Содержание
-
Подготовка учащихся к олимпиадам по русскому языку
В мире синтаксиса Учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей 34» Медведева Т.А.
-
В каком словосочетании способ связи слов иной, чем в остальных?
Кожаный портфель Его портфель Открытый портфель Ванин портфель Этот портфель Мой портфель
-
Во всех словосочетаниях способ связи между словами – согласование, кроме словосочетания его портфель
Не путать омонимы Его - притяжательное местоимение Его –личное местоимение он в родит. и винит. падежах Его портфель – грамматическая связь отсутствует, местоимение не изменяется, оно связывается с существительным любого числа, рода, падежа только по смыслу(его туфли, его тетрадь, нет его вещей). Следовательно, связь – примыкание.
-
С одним словом составьте три словосочетания с разными способами связи: согласованием, управлением и примыканием.
Подумайте, слово какой части речи можно будет использовать в словосочетаниях с разными способами связи. Это точно не наречие и не глагол, так как с ними невозможно согласование Немногие существительные могут быть в словосочетании, где слова связаны примыканием Следовательно, удобнее взять…?
-
Удобнее использовать прилагательное или причастие, с ними возможны все три способа связи.
Красивый поступок (согласование) Красивый от природы (управление) Очень красивый (примыкание)
-
Во всех предложениях есть ошибки в употреблении предлогов. В чем они заключаются?
1.Братья пропустили занятия ввиду болезни. 2.Я не смогу прийти на репетицию вследствие занятости. 3. Мы не успели на автобус благодаря опозданию поезда.
-
При употреблении данных предлогов должно учитываться лексическое значение, которое не полностью утрачено такими производными предлогами.
1.Братья пропустили занятия ввиду болезни. (ввиду=действия в наст. или буд. вр.) ввиду =по причине 2.Я не смогу прийти на репетицию вследствие занятости.(вследствие = пр.вр.) 3. Мы не успели на автобус благодаря опозданию поезда.(благодаря = желательные действия и их результаты)
-
Подчеркните инфинитив как член предложения.
1.Федор отправился купаться. 2.Аню попросили закрыть окно. 3.Ветер начал крепчать. 4.Мы будем отдыхать после обеда.
-
Проверьте себя
1.Федор отправился купаться.(сгс) 2.Аню попросили закрыть окно.(пгс) 3.Ветер начал крепчать.(сгс) 4.Мы будем отдыхать после обеда.(пгс)
-
Чем выражено подлежащее в каждом предложении?
1. Сам директор навестил больного. 2. Сколько же труда вкладывалось в эти иллюстрации! 3. Сколько человек расположилось у костра? 4. Это меня очень тревожит. 5. Это новая книга. 6.Морской петух – красивая рыба. 7.Вчера прошло, и нет ему возврата. 8.Соблюдать порядок - наша обязанность.
-
Размышляем вместе.
1. Сам директор навестил больного. 2. Сколько же труда вкладывалось в эти иллюстрации! 3. Сколько человек расположилось у костра? 4. Это меня очень тревожит. 5. Это новая книга. 6.Морской петух – красивая рыба. 7.Вчера прошло, и нет ему возврата. 8.Соблюдать порядок - наша обязанность.
-
Какую ошибку вы увидели в предложении?
Заниматься ему ничего не мешало.
-
Проверьте себя, правильно ли вы справились с заданием?
Ничто ему не мешало заниматься. Что ему мешало заниматься? (вопросит. местоимение употреблено в форме им. падежа и отрицательное местоимение ничто тоже должно иметь форму им. падежа).
-
В каких предложениях встречается подчинительный союз что? Укажите номера предложений, где что является относительным местоимением.
1.Скажи мне, кудесник, любимец богов, что сбудется в жизни со мною? 2.Известно, что слоны в диковинку у нас. 3.Знаешь, я читала, что бессмертны души… 4.Я ловлю в далеком отголоске, что случится на моем веку
-
Рассуждаем вместе. Для связи частей сложноподчиненного предложения служат и союзы, и союзные слова, т.е. местоимения. Они отличаются тем, что местоимения несут смысловую нагрузку, к ним можно задать вопрос, они являются членом предложения. Союз - это скрепка, его можно убрать из предложения, вопрос к нему задать нельзя, и членом предложения он не является.
1.Скажи мне, кудесник, любимец богов, что сбудется в жизни со мною? 2.Известно: слоны в диковинку у нас. 3.Знаешь, я читала: бессмертны души… 4.Я ловлю в далеком отголоске, что случится на моем веку
-
Для решения подобных заданий мы должны помнить о том, что союзы можно заменить союзами, а союзные слова союзными словами.
Что, как, когда могут быть и союзами, и союзными словами. Всегда союзы Всегда союзные слова если, хотя, ибо, какой, чей, который, чтобы, словно, будто, кто, где, сколько, пока, потому что, едва, отчего, откуда так как, так что
-
Выпишите номера предложений, в которых части сложноподчиненного предложения связаны союзами.
1. Он готов встретиться, что(бы) решить эту проблему. 2. Уже всем видно, что день клонится к концу… 3. (От)чего ушел, к тому и пришел. 4. О людях надо судить (по) тому, что они в жизни сделали. 5. Я слышал, что ты пришел поздно. 6.Я слышал, когда ты пришел.
-
Надеемся, вы справились с предыдущим заданием. Надо быть внимательным при решении подобных заданий. В одном и том же предложении некоторые слова могут быть и союзами, и союзными словами.
Я слышал, когда ты пришел. Если говорящий делает акцент на времени события, к слову когда можно задать вопрос и оно является обстоятельством времени, то это относительное местоимение. А если акцент на действии, то когда является союзом, его из предложения можно убрать и смысл при этом не изменится. Я слышал: ты пришел.
-
В каких предложениях слова кажется и казалось должны быть выделены, так как являются вводными.
1.Нам кажется подозрительным ваше поведение. 2.Нам кажется пора домой. 3.Казалось все ждут его решения. 4. Мне казалось нет никакого выхода из ситуации. 5.Зубами щелкая и ощетиня шерсть, глазами кажется хотел бы всех он съесть. 6.Море казалось угрюмым и сердитым.
-
Слова кажется и казалось являются вводными, если они передают неуверенность. Кроме этого, они могут входить в состав именного сказуемого, а также быть простым глагольным сказуемым.
1.Нам кажется подозрительным ваше поведение. 2.Нам,кажется, пора домой. 3.Казалось, все ждут его решения. 4.Мне казалось, нет никакого выхода из ситуации. 5.Зубами щелкая и ощетиня шерсть, глазами, кажется, хотел бы всех он съесть. 6. Море казалосьсердитым и угрюмым.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.