммуникативные качества, т.е. свойства высказывания, которые способствует лучшему взаимопониманию между людьми. Происходит это во всех социальных слоях нашего общества. А ведь именно коммуникативность речи - залог успеха современного человека. Совершенствование коммуникативных качеств речи является в настоящее время чрезвычайно актуальной задачей. Как повысить свою речевую коммуникативность? Как научиться владеть словом, убеждать людей, воздействовать на них, добиваться от них понимания? Как сделать свою речь правильной, понятной и красивой? Именно эти проблемы поможет решить наш проект.

  • Слайд 4

    СОДЕРЖАНИЕ РУБРИК:

    Правильность речи Точность речи Логичность речи Чистота речи Богатство речи Выразительность речи

  • Слайд 5

    Хотите, чтобы вас внимательно и с интересом слушали, понимали, а не затыкали уши и не морщились, как от зубной боли?

    Для этого нужно, чтобы ваша речь была ясной и выразительной, логически стройной и убедительной, чистой и живой. Вспомните, как А.С. Пушкин писал о своей героине в «Сказке о царе Салтане…»: «А как речь-то говорит, словно реченька журчит». Если вы хотите научиться говорить так же, добро пожаловать на странички нашего журнала.

  • Слайд 6

    Коммуникативные качества речи:

    правильность точность логичность чистота выразительность богатство

  • Слайд 7

    I. Правильность речи

    Правильность речи – это качество, при котором обеспечивается соответствие нашей речи нормам русского литературного языка. Норма – это общеупотребительное в речи и узаконенное в словарях употребление языковых средств. Выделяется 4 группы норм: Произношение. Ударение. Морфологические. Синтаксические.

  • Слайд 8

    НОРМЫ ПРОИЗНОШЕНИЯрегулируются основными фонетическими законами русского языка.Самое грубое нарушение нормы произношения у носителей южнорусских говоров – произношение Г близкого к Х.ЗАПОМНИ! Русскому литературному языку свойственен Г взрывной (близкий к К)

  • Слайд 9

    Чтобы научиться правильно артикулировать звук Г, следует начинать с произношения его в изолированном виде в паре К-Г К-Г К-Г

    ЗАПОМНИ! В произнесении Г участвует голос! Чтобы довести произношение согласного до автоматизма, необходимо придерживаться следующей системы упражнений: ВСЕ УПРАЖНЕНИЯ ВЫПОЛНЯЙ, ЧИТАЯ ВСЛУХ! Упр.1СНЕ[К], КРУ[К], ВРА[К], ОВРА[К],СТО[К], ЛУ[К], ПЛУ[К], РО[К] Упр.2ГИМН, ГЕРБ, ГЕНИЙ, ГЕРБАРИЙ, ГЕНА, ЕВГЕНИЙ, ГЕОРГИЙ Упр.3НОГА, МОГУ, ДОРОГОЙ, ВЬЮГА, ОТВАГА, ВЛАГА, БУМАГА СКОРОГОВОРКА Глупый гном глядел – глядел, Громко горн гудел – гудел. Громче горна грохнул гром,Громче грома гаркнул гном И ЕЩЁ РАЗ!

  • Слайд 10

    НОРМЫ УДАРЕНИЯ

    В некоторых языках индоевропейской семьи, куда входит и русский язык, ударение закреплено на одном каком-либо слоге. Например, во французском – на последнем ( madAm). В этих языках почти нет проблем с нормами ударения. В русском языке ударение разноместное (столИца, вОлосы, Улица, странА) и подвижное (сторОна, стОроны, сторОн), что вызывает значительные трудности в освоении норм ударения даже носителями русского как родного языка. Наблюдения показали, что в нашей местности наибольшее количество ошибок вызывают следующие формы слов: 1. ГЛАГОЛЫ В ПРОШЕДШЕМ ВРЕМЕНИ ЗАПОМНИ!У глаголов прошедшего времени женского рода ударение падает на окончание , а в других формах - на основе: брАл бралА брАло брАли взЯл взялА взЯло взЯли ждАл ждалА ждАло ждАли звАл звалА звАло звАли лгАл лгалА лгАло лгАли плЫл плылА плЫло плЫли

  • Слайд 11

    ЗАПОМНИ, как произносятся следующие глаголы:

    Поперёд других не суйся, на уроке не балУйся. Стоп, ребята, не соваться, и прошу не баловАться. Ты будешь в старости страдать, коль будешь сына баловАть. Зуб, чтоб больше не страдать, надо запломбировАть. Видно всё теперь, как в зеркале: мы все доводы исчЕрпали. Пусть немного посидит и заданье повторИт. Чтоб в деньгах не обижать, его должны премировАть. Надо будет здесь сверлить, чтобы дырку углубИть. У меня в ушах звенит – телефон весь день звонИт Поперхнулся вафлей он и немного кАшлянул.

  • Слайд 12

    ЗАПОМНИ, как произносятся следующие существительные:

    Жадничать не будем, всё оставим лЮдям. На столе лежит футляр, в нём пилу забыл столЯр. Во дворе урчит мотор – грузовик завёл шофЁр. Это просто некрасиво, огород зарос крапИвой. От дождя я не размокла, хоть и сахарная свЁкла. Все рекламки наш народ бросил в мусоропровОд. Перелезь через забор, мы подпишем договОр. Шторки мне не привози, мы повесим жалюзИ. Он все книги уволок, чтоб составить каталОг. В дом, в сад, в огород провели водопровОд. Он забрал свою корзинку и поехал на помИнки. Возмущается народ – перекрыт газопровОд. Я физически устал – пробежал бегом квартАл. Ведь давно сказали нам – она цыганка, он цыгАн. Помогите человеку, ведь над ним нужна опЕка. Поскорей откройте дверь – я принёс для вас щавЕль.

  • Слайд 13

    МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ регулируют словоизменение и словообразование в русскомязыке

    Слабые участки в словообразовании и словоизменении имеют следующие формы: Существительные в форме Мн. числа Род. Падежа. ЗАПОМНИ! Много АРМЯН, ВОЛОС, ГРУЗИН, ДОЧЕРЕЙ, ДЯДЕЙ, ЗЁРЕН, КИРГИЗОВ, КОЛЕНОК, КОРНЕЙ, КОРЕНЬЕВ, КУМОВЬЁВ, МАНЖЕТ, НОСКОВ,ОКОН, ОСЕТИН, ПАРТИЗАН, ПОГОН, ПОМИДОРОВ, ПЯТЕН, РЕЛЬСОВ, САПОГ, СВАТОВ, СЫНОВЕЙ,ТАТАР, ТЕЛЯТ, ТОРТОВ, ТУФЕЛЬ, ШОФЁРОВ. Существительные в форме Мн. числа Им. падежа: ЗАПОМНИ! ДИРЕКТОРА, ПРОФЕССОРА БУХГАЛТЕРЫ, КОНСТРУКТОРЫ, ИНЖЕНЕРЫ Возможны варианты: ПРОЖЕКТОРЫ –ПРОЖЕКТОРА, ИНСПЕКТОРЫ –ИНСПЕКТОРА Местоимения. ЗАПОМНИ! Нет местоимений ИХНИЙ, ЕВОШНЫЙ, ЕВОЙНЫЙ. Есть неизменяемое местоимение ИХ и ЕГО (ЕЁ) Их разговор, его куртка, её шарф.

  • Слайд 14

    В русской морфологии есть трудные случаи отнесённости им. существительных к тому или иному роду.

    ЗАПОМНИ! Существительные мужского рода: ТЮЛЬ, ТОЛЬ, ШАМПУНЬ, КОФЕ, РЕЛЬС, РОЯЛЬ Существительные женского рода: МОЗОЛЬ, ВЕРМИШЕЛЬ, КОЛИБРИ Существительные среднего рода: ЖАБО, АЛИБИ, ПОВИДЛО Существительные женского и мужского рода: КЕНГУРУ, ШИМПАНЗЕ

  • Слайд 15

    СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ регулируют порядок и связь слов в простом предложении;связь частей сложного предложения.

    ЗАПОМНИ! В русском литературном языке сказуемое согласуется с подлежащим по форме, не по смыслу. Ряд учеников готовит конкурсную программу. Мы с братом ходили в кино. Я с братом ходил в кино.. ЗАПОМНИ! Антонимом предлога ИЗ является предлог В В Москву - ИЗ Москвы Антонимом предлога С является предлог НА НА восток – С востока ЗАПОМНИ! СкучатьО сестре СкучатьПО сестре Отзыв(О ЧЁМ?) о книге Рецензия(НА ЧТО?) на книгу Писать (О КОМ? О ЧЁМ?) о книге Описывать(КОГО? ЧТО?) книгу Различать(КОГО? ЧТО?) цвета Отличать(ОТ КОГО? ОТ ЧЕГО?) от других Уплатить(ЗА ЧТО?) за проезд Оплатить(ЧТО?) проезд

  • Слайд 16

    II. Точность речи

    Точность речи обеспечивает взаимопонимание людей в наибольшей степени. Для достижения точности речи необходимо знание лексической системы языка, в которую входят: многозначность; синонимия; антонимия; омонимия; паронимия ЗАПОМНИ! Самое главное - выбрать нужное слово, которое бы больше всего соответствовало явлению действительности и отражало бы отношение говорящего к этому явлению. Марк Твен сказал когда-то: «Ты должен слово нужное найти, а не его троюродного брата».

  • Слайд 17

    Особенно много нарушений точности речи вызывает у носителей русского языка паронимы (слова близкие по звучанию, но разные по значению. Например, плодовый - плодовитый).

    ЗАПОМНИ! Фигурный пряник – фигуристый человек – фигуральный смысл. Складной нож– складчатая юбка – складское помещение. Командированный служащий – командировочное удостоверение. Одеть (КОГО-ТО) – надеть (ЧТО-ТО). Эффектный жест – эффективный труд. Представить к награде – предоставить слово. Абонент телефонной связи – концертный абонемент. Жилой комплекс – жилищный вопрос и многие другие. ЗАПОМНИ! В случае затруднения обращайся к словарю паронимов.

  • Слайд 18

    Много ошибок допускается в результате незнания значений иностранных слов.

    Количество таких ошибок в настоящее время особенно возросло в связи с большим притоком заимствований в русский язык. НАПРИМЕР: Этот памятник русской архитектуры поражает своими причудливыми ГАБАРИТАМИ. (Имеются в виду, очевидно, формы). ЗАПОМНИ! В случае затруднения обращайся к словарю иностранных слов.

  • Слайд 19

    III. ЛОГИЧНОСТЬ РЕЧИ

    ЛОГИЧНОСТЬ РЕЧИ – свойство речи, предполагающее последовательное, ясное , непротиворечивое высказывание. Логичность достигается лексическими и синтаксическими средствами. Нарушение логичности, порой, приводит к абсурдности. ПОНАБЛЮДАЙ! Старуха Изергиль была молода и красива. (Из школьного сочинения) Жирные волосы доставляют много неприятностей. Избавиться от них поможет препарат…. (Из рекламы) ЗАПОМНИ! Важным условием логичности является правильный порядок слов, который предполагает, чтобы важная информация располагалась в конце предложения.

  • Слайд 20

    IV. ЧИСТОТА РЕЧИ

    Чистота речи – отсутствие в речи чужеродных литературному языку элементов, «сорняков» и элементов языка, отвергаемых нормами нравственности. Что же засоряет нашу речь? Во-первых, диалектизмы. В нашей местности это такие слова: пинжак, кажный, кряжовнык, ось (вот) и др. Во-вторых, просторечные слова типа: толкучка, удумать, директорша, торгашка, врачиха, учительша, мозговать и пр. В-третьих, жаргонные слова и выражения, которые в последнее время прочно вошли в лексикон молодёжи: клёво, чувиха, блин, офигеть (офигенный, фигня и пр. части речи). В-четвёртых, чрезмерное употребление варваризмов (иноязычных слов, не переводимых на русский язык): о,кей, тет-а-тет и пр. В-пятых, слова-паразиты, навязчиво, без надобности употребляемые слова и выражения: значит, ну, это, вот, э, это самое, понимаешь и др.

  • Слайд 21

    V. БОГАТСТВО РЕЧИ

    Богатство речи –это такое качество, которое предполагает максимальное использование языковых средств в речи. Отсутствие богатства речи проявляется в использовании одних и тех же слов при характеристике различных явлений, в незнании возможностей внутрисистемных отношений в лексике русского языка (многозначности, синонимии, омонимии и пр.) ПОНАБЛЮДАЙТЕ! Ниже своих возможностей работают работники бумажной фабрики. Одно из слов можно заменить СИНОНИМОМ – трудятся работники, работают трудящиеся.

  • Слайд 22

    VI. ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ РЕЧИ

    Выразительной считается яркая, образная, выделяющаяся на общем фоне речь. Существуют определённые условия, которые делают речь выразительной: Самостоятельность мышления (шпаргалочное мышление или шаблонное чувство оратора, лектора или учителя никогда не вызовут интереса у слушателя). Неравнодушие, взволнованность говорящего, способны вызвать соответствующую реакцию слушателей, поддержать их внимание. Хорошее знание функциональных стилей русского литературного языка. Хорошее знание изобразительно-выразительных средств языка.

  • Слайд 23

    Изобразительно-выразительные средства языка.

    Эпитеты (красная девица, грустное небо, надоедливый дождь и пр.). Метафоры ( полёт мысли, пожар души, цены кусаются и пр.). Метонимия ( АУДИТОРИЯ не приняла оратора, ШКОЛА вышла на субботник и пр.) Синекдоха ( У него своя РУКА в прокуратуре). Сравнение (едет, как черепаха). Гипербола (ТЫСЯЧУ РАЗ предупреждали) Литота (не лишён юмора, не без помощи) Пословицы и поговорки. Крылатые выражения (фразеологизмы).

  • Слайд 24

    ПРОВЕРЬ СЕБЯ:

    1.Расставь ударение в словах: ЩАВЕЛЬ, ЗВОНИТ, КАТАЛОГ, ВОДОПРОВОД,ПОВТОРИТ,КРАПИВА, СВЕКЛА 2. Образуйте форму Им. падежа Мн.числа: ИНСТРУКТОР, ПРОФЕССОР, ИНЖЕНЕР, ТОРТ, УТЁНОК, МАТЬ, ПОВАР, ВОЛОС 3. Исправьте ошибки в предложениях: В буфете продавались пирожки с повидлой. У меня нет с собой запасной пары носок. У меня две пары новых туфлей. Мы купили красивую тюль. Гости пили вкусное кофе. Нельзя допускать тесного общения с собакой детей. Он приходит со школы рано. Граждан, имеющих собак, просьба выводить в намордниках. Прошу оплатить за проезд. Я одела новую блузку. Достоинством этого произведения является калорийный язык. Работа замедлялась благодаря несобранности группы и плохой погоды. Илья Ильич Обломов целыми днями кемарил на своём диване. Онегин ехал на свою фазенду. Мы хочем пойти в лес. Пошлите скорее домой, дождь начинается. Жители Калинова живут скучной и однообразной жизнью. 1.Расставь ударение в словах: ЩавЕль, звонИт, каталОг, водопровОд, повторИт,крапИва, свЁкла 2. Образуйте форму Им. падежа Мн.числа: ИНСТРУКТОРЫ, ПРОФЕССОРА, ИНЖЕНЕРЫ, ТОРТЫ, УТЯТА, МАТЕРИ, ПОВАРА, ВОЛОСЫ 3. Исправьте ошибки в предложениях: В буфете продавались пирожки с повидлом. У меня нет с собой запасной пары носков. У меня две пары новых туфель. Мы купили красивый тюль. Гости пили вкусный кофе. Нельзя допускать тесного общения детей с собакой. Он приходит из школы рано. Граждане, имеющие собак! Выводите своих питомцев в намордниках. Прошу оплатить проезд. (заплатить за проезд) Я надела новую блузку. Достоинством этого произведения является колоритный язык. Работа замедлялась из-за несобранности группы и плохой погоды. Илья Ильич Обломов целыми днями дремал на своём диване. Онегин ехал в своё имение. Мы хотим пойти в лес. Пойдёмте скорее домой -дождь начинается. Обитатели Калинова живут скучной и однообразной жизнью. ОТВЕТЫ:

  • Слайд 25

    Если вы сделали более 3-х ошибок, вернитесь на первую страничку журнала!

    Вот и закончился наш журнал. Надеемся, что он вам очень помог. Что благодаря ему вы повысили свою коммуникативность, научились бережнее обращаться с языком. Помните, что, изучая русский язык, вы имеете дело с живым, близким вам организмом. Наш язык – это великое сокровище. Берегите его, не портите, не искажайте, не засоряйте. ЖЕЛАЕМ ВАМ УСПЕХА!

  • Слайд 26

    ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА. Васильева А.Н. Основы культуры речи. – М., 1990. Грищук Е.И. Стернин И.А. Культура речи в рифму. – Воронеж, 2005. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. – М., 1985. Черенкова А.Д. О культуре речи. – Воронеж, 1993 ПОСЛЕСЛОВИЕ. Создатели журнала выражают особую благодарность Анне Дмитриевне Черенковой за методическое пособие по культуре речи.

  • Слайд 27

    О СОЗДАТЕЛЯХ ЖУРНАЛА

    Любители русского языка- учащиеся 9-10 классов Смаглеевской средней общеобразовательной школы Кантемировского района Воронежской области Руководитель: Шестопалова Нина Петровна, Учитель русского языка и литературы Смаглеевской средней Общеобразовательной школы

  • Слайд 28

    СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке