Содержание
-
Виды диктантов
Составила Учитель начальных классов Чебан Н.И.
-
Диктант-это вид орфографического упражнения, сущность которого для учащихся состоит в записи воспринимаемого на слух предложения, слова, текста.
Наблюдения свидетельствуют, что роль диктантов при обучении русскому языку значительна. Эффективность его достигается тем, что ученик, молча произносит звуки, учится соотносить звуки и буквы и чувствовать звук как фонему. Диктант требует усиленного внимания, которое определяет скорость и точность образования навыков. Это и дает основание рекомендовать диктант как один из основных видов работы при обучении правописанию.
-
Основные виды диктантов
1)слуховые по содержанию-словарные и текстовые по цели проведения-предупредительные, объяснительные, контрольные (или проверочные) 2)зрительные
-
3) Самодиктант (или «Проверяю себя») 4)Творческий диктант
-
1) Зрительный предупредительный диктант.Предлагаемый текст пишется на доске.«Ошибкоопасные» места выделяются цветным мелом. Сначала текст подвергается устному разбору, а затем стирается. Дети по памяти или под диктовку учителя пишут его в тетради.
-
2) Слуховой предупредительный диктант.
Текст слухового диктанта читается сначала целиком, а затем отдельными предложениями. В каждом предложении учащиеся находят слова с определенной орфограммой, объясняя ее написание, и только потом записывают предложение в тетрадь.
-
3) Объяснительный диктант.
Сущность объяснительного диктанта заключается в орфографическом разборе текста после того, как учащиеся самостоятельно его напишут. Учитель задает вопросы, а дети отвечают на них по вызову или по собственному желанию.
-
4) Выборочный диктант.
Выборочный диктант дает возможность за короткий срок написать наибольшее количество слов определенной грамматической категории или слов с соответствующей орфограммой. Под диктовку записывается не весь текст, а только нужные слова. Выборочный диктант может быть: а) предупредительным, б) объяснительным, в) контрольным.
-
5) Творческие диктанты
представляют собой такой вид упражнений, при котором ученики вставляют или заменяют определенные слова в предложенном тексте другими, близкими по значению грамматическими категориями. а) Предупредительный творческий диктант. 6) Творческий диктант на вставку слов и словосочетаний. в) Объяснительный творческий диктант. г) Творческий диктант по опорным словам. д) Творческий диктант с использованием серии предметных картинок. е) Творческий диктант с заменой.
-
6) Диктант «Проверяю себя».
Отличительной особенностью этого диктанта является то, что по окончании работы ученики могут задать учителю любые вопросы, связанные с написанием слова, которое вызывает у них сомнение. Желательно, чтобы ответ на этот вопрос дал один из детей.
-
7) Диктант-молчанка по картинкам.
Проводится следующим образом: учитель молча показывает серию предметных картинок с изображенными на них предметами, названия которых объединены заданной темой. Ученики молча записывают слова, обозначающие названия предметов, которые нарисованы на картинках, по необходимости выполняя грамматическое задание.
-
8) Выборочный диктант-молчанка по картинкам.
Отличается от предыдущего тем, что из демонстрируемой серии дети выбирают только слова на заданную тему или записывают слова в два-три столбика. Например, надо записать только слова, содержащие парные гласные (баян, утюг, знамя, маяк, сливы, костер, овес и т. д.); записать в первый столбик слова, содержащие сочетание жи, во второй — ши и т. д.
-
9) Устный диктант по картинкам.
Проводится с использованием предметных картинок и индивидуальных карточек учащихся. Учитель показывает картинки с изображениями предметов, названия которых являются словами с различными орфограммами. На каждую показанную педагогом картинку дети поднимают карточку с той орфограммой, которую следует писать в данном слове, или с заранее оговоренным символом. Например, если в слове пишется мягкий знак, поднимается карточка со знаком «плюс», если нет — «минус» и т. п.
-
10) Устный диктант.
Проводится с использованием индивидуальных карточек учащихся, на которых написаны разные орфограммы. Учитель диктует слова, в которые входит орфограмма, имеющаяся на индивидуальной карточке учащегося. На каждое продиктованное учителем слово ученик поднимает карточку с орфограммой, используемой при написании данного слова.
-
11) Проверочный или контрольный диктант.
Предлагается на диагностическом и оценочном этапе работы.
-
Встречаются и такие названия диктантов:
Диктант по воображению. Диктант по воспоминанию. Диктант по картинке.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.