Содержание
-
Тема: «Вид глагола»
-
Цели урока:
ввести понятие вида глагола; научить различать глаголы совершенный и несовершенный вид; правильно использовать виды глагола в речи.
-
«В глаголе струится самая алая, самая живая, артериальная кровь языка, ведь назначение глагола выражать само действие» Алексей Югов
-
1. Работа с текстом.
Лето долго не хотело уходить. Но вот уже клены зарумянились, и лист на березах пожелтел, и птицы собираются в дальний путь.
-
2. Составление алгоритма
Для определения вида глагола нужно: а) задать вопрос; б) определить характер действия: незавершенное, результат действия, длящееся, однократное, мгновенное, повторяющееся начало, окончание действия НЕСОВЕРШЕННЫЙ ВИД СОВЕРШЕННЫЙ ВИД
-
Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос что сделать? и обозначают действие, ограниченное в своей длительности, имеющее внутренний предел, законченность. Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос что делать? и обозначают действие без указания на его предел, без ограничения протекания его во времени, действие длительное или повторяющееся.
-
3. Работа с текстом
МУР...ВЕЙ И Р...СИНКА Мур...вей Р...стиславпроб...рался сквозь густые зар...ели травы, взб...рался на холмики, смело ш...л к бл...стевшей, как алмаз, р...синке. З...ря окрасила ее в алый цвет. Прик..снувшийся луч(?) со(?)нцазаставил заг...рет(?)ся огнем. «Кто пол...жил туда эту кап...льку? Вот дойду и разб...русь», —думал мур...вей... (По А. Иллюминаторской)
-
МУРАВЕЙ И РОСИНКА Муравей Ростислав пробирался сквозь густые заросли травы, взбирался на холмики, смело шёл к блестевшей, как алмаз, росинке. Заря окрасилаее в алый цвет. Прикоснувшийся луч солнца заставилзагоретьсяогнем. «Кто положилтуда эту капельку? Вот дойду и разберусь», —думал муравей... (По А. Иллюминаторской)
-
4. Сравни предложения
Вскоре заполыхал костёр, зашумел чайник, забурлила картошка, зафыркала каша, и всё пошло дружно и скоро. (А.Гайдар) Вскоре начал полыхать костёр, шуметь чайник, бурлить картошка, фыркать каша, и всё пошло дружно и скоро.
-
5. Анализ роли глаголов в тексте.
Ветер разлетелся, липа вздохнула и как будто выдохнула из себя миллион золотых листиков. Ветер еще разлетелся, рванулся со всей силой – и тогда разом слетели все листья, и остались на старой липе, на черных ее ветвях только редкие золотые монетки. Так поиграл ветер с липой, подобрался к туче, дунул, и брызнула туча и сразу вся разошлась дождем. М. Пришвин
-
Другую тучу ветер … и … ивот из-под этой тучи…яркие лучи, и мокрые леса … . Другую тучу ветер нагнали погнал, и вот из-под этой тучи вырвалисьяркие лучи, и мокрые леса засверкали.
-
6. Корректировка текста
Он очень пристращается к книгам, чего в детстве делать не хотел. Это предвестило конец их дружбы. Ольга поняла, что бесполезно заставить Обломова делать что-либо.
-
Он очень пристрастился к книгам, чего в детстве делать не хотел. Это предвещало конец их дружбы. Ольга поняла, что бесполезно заставлять Обломова делать что-либо.
-
Итог урока
рисовала Что делала? Действие незавершенное, длящееся – это глагол несовершенного вида нарисовала Что сделала? Результат , окончание действия – это глагол совершенного вида Катя рисовала картину. Катя нарисовала картину.
-
Домашнее задание
а) выполнить упражнение 71 (учебник Бабайцевой); б) подобрать текст, определить виды глаголов и объяснить их роль в тексте; в) напишите грамматическую сказку с таким началом: «Жили-были два брата. Звали их Одеть и Надеть. Были они очень похожи друг на друга, и поэтому многие думали, что они близнецы. Но однажды оказалось, что они не так уж и похожи. Произошло это так…»*
-
СПАСИБО ЗА УРОК!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.