Содержание
-
Урок для грамотеев и эрудитов
-
Устно образуйте видовую пару к глаголам. Указывайте вид названного глагола.
-
Какого вида приведенные глаголы? Пою — буду петь — пела, несовершенный вид Забыть — забуду — забыла. совершенный вид
-
Люди пишут, а время стирает, Все стирает, что можно стереть. С. Маршак
-
Как писать: стирает или стерает?
-
корни с чередованием е - и
-
Цели урока: научиться находить слова, в которых есть корень с чередованием е - и; 2) учиться объяснять выбор гласной е — и в корне с чередованием.
-
Избирать замирать отдирать расстилать — изберут — замер — отдеру — расстелю (несов.вид) (несов.вид) (несов.вид) (несов.вид) (совер.вид) (совер.вид) (совер.вид) (совер.вид)
-
Запишите видовые пары так, чтобы в корне надо было вставлять то букву е, то букву и.
Соб…рёшься – Выж…чь – Зап…реть – Расст…лается – Бл…стеть – Уд…рёшь – Ум…реть – Прот…рать –
-
Грамматические задачи для тренировки. Задача 1. Запишем корни: -мир- — -мер-; -бир- — -бер-; -пир- — -пер-; -дир- — -дер-; -тир- — -тер-. Какой суффикс в глаголах с такими корнями? Допишем к первому корню в паре -а-, ко второму-е-. Подчеркнем сочетание «ира». Есть ли ярко выраженное смысловое значение у этих корней? Что, например, означают корни -дер-, -бер-, -тер-? (Лексическое значение появляется, когда корень «работает» вместе с приставкой и суффиксом!)
-
Задача 2. Поможем Незнайке. Проверим, правильно ли он записал слова? ВытирЕть, отперАть, задирАл, придирЁтся, вымерЛи, пробирАться, прибирУ, удирУ, удирАть, вытирАть
-
Задача 3.Пунктуационно - орфографический практикум Из сказок Паустовского Милиционер протянул девочке варежку, в которой был воробей Пашка: «Берите. С варежкой! А то удерет». Подчеркните «ошибкоопасные» места, которые вы держите на контроле. Ворона хватала первое, что попадалось на глаза, и удирала. Разберите по составу последнее слово и . сделайте вывод о том, как суффикс «командует» гласным корня.
-
Задача 4. Какое слово «лишнее»? Помирились, умереть, умирали Помирились- мир Вывод: корень проверяется гласным в сильной позиции, так как -мир- в первом слове имеет ярко выраженное лексическое значение и проверяется однокоренным словом:мирный процесс. В двух других словах -мер-и -мир-чередуются.
-
Задача 5. Суффикс -а- продолжает командовать! Бл...стАть — бл...стеть, расст...лАть — расст..лить, разж...гАть — разж..г, рассч...тАл — расч...тливый.
-
Задача 6.Помогите расшифровать записку Незнайки. Вставьте буквы и пропущенные знаки. Сердце зам…рает от восторга при виде чудесной картины природы. За селом расст…лается гладкое зеркало большого озера и низко от него над лугами ст…лется туман. Трудно проб…раться сквозь густые зар…сли кустов. Но вот скоро забл…стит солнце на небе исчезнет туман.
-
Сердце замирает от восторга при виде чудесной картины природы. За селом расстилается гладкое зеркало большого озера, и низко от него над лугами стелется туман. Трудно пробираться сквозь густые заросли кустов. Но вот скоро заблестит солнце на небе, исчезнет туман.
-
Из каких произведений А. С. Пушкина взяты отрывки? Выпишите слова, в которых гласный корня чередующийся. На девичник собираясь, Вот царица, наряжаясь Перед зеркальцем своим, Перемолвилася с ним. …Прибежал бесенок, задыхаясь, Весь мокрёхонек, лапкой утираясь, Мысля: дело с Балдою сладит. Глядь, а Балда братца гладит. Фарлаф с боязнию глядит; В тумане ведьма исчезает, В нем сердце замерло, дрожит…
-
ЧЕРЕДОВАНИЕ Р Е Ч Н В Д А О И Е Е
-
Итог урока:
С какими новыми орфограммами мы работали? Что оказалось трудным? Какой всесильный суффикс любит командовать корнями?
-
Домашнее задание: выучить наизусть правило о написании корней с чередованием е — и, стр. 140; 2) упражнение 930 ; 3) составить устное высказывание по упражнению 931; 4)найдите в сказках А.С.Пушкина 2-3 предложения, в которых встречаются слова с изученной орфограммой.
-
МОЛОДЦЫ!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.