Содержание
-
Интеллектуальная игра для учащихся 10-11 классов Умники и умницы
-
I. Агон отборочный
1. Какой частью речи – числительными или существительными являются слова ТЫСЯЧА, МИЛЛИОН, МИЛЛИАРД? 2. Какое слово принадлежит только тебе, а употребляется чаще другими, чем тобой? 3. Можно ли смешливого человека назвать насмешливым?
-
4. Можно ли у существительных НЕРЯХА, СОНЯ, ГРЯЗНУЛЯ, ПЛАКСА определить род? 5. Какой бор никогда не имеет листвы и хвои? 6. С помощью какого суффикса НОГИ и НОЖИ превращаются в одно слово? 7. Родственны ли слова ПОТ и ПОТОЛОК?
-
8. Есть ли ноги у книги, газеты? 9. Какой падеж существительного никогда не употребляется с предлогами? 10. Назовите «четвертое лишнее» в группе слов: слон, слоненок, слоны, слонов.
-
11. Раньше знаки препинания носили другие названия. Например, восклицательный знак – «удивитель-ный»,точка с запятой – «полуточие», (т.е.ослабленная точка); тире – «молчанка, пресека-тельный знак». Как называлась запятая? а) вдохновение б) отдохновение в) затемнение г) преступление
-
12. Что вы делаете, когда доедете на автобусе до нужной остановки? А) сходите Б) выходите В) переходите Г) встаете
-
13. С тех пор как люди изобрели письмо, они старались усовершенствовать его в двух направлениях: научиться писать, во-первых, красивее и , во-вторых, быстрее. Как называется искусство красивого письма?
-
14.Как называются в языке слова-близнецы, одинаковые по форме, но не имеющие ничего общего? 15.Кто составил «Толковый словарь живого великорусского языка»? 16. Сколько грамматических основ не может входить в состав сложного предложения? 17. Алфавит, которым мы пользуемся, называется….
-
1 2 1 2 3 1 2 3 4
-
Охарактеризуйте морфологические особенности выделенных слов. Определите, какая это часть речи.
Светло, легко и своенравно Она блестит среди болот И к старой мельнице так плавно Несет стекло весенних вод Мне грустно и легко, Печаль моя светла.
-
Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки: Покраш…ный пол,краш…ный пол, краше…ый охрой пол, неокраше...ые стены, пр…быть (во)время, о..тдыхать (во)время каникул, смотреть (в)даль, уходить (в)даль моря, (н…)где (не)найти, (н…)когда (не)опаздывать.
-
Одинаковые ли суффиксы в словах УЧИТЕЛЬСТВО и СТРОИТЕЛЬСТВО?
-
Объясните лексическое значение слов: Оранжерея- интенсивный- гуманный- оптимист-
-
Задумывались ли вы когда-нибудь, почему слова звучат так, а не иначе. Почему именно «стол», «дом», «солнце». Устанавливая историю слов, ученые, прежде всего, исследуют письменные памятники, т.е. древние рукописи, документы, книги и различные надписи прошлых веков. Так мы узнаем, что означало когда-то то или иное слово. Как называется наука, которая изучает происхождение слов?
-
Когда говорят грамотный человек, то всегда ли речь идет о человеке, умеющем писать и читать? Как тогда понять словосочетания: грамотный инженер, грамотный строитель, грамотный ученик?
-
Объясните смысл крылатых слов и выражений: Вавилонское столпотворение Ахиллесова пята Дамоклов меч
-
В древнерусском языке было слово, которое обозначало 10 000. Сейчас у нас такого слова нет, но когда мы хотим сказать о большом количестве, то нам и приходит на помощь это слово. Какое? Найдите его в реплике Чацкого: Когда в делах – я от веселий прячусь, Когда дурачится – дурачусь, А смешивать два эти ремесла Есть тьма искусников, я не из их числа.
-
Расставьте ударения в следующих словах: Торты, комбайнер, начал, начала, звонит, баловать, красивее, мельком, черпая.
-
Вопрос для финалиста
В книге Ю.В.Откупщикова «К истокам слова» приводится такой случай: однажды группа школьников отправилась на экскурсию по Ленинграду. Остановившись пред Зимним дворцом, экскурсовод сказал ребятам, что это здание построил зодчий Растрелли. Некоторые школьники не знали, что такое зодчий. И тогда экскурсовод объяснил им: «Зодчий, по-русски, значит архитектор». Верны ли пояснения экскурсовода?
-
Молодцы!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.