Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.
Добавить свой комментарий
Аннотация к презентации
Данная презентация по русскому языку нацелена на то, чтобы научить учащихся работать с текстом, а именно, научиться собирать информацию, изложенную в тексте, анализировать ее, ставить проблему и давать ей собственную оценку.
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА в 10 КЛАССЕУЧИМСЯ ПОНИМАТЬ ИСХОДНЫЙ ТЕКСТ
(подготовка к ЕГЭ часть С)Учитель русского языка и литературы Чижова Наталия Александровна
Тверская область Кашинский район МОУ СОШ им. М.И.Калинина
Слайд 2
ЗАДАНИЕ
Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Сформулируйте позицию автора. Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, читательский или жизненный опыт (учитываются первые два аргумента).
Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без поры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
2
Слайд 3
Учимся понимать исходный текст
3
Язык, который умудрен знаниями, не будет запинаться
Слайд 4
ЦЕЛЬ УРОКА:
-НАУЧИТЬСЯ ПРАВИЛЬНО ПОНИМАТЬ ИСХОДНЫЙ ТЕКСТ
- ОТОБРАТЬ МАТЕРИАЛ, НЕОБХОДИМЫЙ ДЛЯ НАПИСАНИЯ СОЧИНЕНИЯ
4
Слайд 5
ПАВЛОВ ОЛЕГ ОЛЕГОВИЧ (р.1970)
современный писатель, публицист
5
Слайд 6
6
Слайд 7
РАБОТА С ИСХОДНЫМ ТЕКСТОМ
ШАГ 1
7
Слайд 8
ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ
основные черты
назначение
-сообщение фактов
-формирование
общественного мнения
-активное воздействие на разум и чувства человека
-актуальность проблематики
-политическая страстность и образность
-острота и страстность изложения
8
Слайд 9
ТЕКСТ
смысловая завершенность законченность связность
смысловое единство
информативность
цельность
9
Слайд 10
ИНФОРМАТИВНОСТЬ – ОДИН из ВАЖНЕЙШИХ ПРИЗНАКОВ ТЕКСТА
Т Е К С Т
СОДЕРЖИТ ИНФОРМАЦИЮ
о каком-либо факте, событии, человеке
о цели его создания (кому предназначен, чего хотел достичь автор, на какие вопросы хотел ответить)
о способах авторского воздействия на читательское восприятие
об авторе ( его отношении к поднятым вопросам)
научись «ВЫЧИТЫВАТЬ» информацию!
10
Слайд 11
Вторая мировая война – своя у каждого народа…Но чуждое и родное смешалось. Наше национальное достоинство оказалось унижено под конец века…
2АБЗАЦ
1 АБЗАЦ
Дед участвовал в уничтожении бандеровских банд, считавшихся фашистским отребьем… Степан Бандера стал национальным героем….Вот так был обворован мой дед уже после смерти …
3АБЗАЦ
…священная война со злом сброшена со многих пьедесталов и обкрадена тысячами собственных нравственных уродов
11
Слайд 12
ЗАДАНИЕ ЧАСТИ С
ШАГ 1
Написать сочинение по прочитанному тексту
12
Слайд 13
ШАГ 2
Формулировка проблемы
13
Слайд 14
этосложный вопрос, требующий изучения, разрешения
П Р О Б Л Е М А
это тот вопрос, над которым размышляет автор текста, рассуждает, пытается найти ответы на него
Главной будет та проблема, на которой автор сосредоточен и делает определенные выводы
14
Слайд 15
15
Слайд 16
ПРОБЛЕМУ МОЖНО ФОРМУЛИРОВАТЬ в ВИДЕ ВОПРОСА
конструкции со словами «проблема», «вопрос»
НАПРИМЕР:
Как долго человек может быть один? Именно эту проблему рассматривает известный писатель, публицист А. Иванов
ИЛИ:
Разве может быть любовь односторонним процессом?
Любить без взаимности возможно? Именно эти вопросы волнуют автора текста известного публициста А. Иванова
НАПРИМЕР:
В тексте рассматривается, исследуется, анализируется проблема милосердия (экологии, дружбы, «отцов»и «детей»)
ИЛИ:
В тексте, предложенном для анализа, автор рассматривает ряд важных вопросов. Особое внимание автор уделяет проблеме нравственной ответственности человека перед другими людьми)
16
Слайд 17
ПРОБЛЕМА ТЕКСТА
Известный публицист и писатель О.Павлов затрагивает в тексте проблему осквернения памяти о Великой Отечественной войне
Когда станет ясно, где слава, а где позор? Когда русский солдат осознает в себе такую же праведность, какую осознавали в себе те, кто воевал и гибнул на Великой Отечественной войне? Эти вопросы рассматривает автор текста, современный писатель и публицист О.Павлов
17
Слайд 18
ПРОБЛЕМА ТЕКСТА
К1 – 1 балл
18
Слайд 19
ШАГ 3
Комментарий проблемы
19
Слайд 20
Комментарий – рассуждение, пояснительные замечания по поводу чего-либо Толковый словарь
Задачи:
разъяснить, охарактеризовать проблему;
показать ее актуальность;
объяснить интерес автора к проблеме;
показать ход мыслей автора
Комментарий должен осуществляться с опорой на прочитанный текст!
20
Слайд 21
Виды проблем:
- философские (н-р, жизни и смерти, цели в жизни…);
- социальные ( неравноправия, бедности…);
- политические (н-р, взаимоотношения между народами, странами…);
- научные (н-р, происхождения человечества, изменения климата на планете…);
- экологические (н-р, загрязнения окр. среды);
- нравственно-этические ( добра и зла, взаимопонимания, одиночества…).
21
Слайд 22
КОММЕНТАРИЙ ПРОБЛЕМЫ
К2 – 1 балл
22
Слайд 23
Позиция автора
ШАГ 4
23
Слайд 24
Позиция автора – это его отношение к обсуждаемой проблеме
Задачи:
понять мнение автора о выделенной проблеме
четко сформулировать вывод, к которому приходит автор
Это ответы на вопросы:
Что хотел сказать автор?
Какова была цель его высказывания?
Ради чего он это всё написал?
Как он сам относится к поставленной проблеме?
Какие мысли, чувства, переживания являются для автора главными, ключевыми?
Чему учит текст?..
24
Слайд 25
Позиция автора может быть выражена ПРЯМО в названии текста в отдельных предложениях текста
-через ряд аргументов
ЧЕРЕЗ МОДАЛЬНЫЙ ПЛАН ТЕКСТА
-риторические вопросы
-порядок слов
-лексические повторы
- оценочную лексику
-модальные слова и -частицы
-ряд вводных слов, -словосочетаний, предложений и т.д.
25
Слайд 26
типовые конструкции
Автор считает, что…
«…»,- пишет автор.
Позиция автора такова: «…»
Автор стремится донести до читателя мысль о том, что…
Автор убеждает нас в том, что…
26
Слайд 27
ПОЗИЦИЯ АВТОРА
К3 – 1 балл
27
Слайд 28
ШАГ 5
Аргументация собственного мнения
28
Слайд 29
Аргументация собственной позиции
Аргументация собственной позиции
Аргументация – это приведение доказательств, объяснений, примеров для обоснования какой-либо мысли
Аргумент - это доказательства, приводимые в поддержку тезиса
ЦЕЛЬ: одобрить позицию автора, сформулировать собственную позицию, подобрав 2 аргумента, доказывающих справедливость мнения автора и вашего мнения
29
Слайд 30
30
Слайд 31
31
Слайд 32
Схема:
Тезис (что мы доказываем?)
Аргументация (какие примеры можем привести?)
Вывод (общий итог)
Формулируйте позицию чётко и прямо!!!
Типовые конструкции:
С мнением (позицией, доводами) автора трудно не согласиться.
Нельзя не согласиться с точкой зрения автора.
Позиция автора заслуживает уважения, но некоторые аспекты спорны.
Я (не)разделяю позицию автора.
Безусловно (конечно, разумеется, пожалуй),…
Оценивая авторскую позицию в целом, можно сказать…
Размышляя над позицией автора, прежде всего хочется отметить…
Трудно не согласить с автором
32
Слайд 33
СОБСТВЕННАЯ ПОЗИЦИЯ АРГУМЕНТЫ
К4 – 3 балла
33
Слайд 34
34
Слайд 35
Желаю удачи на ЕГЭ!!!
35
Посмотреть все слайды
Конспект
Чижова Н.А., учитель русского языка и литературы МОУ СОШ им. Калинина�2011��
Подготовка к ЕГЭ (Часть С)
План-конспект урока русского языка в 10 классе
Подготовка к написанию сочинения - рассуждения (часть С, ЕГЭ)
Тема «Учимся понимать исходный текст»
Тип урока: урок формирования умений и навыков
Цели урока:
образовательные аспект: учить анализировать содержание исходного, подготовить к написанию домашнего сочинения;
развивающий аспект: формировать умение определять основную проблему текста, формулировать авторскую позицию; умение создавать систему аргументов, подтверждающих справедливость выводов этих; стимулировать мыслительную деятельности, творческие способности учащихся;
воспитательный аспект: формирование гражданской позиции по общественно важным проблемам современности; воспитание чувства сопричастности и ответственности за мир вокруг нас; воспитывать патриотизм, чувство национальной достоинства
Оборудование: мультимедийная установка: ноутбук, проектор, колонки, презентация, раздаточный материал
Ход урока.
(слайд 1) 1.Оргмомент.
-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Наталья Александровна. Сегодня я проведу урок в вашем классе. Я пришла к вам с открытой душой и сердцем и искренне надеюсь на то, что урок вам понравится, а полученные на нем знания и умения вы успешно будете использовать на ЕГЭ.
2.Вступительное слово учителя.Мотивация деятельности. Вызов интереса
Ребята, вы любите путешествовать? Вот и я люблю путешествия, особенно виртуальные. Столько интересного узнаешь за один «поход» на страничку форума, посвященного сдаче ЕГЭ.
«Кто сдавал ЕГЭ по русскому в прошлые годы, поделитесь шпаргалками к сочинению. Это работа творческая, за нее ставят самые высокие баллы».
«Еще бы не ставили! Дома над сочинением неделю сидишь, а тут надо за 3 часа и сделать частиА и В, да еще успеть нарисовать что-то вразумительное в С! Какое тут творчество, если порой такой текст попадется, что невозможно понять, о чем писать!»
«Полгода до экзамена осталось, а я как собачка Павлова – текст понимаю, а написать сочинение по нему не могу!»
Вот такие проблемы волную ваших сверстников да, наверное, и вас. Да, ребята, часть С самая сложная. Она проверяет навыки вдумчивого, осмысленного чтения, зрелость ваших суждений при истолковании текста. Написание сочинения было сложной задачей для большинства выпускников. Я пришла к вам на урок с искренним желанием помочь вам обрести уверенность в своих способностях в написании сочинения. Пусть этот урок будет еще одним важным шагом на пути усвоения технологии выполнения задания части С.
Поэтому я пришла к вам сегодня на урок с искренним желанием помочь каждому из вас обрести уверенность в своих способностях в написании сочинения и пусть наш сегодняшний урок будет еще одним важным шагом на пути усвоения технологии написания сочинения.
3. Подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, актуализация знаний. Определение темы урока
«Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным», - сказал когда-то римский философ Сенека. Поэтому я хотела бы узнать, а «вы знаете куда держите путь? Давайте вспомним задание части С?
Обратите внимание на первую фразу: « Напишите по прочитанному тексту» и на последующую « Работа, написанная без опоры на прочитанный текст, не оценивается» . Отсюда следует, что важнейшим условием успешного написания сочинения является правильное понимание исходного текста. Если вы правильно поймете текст – это уже 50 % успеха на экзамене. А правильно понять текст – задача не из легких. Так вот один из пользователей чата пишет «от одной только мысли, что нужно анализировать текст у меня появляется чесотка» Так вот чтобы вы нервно не почесывались на экзамене давайте сегодня на уроке попробуем научиться понимать исходный текст.
Запишите тему урока «Подготовка к ЕГЭ. Учимся понимать исходный текст»
4. Формулирование цели урока.
Тема урока обозначена и мне хотелось бы, чтобы вы сами сформулировали его цель. (Цель урока – научиться правильно понимать исходный текст, научиться «вычитывать» нужную для сочинения информацию.
5.Подготовка к восприятию исходного текста. Просмотр видеосюжета «Судьба памятников воинам-освободителям на территории бывшего СССР»
.Сегодня мы будем работать с текстом современного писателя публициста Олега Павлова, который затрагивает тему ВОВ.
9 мая 2010 года мы отмечали 65-ую годовщину Победы в ВОВ. Войне, память о которой священна, как не оспорим и подвиг русского солдата, спасшего мир от фашизма. Но в последние годы на телевидении стали появляться материалы, имеющие своей целью дискредитировать Победу, принизить ее значение, исказить образ русского солдата. Впрочем, я считаю, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Давайте посмотрим сюжет.
-Какие чувства вы сейчас испытываете? (поражены увиденным, недоумеваете, как можно так поступать с памятниками героям, как можно озверевших нацистов возводить в ранг героев - чувство возмущения, обиды)
Наверное, именно такие чувства заставили Олега Павлова написать следующее/
6.Чтение текста
В доме моего деда была большая военная библиотека с мемуарами командующих армиями, учебниками и другими книгами о войне. Среди этих книг выделялись несколько одинаковых красных томов, каждый толщиной как два, а то и три кирпича. Назывался весь этот тяжкий бумажный груз «История второй мировой войны». Когда я однажды подростком пролистал только одну из книг, то был поражён, найдя в ней отдельные карты сражений за маленький остров в Тихом океане и за вовсе ничтожный оазис где-то в африканской пустыне. Всё время, сколько смотрел, военные фильмы и слушал уроки истории в школе, война казалась только нашей — ведь и названа Великой Отечественной, всё равно, что родная, — но разодран был войной на куски, выходило, весь мир, даже неизвестные острова.
Вторая мировая война — своя у каждого народа. Но чуждое и родное в отношении Великой Отечественной войны именно теперь, в новом времени смешалось. Наше национальное достоинство оказалось унижено под конец века ощущением исторического поражения.
... Мой дед, Колодин Иван Яковлевич, участвовал в боях на Кавказе и в уничтожении на Украине бандеровских банд, считавшихся фашистским отребьем. Награждён боевыми орденами за мужество и отвагу. Служил. А уже ветераном был окружён уважением, как и всё люди его поколения, обретшие себя на войне в служении Родине. Похоронен в Киеве на военном кладбище Лукьяновском со всеми почестями, но не дожил до того времени, когда Семён Бандера стал на Украине национальным героем, а флаг с трезубцем — национальным флагом этой страны. Два года назад в квартиру в Киеве, где одна живёт теперь бабушка, пришли якобы музейные работники и попросили награды деда для музея. Так как о деде давно никто не вспоминал, то она растрогалась, поверила и отдала весь его генеральский иконостас. После засомневалась, что ордена взяли, а орденские книжки даже не спросили. Вот так был обворован мой дед уже после смерти, как и многие другие, чьи награды вдруг сделались настолько прибыльным товаром, что ради них рискуют идти даже на воровство.
Вернётся ли утраченное нами общественное состояние, когда люди были естественно честны, а зло подобное было невозможно? Когда станет снова ясно, где слава, а где позор? Когда русский солдат осознает в себе снова такую ж праведность, какую, без сомнения, осознавали в себе те, кто воевал и гибнул на Великой Отечественной войне? Эти вопросы оставлены, как раны, ею самой, нашей священной войной, со злом сброшенной в конце века со многих пьедесталов и обкраденной тысячами собственных нравственных уродов.
(О. Павлов)
7. Работа с текстом. Отработка умений и навыков работы с исходным текстом. Усвоение способов деятельности путем воспроизведения информации и выполнения упражнений.
1. Повторение теоретических знаний о тексте
Перед тем, как разбираться в прочитанном, мне хотелось бы напомнить вам основные признаки текста (…._
-Заметьте; один из важных признаков текста- информативность. Любой текст содержит информацию:1) каком-либо факте, событии, человеке;2) цели его создания ; 3)об авторе (его отношении к поднятым проблемам) Если вы сумеете научится «вычитывать» эту информацию, то правильно поймете текст.
-Давайте снова обратимся к тексту. Итак, 1 абзац. Какие слова являются ключевыми? (Вторая мировая война – своя у каждого народа. Но чуждое и родное смешалось .Наше национальное достоинство оказалось унижено под конец века…»
2 абзац – «Дед участвовал в уничтожении бандеровских банд, считавших фашистским отребьем… Степан Бандера стал национальным героем. Дед обворован уже после смерти»
3 абзац - «священная война со злом сброшена со многих пьедесталов и обкрадена тысячами собственных нравственных уродов»
- О чем же этот текст? (текст – горькие размышления автора о том, что священная для нас ВОВ «сброшена в конце века со многих пьедесталов» и «обкрадена тысячами собственных нравственных уродов» (значительно принижается роль русского народа в победе
-Является ли просмотренный фрагмент иллюстрацией к рассуждениям О.Павлова?
2.Формулировка проблемы
-Итак, мы определили тему текста и выделили наиболее значимую для понимания текста информацию. Теперь нам необходимо отобрать информацию необходимую для написания сочинения и первый наш шаг «Формулирование одной из проблем, поставленных автором текста». И снова крик отчаяния из чата: «Кто знает, какая проблема рассматривается в тесте. Автор ее часто так замаскирует!»
-Для начала давайте вспомним, что такое проблема? Справка: (вопрос, который …
Чаще всего в тексте поднимается несколько проблем. Чтобы их определить, задайте себе вопрос: над какими вопросами размышляет автор? Обратимся снова к тексту? Перечитайте последний абзац. Какой вопрос, поставленный автором текста, является главным? («Когда русский солдат осознает в себе снова такую ж праведность, какую осознавали в себе те, кто воевал и гибнул на Великой Отечественной войне?»)
-Так какую же проблему поднимает автор? Сформулируйте ее, используя шаблоны
(1 способ: О. Павлов поднимает проблему осквернения памяти о ВОВ.
2 способ: «Когда станет ясно, где слава, а где позор? Когда русский солдат осознает в себе такую же праведность, какую осознавали те, кто воевал и гибнул на Великой Отечественной войне?» Именно эти вопросы волнуют известного публициста О.Павлова)
Справка: праведный –Проникнутый правдой, соответствующий идеалу нравственной чистоты и справедливости.
-Сформулируйте проблему, используя один из предложенных вариантов. Запишите ответ в рабочий лист. Вот мы и сделали еще один шаг к успеху – сформулировали проблему и заработали 1 бал по К1.
3.Составление комментария проблемы.
-«Комментарий проблемы…Перескажи своими словами часть текста - и все!» - снова реплика из чата. Если вы последуете этому совету, то за К2 вы получите 0 баллов. Давайте вспомним, что такое комментарий?
Справка
Комментарий обязательно должен опираться на текст. Чтобы прокомментировать проблему, нужно ответить на ряд вопросов.
-К какой категории относится проблема? (политическая, нравственная одновременно)
Справка (проблемы)
-Актуальная ли эта проблема в наши дни? Что делает ее актуальной? (Актуальна, потому что в последнее время о является одной из центральных проблем, все чаще дает о себе знать в СМИ и телевидении)
-Почему эта проблема привлекла внимание автора?
-Кого особенно интересует эта проблема? (Русских людей, потому что ВОВ – священная для русского народа война и любые попытки принизить ее значение воспринимаются нами как попытка унизить наше национальное достоинств)
- На каком материале автор рассматривает проблему? (Павлов рассматривает проблему на воспоминаниях из детства, а также приводит пример из личной жизни)
-Для чего он это делает? (Чтобы сказать, что он знает об этой проблеме не понаслышке, а данная проблема коснулась его лично)
-Каково отношение авторское отношение к проблеме? Как выражено отношение автора к проблеме? (Его возмущен тем, что происходит и это чувствуется во взволнованной, эмоциональной манере письма. Он старается привлечь внимание читателя к проблеме, используя ряд риторических вопросов. Его до глубины души возмущает то, что «его дед был обворован после смерти» собственными нравственными уродами)
-Все! Мы проблему прокомментировали достаточно подробно и можем получить про К2 – 2 балла! И делаем следующий шаг –
4. Формулировка авторской позиции
«Хорошо, когда автор свою позицию в каком-нибудь предложении объясняет! А то так закрутит, что не найдешь!» (Реплика из чата) Очередная проблема, с которой, как видите, сложно бывает справиться». Давайте вспомним, что такое позиция автора?
Справка Позиция автора – это вывод, к которому приходит автор, рассуждая по поводу той или иной проблемы
Справка «Как может быть выражена авторская позиция»
-Какие способы используются в нашем тексте? (риторические вопросы, оценочная лексика)
-Какова же авторская позиция? (Автор возмущен тем, что в наше время оскорбляется память о войне, оскорбляется не только поведением стран бывшего СССР, которые делают национальных преступников героями, но и поведением тысяч русских людей, которые идут на преступления ради наград)
-В каком предложении авторская точка зрения звучит отчетливо? (Авторская точка зрения, как мне кажется, выражена довольно чётко в предложении: священная война, со злом сброшена в конце века со многих пьедесталов и обкрадена тысячами собственных нравственных уродов»)
-Согласны ли вы с мнением автора?
-Итак, мы выполнили еще одно требование к сочинению – сформулировали авторскую позиции. И выразили вое мнение по проблеме? И получаем по К3-1 балл
5. Аргументация собственного мнения.
«Нет, как вам это нравится: мало того, что нужно изложить собственное мнение, так надо еще и аргументы привести, опираясь на жизненный или читательский опыт!!! Сколько там у нас жизненного опыта! Сознательной жизни всего 10 лет» (Сердитое замечание из чата)
Это, действительно, самая трудная часть работы. На этом этапе написания сочинения ваша задача состоит в следующем: одобрить позицию автора, выразить солидарность, понимание, принятие позиции и сформулировать собственную позицию, подобрав 2 аргумента, доказывающих справедливость мнения автора и вашего мнения.
Давайте вспомним, что такое аргументы, какие аргументы можно считать жизненным опытом, а какие – читательским?
Справка.
- Какие аргументы в подтверждении позиции автора вы можете использовать? (реальные факты)
-В начале нашего урока я показала вам видеоролик. Конечно, этот показ был неслучайным. Материал, который вы увидели, является яркой иллюстрацией к проблеме, которую поднимает О. Павлов. Какие факты можно привести в доказательство справедливости позиции автора и вашей позиции? (Латвия: в 1997 году взорван Монумент Победы. Литва (Каунас): снесет памятник «Так на пьедестале».Украина: разрушено более 10 памятников партизанам на кургане Славы под Симферополем. В 2007 г. демонтирован памятник Воину ‑ освободителю на холме Тынисмяги. Эксгумированы останки советских воинов, захороненных у подножия памятника. Останки нашего земляка Василия Волкова, погибшего в 1944 году в боях за Таллин, были перезахоронены в 2007 году в Кашине, на родине солдата .
В Новосибирске в ноябре 2010 из-за медалей убит 83-летний ветеран Великой Отечественной войны и его супруга . 12 апреля 2010 г. в Москве в собственной квартире убиты пожилые супруги, Ветераны Великой Отечественной войны Евгений Пранцузов и Анна Бондаренко. В декабре 2020 г. в Ставрополе был убит 83-летний ветеран Великой Отечественной войны. Из его дома были похищены награды, мобильный телефон и 500 рублей)
8.Поведение итого урока
Вот мы и закончили работу над сочинением. Я думаю, что наш сегодняшний разговор поможет вам в написании сочинения .
9. Рефлексия
11.Заключительное слово
А закончить сегодняшний урок мне хотелось бы словами древнегреческого комедиографа Менандра: «Язык, который умудрен знаниями, не будет запинаться ». Я думаю, что сегодняшний наш стал еще одним этапом в освоении вами секретов написания сочинения. И мне очень хотелось бы, чтобы эксперт, проверяющий вашу работу, увидел вас как человека эрудированного, мыслящего, умеющего вступить в диалог с автором, владеющего владеть речью, и поставил вам высокую оценку, которая может стать входным билетом в вуз.
12. Д/з: написать сочинение-рассуждение
Используемые материалы:
Е.С. Симакова. Русский язык. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. Сочинение», М:АСт:Астрель, 2009.
Чижова Н.А., учитель русского языка и литературы МОУ СОШ им. Калинина�2011��
Подготовка к ЕГЭ (Часть С)
План-конспект урока русского языка в 10 классе
Подготовка к написанию сочинения - рассуждения (часть С, ЕГЭ)
Тема «Учимся понимать исходный текст»
Тип урока: урок формирования умений и навыков
Цели урока:
образовательные аспект: учить анализировать содержание исходного, подготовить к написанию домашнего сочинения;
развивающий аспект: формировать умение определять основную проблему текста, формулировать авторскую позицию; умение создавать систему аргументов, подтверждающих справедливость выводов этих; стимулировать мыслительную деятельности, творческие способности учащихся;
воспитательный аспект: формирование гражданской позиции по общественно важным проблемам современности; воспитание чувства сопричастности и ответственности за мир вокруг нас; воспитывать патриотизм, чувство национальной достоинства
Оборудование: мультимедийная установка: ноутбук, проектор, колонки, презентация, раздаточный материал
Ход урока.
(слайд 1) 1.Оргмомент.
-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Наталья Александровна. Сегодня я проведу урок в вашем классе. Я пришла к вам с открытой душой и сердцем и искренне надеюсь на то, что урок вам понравится, а полученные на нем знания и умения вы успешно будете использовать на ЕГЭ.
2.Вступительное слово учителя.Мотивация деятельности. Вызов интереса
Ребята, вы любите путешествовать? Вот и я люблю путешествия, особенно виртуальные. Столько интересного узнаешь за один «поход» на страничку форума, посвященного сдаче ЕГЭ.
«Кто сдавал ЕГЭ по русскому в прошлые годы, поделитесь шпаргалками к сочинению. Это работа творческая, за нее ставят самые высокие баллы».
«Еще бы не ставили! Дома над сочинением неделю сидишь, а тут надо за 3 часа и сделать частиА и В, да еще успеть нарисовать что-то вразумительное в С! Какое тут творчество, если порой такой текст попадется, что невозможно понять, о чем писать!»
«Полгода до экзамена осталось, а я как собачка Павлова – текст понимаю, а написать сочинение по нему не могу!»
Вот такие проблемы волную ваших сверстников да, наверное, и вас. Да, ребята, часть С самая сложная. Она проверяет навыки вдумчивого, осмысленного чтения, зрелость ваших суждений при истолковании текста. Написание сочинения было сложной задачей для большинства выпускников. Я пришла к вам на урок с искренним желанием помочь вам обрести уверенность в своих способностях в написании сочинения. Пусть этот урок будет еще одним важным шагом на пути усвоения технологии выполнения задания части С.
Поэтому я пришла к вам сегодня на урок с искренним желанием помочь каждому из вас обрести уверенность в своих способностях в написании сочинения и пусть наш сегодняшний урок будет еще одним важным шагом на пути усвоения технологии написания сочинения.
3. Подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, актуализация знаний. Определение темы урока
«Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным», - сказал когда-то римский философ Сенека. Поэтому я хотела бы узнать, а «вы знаете куда держите путь? Давайте вспомним задание части С?
Обратите внимание на первую фразу: « Напишите по прочитанному тексту» и на последующую « Работа, написанная без опоры на прочитанный текст, не оценивается» . Отсюда следует, что важнейшим условием успешного написания сочинения является правильное понимание исходного текста. Если вы правильно поймете текст – это уже 50 % успеха на экзамене. А правильно понять текст – задача не из легких. Так вот один из пользователей чата пишет «от одной только мысли, что нужно анализировать текст у меня появляется чесотка» Так вот чтобы вы нервно не почесывались на экзамене давайте сегодня на уроке попробуем научиться понимать исходный текст.
Запишите тему урока «Подготовка к ЕГЭ. Учимся понимать исходный текст»
4. Формулирование цели урока.
Тема урока обозначена и мне хотелось бы, чтобы вы сами сформулировали его цель. (Цель урока – научиться правильно понимать исходный текст, научиться «вычитывать» нужную для сочинения информацию.
5.Подготовка к восприятию исходного текста. Просмотр видеосюжета «Судьба памятников воинам-освободителям на территории бывшего СССР»
.Сегодня мы будем работать с текстом современного писателя публициста Олега Павлова, который затрагивает тему ВОВ.
9 мая 2010 года мы отмечали 65-ую годовщину Победы в ВОВ. Войне, память о которой священна, как не оспорим и подвиг русского солдата, спасшего мир от фашизма. Но в последние годы на телевидении стали появляться материалы, имеющие своей целью дискредитировать Победу, принизить ее значение, исказить образ русского солдата. Впрочем, я считаю, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Давайте посмотрим сюжет.
-Какие чувства вы сейчас испытываете? (поражены увиденным, недоумеваете, как можно так поступать с памятниками героям, как можно озверевших нацистов возводить в ранг героев - чувство возмущения, обиды)
Наверное, именно такие чувства заставили Олега Павлова написать следующее/
6.Чтение текста
В доме моего деда была большая военная библиотека с мемуарами командующих армиями, учебниками и другими книгами о войне. Среди этих книг выделялись несколько одинаковых красных томов, каждый толщиной как два, а то и три кирпича. Назывался весь этот тяжкий бумажный груз «История второй мировой войны». Когда я однажды подростком пролистал только одну из книг, то был поражён, найдя в ней отдельные карты сражений за маленький остров в Тихом океане и за вовсе ничтожный оазис где-то в африканской пустыне. Всё время, сколько смотрел, военные фильмы и слушал уроки истории в школе, война казалась только нашей — ведь и названа Великой Отечественной, всё равно, что родная, — но разодран был войной на куски, выходило, весь мир, даже неизвестные острова.
Вторая мировая война — своя у каждого народа. Но чуждое и родное в отношении Великой Отечественной войны именно теперь, в новом времени смешалось. Наше национальное достоинство оказалось унижено под конец века ощущением исторического поражения.
... Мой дед, Колодин Иван Яковлевич, участвовал в боях на Кавказе и в уничтожении на Украине бандеровских банд, считавшихся фашистским отребьем. Награждён боевыми орденами за мужество и отвагу. Служил. А уже ветераном был окружён уважением, как и всё люди его поколения, обретшие себя на войне в служении Родине. Похоронен в Киеве на военном кладбище Лукьяновском со всеми почестями, но не дожил до того времени, когда Семён Бандера стал на Украине национальным героем, а флаг с трезубцем — национальным флагом этой страны. Два года назад в квартиру в Киеве, где одна живёт теперь бабушка, пришли якобы музейные работники и попросили награды деда для музея. Так как о деде давно никто не вспоминал, то она растрогалась, поверила и отдала весь его генеральский иконостас. После засомневалась, что ордена взяли, а орденские книжки даже не спросили. Вот так был обворован мой дед уже после смерти, как и многие другие, чьи награды вдруг сделались настолько прибыльным товаром, что ради них рискуют идти даже на воровство.
Вернётся ли утраченное нами общественное состояние, когда люди были естественно честны, а зло подобное было невозможно? Когда станет снова ясно, где слава, а где позор? Когда русский солдат осознает в себе снова такую ж праведность, какую, без сомнения, осознавали в себе те, кто воевал и гибнул на Великой Отечественной войне? Эти вопросы оставлены, как раны, ею самой, нашей священной войной, со злом сброшенной в конце века со многих пьедесталов и обкраденной тысячами собственных нравственных уродов.
(О. Павлов)
7. Работа с текстом. Отработка умений и навыков работы с исходным текстом. Усвоение способов деятельности путем воспроизведения информации и выполнения упражнений.
1. Повторение теоретических знаний о тексте
Перед тем, как разбираться в прочитанном, мне хотелось бы напомнить вам основные признаки текста (…._
-Заметьте; один из важных признаков текста- информативность. Любой текст содержит информацию:1) каком-либо факте, событии, человеке;2) цели его создания ; 3)об авторе (его отношении к поднятым проблемам) Если вы сумеете научится «вычитывать» эту информацию, то правильно поймете текст.
-Давайте снова обратимся к тексту. Итак, 1 абзац. Какие слова являются ключевыми? (Вторая мировая война – своя у каждого народа. Но чуждое и родное смешалось .Наше национальное достоинство оказалось унижено под конец века…»
2 абзац – «Дед участвовал в уничтожении бандеровских банд, считавших фашистским отребьем… Степан Бандера стал национальным героем. Дед обворован уже после смерти»
3 абзац - «священная война со злом сброшена со многих пьедесталов и обкрадена тысячами собственных нравственных уродов»
- О чем же этот текст? (текст – горькие размышления автора о том, что священная для нас ВОВ «сброшена в конце века со многих пьедесталов» и «обкрадена тысячами собственных нравственных уродов» (значительно принижается роль русского народа в победе
-Является ли просмотренный фрагмент иллюстрацией к рассуждениям О.Павлова?
2.Формулировка проблемы
-Итак, мы определили тему текста и выделили наиболее значимую для понимания текста информацию. Теперь нам необходимо отобрать информацию необходимую для написания сочинения и первый наш шаг «Формулирование одной из проблем, поставленных автором текста». И снова крик отчаяния из чата: «Кто знает, какая проблема рассматривается в тесте. Автор ее часто так замаскирует!»
-Для начала давайте вспомним, что такое проблема? Справка: (вопрос, который …
Чаще всего в тексте поднимается несколько проблем. Чтобы их определить, задайте себе вопрос: над какими вопросами размышляет автор? Обратимся снова к тексту? Перечитайте последний абзац. Какой вопрос, поставленный автором текста, является главным? («Когда русский солдат осознает в себе снова такую ж праведность, какую осознавали в себе те, кто воевал и гибнул на Великой Отечественной войне?»)
-Так какую же проблему поднимает автор? Сформулируйте ее, используя шаблоны
(1 способ: О. Павлов поднимает проблему осквернения памяти о ВОВ.
2 способ: «Когда станет ясно, где слава, а где позор? Когда русский солдат осознает в себе такую же праведность, какую осознавали те, кто воевал и гибнул на Великой Отечественной войне?» Именно эти вопросы волнуют известного публициста О.Павлова)
Справка: праведный –Проникнутый правдой, соответствующий идеалу нравственной чистоты и справедливости.
-Сформулируйте проблему, используя один из предложенных вариантов. Запишите ответ в рабочий лист. Вот мы и сделали еще один шаг к успеху – сформулировали проблему и заработали 1 бал по К1.
3.Составление комментария проблемы.
-«Комментарий проблемы…Перескажи своими словами часть текста - и все!» - снова реплика из чата. Если вы последуете этому совету, то за К2 вы получите 0 баллов. Давайте вспомним, что такое комментарий?
Справка
Комментарий обязательно должен опираться на текст. Чтобы прокомментировать проблему, нужно ответить на ряд вопросов.
-К какой категории относится проблема? (политическая, нравственная одновременно)
Справка (проблемы)
-Актуальная ли эта проблема в наши дни? Что делает ее актуальной? (Актуальна, потому что в последнее время о является одной из центральных проблем, все чаще дает о себе знать в СМИ и телевидении)
-Почему эта проблема привлекла внимание автора?
-Кого особенно интересует эта проблема? (Русских людей, потому что ВОВ – священная для русского народа война и любые попытки принизить ее значение воспринимаются нами как попытка унизить наше национальное достоинств)
- На каком материале автор рассматривает проблему? (Павлов рассматривает проблему на воспоминаниях из детства, а также приводит пример из личной жизни)
-Для чего он это делает? (Чтобы сказать, что он знает об этой проблеме не понаслышке, а данная проблема коснулась его лично)
-Каково отношение авторское отношение к проблеме? Как выражено отношение автора к проблеме? (Его возмущен тем, что происходит и это чувствуется во взволнованной, эмоциональной манере письма. Он старается привлечь внимание читателя к проблеме, используя ряд риторических вопросов. Его до глубины души возмущает то, что «его дед был обворован после смерти» собственными нравственными уродами)
-Все! Мы проблему прокомментировали достаточно подробно и можем получить про К2 – 2 балла! И делаем следующий шаг –
4. Формулировка авторской позиции
«Хорошо, когда автор свою позицию в каком-нибудь предложении объясняет! А то так закрутит, что не найдешь!» (Реплика из чата) Очередная проблема, с которой, как видите, сложно бывает справиться». Давайте вспомним, что такое позиция автора?
Справка Позиция автора – это вывод, к которому приходит автор, рассуждая по поводу той или иной проблемы
Справка «Как может быть выражена авторская позиция»
-Какие способы используются в нашем тексте? (риторические вопросы, оценочная лексика)
-Какова же авторская позиция? (Автор возмущен тем, что в наше время оскорбляется память о войне, оскорбляется не только поведением стран бывшего СССР, которые делают национальных преступников героями, но и поведением тысяч русских людей, которые идут на преступления ради наград)
-В каком предложении авторская точка зрения звучит отчетливо? (Авторская точка зрения, как мне кажется, выражена довольно чётко в предложении: священная война, со злом сброшена в конце века со многих пьедесталов и обкрадена тысячами собственных нравственных уродов»)
-Согласны ли вы с мнением автора?
-Итак, мы выполнили еще одно требование к сочинению – сформулировали авторскую позиции. И выразили вое мнение по проблеме? И получаем по К3-1 балл
5. Аргументация собственного мнения.
«Нет, как вам это нравится: мало того, что нужно изложить собственное мнение, так надо еще и аргументы привести, опираясь на жизненный или читательский опыт!!! Сколько там у нас жизненного опыта! Сознательной жизни всего 10 лет» (Сердитое замечание из чата)
Это, действительно, самая трудная часть работы. На этом этапе написания сочинения ваша задача состоит в следующем: одобрить позицию автора, выразить солидарность, понимание, принятие позиции и сформулировать собственную позицию, подобрав 2 аргумента, доказывающих справедливость мнения автора и вашего мнения.
Давайте вспомним, что такое аргументы, какие аргументы можно считать жизненным опытом, а какие – читательским?
Справка.
- Какие аргументы в подтверждении позиции автора вы можете использовать? (реальные факты)
-В начале нашего урока я показала вам видеоролик. Конечно, этот показ был неслучайным. Материал, который вы увидели, является яркой иллюстрацией к проблеме, которую поднимает О. Павлов. Какие факты можно привести в доказательство справедливости позиции автора и вашей позиции? (Латвия: в 1997 году взорван Монумент Победы. Литва (Каунас): снесет памятник «Так на пьедестале».Украина: разрушено более 10 памятников партизанам на кургане Славы под Симферополем. В 2007 г. демонтирован памятник Воину ‑ освободителю на холме Тынисмяги. Эксгумированы останки советских воинов, захороненных у подножия памятника. Останки нашего земляка Василия Волкова, погибшего в 1944 году в боях за Таллин, были перезахоронены в 2007 году в Кашине, на родине солдата .
В Новосибирске в ноябре 2010 из-за медалей убит 83-летний ветеран Великой Отечественной войны и его супруга . 12 апреля 2010 г. в Москве в собственной квартире убиты пожилые супруги, Ветераны Великой Отечественной войны Евгений Пранцузов и Анна Бондаренко. В декабре 2020 г. в Ставрополе был убит 83-летний ветеран Великой Отечественной войны. Из его дома были похищены награды, мобильный телефон и 500 рублей)
8.Поведение итого урока
Вот мы и закончили работу над сочинением. Я думаю, что наш сегодняшний разговор поможет вам в написании сочинения .
9. Рефлексия
11.Заключительное слово
А закончить сегодняшний урок мне хотелось бы словами древнегреческого комедиографа Менандра: «Язык, который умудрен знаниями, не будет запинаться ». Я думаю, что сегодняшний наш стал еще одним этапом в освоении вами секретов написания сочинения. И мне очень хотелось бы, чтобы эксперт, проверяющий вашу работу, увидел вас как человека эрудированного, мыслящего, умеющего вступить в диалог с автором, владеющего владеть речью, и поставил вам высокую оценку, которая может стать входным билетом в вуз.
12. Д/з: написать сочинение-рассуждение
Используемые материалы:
Е.С. Симакова. Русский язык. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. Сочинение», М:АСт:Астрель, 2009.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.