Презентация на тему "Культура речи как учебная дисциплина"

Презентация: Культура речи как учебная дисциплина
Включить эффекты
1 из 17
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
3.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Скачать презентацию (0.68 Мб). Тема: "Культура речи как учебная дисциплина". Предмет: русский язык. 17 слайдов. Для студентов. Добавлена в 2017 году. Средняя оценка: 3.0 балла из 5.

Содержание

  • Презентация: Культура речи как учебная дисциплина
    Слайд 1

    ЗАНЯТИЕ № 1КУЛЬТУРА РЕЧИ КАК УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА

    ОК-1: владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения, умение логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь. ОК-10: способность к письменной, устной и электронной коммуникации на государственном языке. ТЕРМИН «КУЛЬТУРА РЕЧИ» ИМЕЕТ ДВА ОСНОВНЫХ ЗНАЧЕНИЯ – ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ И ПРИКЛАДНОЕ: 1. Культура речи – лингвистическая дисциплина, занимающаяся установлением, кодификацией и пропагандой норм языка. Это ее основные задачи. 2. Культура речи – совокупность знаний, умений и навыков отдельного человека правильно, эффективно и в соответствии с этикетом выражать мысли в устной и письменной форме. Объект учебной дисциплины: русский язык. Предмет учебной дисциплины: - нормы русского языка (т.е. правильность его использования); - коммуникативные задачи, решаемые с использованием русского языка (убедить, призвать); - русский речевой этикет (морально-нравственная допустимость применения языковых средств).

  • Слайд 2

    СЛОВАРИ И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ 1. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ СЛОВАРЕЙ Антропонимические словари: собственные имена людей. Диалектные (областные) словари. Грамматические словари: содержат сведения о морфологических и синтаксических свойствах слова(несклоняемые слова, разноспрягаемые, особенности управления и пр.). Словари сочетаемости слов. Идеографические (тематические группы слов), семантические (разделение единиц языка по функциям: указывающие, именующие, связующие и пр.) и ассоциативные словари. Лингвострановедческие и культурологические словари: дают представление о национально-культурной специфике речевого общения. Морфемные и словообразовательные словари. Обратные словари: слова располагаются по алфавиту не начальных, а конечных букв, и выравниваются не по левому, а по правому краю. Объяснительные словари. Орфографические словари. Орфоэпические словари.

  • Слайд 3

    Синонимические словари. Словари антонимов. Словари лингвистических терминов. Словари названий жителей. Словари неологизмов. Словари омонимов. Словари паронимов. Словари эпитетов, сравнений и метафор. Словари сокращений. Словари социальных диалектов: жаргонов, арго, сленга. Словари языка писателей и отдельных произведений. Словари-справочники трудностей русского языка. Терминологические словари. Толковые словари.

  • Слайд 4

    2. ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ РУССКОГО ЯЗЫКА

  • Слайд 5

    Грамматика русского языка – ресурс, содержащий электронную версию Академической грамматики русского языка, составленной Академией наук СССР (Институт русского языка) − http://rusgram.narod.ru Русский язык: говорим и пишем правильно − http://www.gramma.ru Сайт Государственного института русского языка имени А.С. Пушкина  −  http://pushkin.edu.ru Сайт Института русского языка имени В.В. Виноградова – (ИРЯ РАН) −  http://www.ruslang.ru Сайт Российского общества преподавателей русского языка и литературы (РОПРЯЛ) −  http://www.ropryal.ru Словари.Ру  − ресурс, содержащий обширную коллекцию онлайновых словарей русского языка − http://www.slovari.ru Центр развития русского языка - ресурс некоммерческой организации «Центр развития русского языка», деятельность которой направлена на поддержку и распространение русского языка и культуры как в России, так за ее пределами −  http://www.ruscenter.ru

  • Слайд 6

    План занятий

    1. Культура речи как учебная дисциплина. Сущность и средства общения. Язык и речь. 2. Национальный язык и его структура. Территориальная и социальная дифференциация национального языка. Литературный язык. 3. Сущность и виды языковых норм. Орфоэпические и лексические нормы. 4. Грамматические нормы русского языка. 5. Система стилейрусского языка. Разговорный стиль. Официально-деловой стиль. 6. Научный стиль. Коммуникативные качества речи. 7. Основы риторики. Русский речевой этикет. 8. Доказательство и рациональный спор.

  • Слайд 7

    СУЩНОСТЬ И СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ. ЯЗЫК И РЕЧЬ ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ПРОЦЕССА ОБЩЕНИЯ 1.ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ. 2. ОТПРАВИТЕЛЬ — это тот, кто непосредственно передает сигнал. Зачастую источник и отправитель выступают в одном лице. 3.СООБЩЕНИЕ — это собственно информация, закодированная с помощью символов. Кодирование превращает идею в сообщение. 4. КАНАЛ — это средство, с помощью которого передается сообщение, передаточный механизм от источника к получателю (печать, устное обращение, телефонные разговоры, радио, телевидение и т. д.). 5.ПОЛУЧАТЕЛЬ. 6.ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ. 7. ПОМЕХИ И БАРЬЕРЫ. Общение (коммуникация) – процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией

  • Слайд 8

    СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ НЕВЕРБАЛЬНЫЕ ВЕРБАЛЬНЫЕ КИНЕСИЧЕСКИЕ (от греч. — движение): поза, жест, мимика, взгляд, походка, направление движения. ПРОСОДИЧЕСКИЕ(от греч. — ударение, припев) — ритмико-интонационные особенности речи: высота и громкость голосового тона, тембр голоса, сила ударения. ЭКСТРАЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ(лат. extra — вне, сверх, лат. lingua — язык) — включенные в речь психофизиологические проявления: паузы, вздохи, кашель, смех, плач и проч. ТАКЕСИЧЕСКИЕ(лат. taktus — прикосновение, ощущение). Это динамические прикосновения в форме рукопожатий, похлопываний по плечу, колену, спине, поцелуи, прикосновения телом. ПРОКСЕМИЧЕСКИЕ (от англ. proximity — близость):пространственная организация общения. ОЛЬФАКТОРНЫЕ (лат. olfactorius - благовонный, душистый): запах. ЯЗЫК — средство человеческого общения, представляющее собой набор единиц (слова, звуки, морфемы) и правил их комбинирования (грамматика). Языки бывают естественные (народные, например русский язык) и искусственные (азбука Морзе). РЕЧЬ — это процесс (говорение, письмо) и результат (тексты) использования языка. Отношения между языком и речью описываются диалектическими категориями «сущность» (внутренне содержание предмета) и «явление» (внешнее выражение предмета)

  • Слайд 9

    РАЗЛИЧИЯ ЯЗЫКА И РЕЧИ

  • Слайд 10

    ЕДИНИЦЫ ЯЗЫКА И РЕЧИ

    РАЗДЕЛЫ ЯЗЫКОЗНАНИЯ ФОНЕТИКА МОРФОЛОГИЯ ЛЕКСИКОЛОГИЯ СИНТАКСИС МОРФОЛОГИЯ + СИНТАКСИС = ГРАММАТИКА

  • Слайд 11

    ВИДЫ СВЯЗЕЙ МЕЖДУ ЕДИНИЦАМИ ЯЗЫКА И РЕЧИ

    Парадигматические отношения – это варьирование единиц языка в плане словоизменения и формообразования (изменение по падежам, родам, числам и пр.). Принцип парадигматики: ИЛИ-ИЛИ. Это своего рода вертикальное членение языка. Синтагматические отношения – это соединение единиц языка в речевом потоке. Принцип синтагматики: И-И. Это своего рода горизонтальное членение речи. Иерархические отношения: это отношения между единицами языка разных уровней («складывание» единиц «высоких» уровней из единиц «низких» уровней: слова «складываются» из морфем). Ассоциативные отношения (могут быть как парадигматическими, так и синтагматическими) – образная связь, возникающая в процессе мышления между элементами психики, в результате которой появление одного элемента, при определённых условиях, вызывает образ другого, связанного с ним.

  • Слайд 12

    ЯЗЫК – ЭТО ЗНАКОВАЯ СИСТЕМА Знак - это материальный предмет, репрезентирующий (заменяющий в процессе познания и общения) другой предмет. По характеру репрезентации различают следующие типы знаков: Структура знака: Яблоко план выражения [йа́блΛкь] план содержания 4. Наука о знаках называется семиотикой.Ее основные разделы: семантика (отношения ПВ и ПС); синтактика (отношения между знаками); прагматика (отношения знак − человек).

  • Слайд 13

    В ЧЕМ НАДБИОЛОГИЧНОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ЯЗЫКА (РЕЧИ)? А) Языковое общение людей биологически несущественно (нерелевантно), т.е. эволюция не создала специального органа речи и в этой функции используются органы, первоначальное назначение которых было иным. Б) Языковое общение людей тесно связано с познавательными процессами. Если отдельный знак-сообщение животного (лай, рычание, пение птиц, мычание, клекот, шипение и т.д.) возникает как реакция особи на случившееся событие (т.е. реализуется функция внимания – первая сигнальная система), то в познавательной деятельности человека наблюдается иная картина: на основе языка функционируют ПАМЯТЬ, ВООБРАЖЕНИЕ И ВНИМАНИЕ (вторая сигнальная система). Исключительна роль языка в процессе мышления, т.к. формирование мысли представляет собой слитный речемыслительный процесс. В) Языковое общение людей, в отличие от коммуникативного поведения животных, характеризуется исключительным богатством содержания. Как говорил известный ученый-лингвист А.Мартине, «Язык – это способность сказать все». Г) С содержательным богатством человеческого языка связано его строение (уровни языка): из звуков складываются части слов (морфемы), из морфем – слова, из слов – предложения. Это делает речь членораздельной, а язык – содержательно емкой и вместе с тем компактной единицей семиотики (например, по данным зоопсихологии, в языках обезьяньих стад используется около 30 звуковых сигналов, соответствующих 30 стандартным ситуациям, при этом эти знаки не могут быть разложимыми на значимые компоненты. В терминах лингвистики можно сказать, что в коммуникации животных отдельное сообщение – это одновременно и «слово», и «предложение».

  • Слайд 14

    РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОРОЖДЕНИЕ РЕЧИ 1. ФАЗА МОТИВАЦИИ: ДЛЯ ЧЕГО ГОВОРИТЬ? 2. ФАЗА ИНТЕНЦИИ: ЧТО ИМЕННО ГОВОРИТЬ? – Создается общий смысл высказывания: ругать, хвалить, спросить, обещать, сообщить и т.п. 3.ФАЗА ВНУТРЕННЕГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ: «содержательное ядро» будущего высказывания, т.е. его «предикативный центр» (структурная схема: «Троллейбус едет»). 4. ФАЗА ГРАММАТИКО-СИНТАКСИЧЕСКОЙ РЕАЛИЗАЦИИ – заполнение схемы и согласование ее частей. 5. ФАЗА АРТИКУЛЯЦИИ.

  • Слайд 15

    2. ВОСПРИЯТИЕ (ПОНИМАНИЕ) РЕЧИ УРОВЕНЬ СЛОВ (например, песня на иностранном языке). УРОВЕНЬ ГРАММАТИКИ: сравните – «Собака укусила ребенка»/ «Ребенок укушен собакой». УРОВЕНЬ РЕФЕРЕНЦИИ, т.е. соотнесение высказывания с реальной ситуацией: «Дочь твоей матери, но не твоя сестра. Кто это?»; «Оля светлее Сони, но темнее Кати. Кто из них самая темная, а кто - самая светлая?» УРОВЕНЬ СМЫСЛА: ради чего вам что-то говорят? «Уже четыре часа».

  • Слайд 16

    адресант адресат сообщение (информация) код (язык) ФУНКЦИИ ЯЗЫКА И РЕЧИ КОММУНИКАТИВНАЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ РЕГУЛЯТИВНАЯ ЭКСПРЕССИВНАЯ ФАТИЧЕСКАЯ МЕТАЯЗЫКОВАЯ ЭСТЕТИЧЕСКАЯ МАГИЧЕСКАЯ ФУНКЦИИ ЯЗЫКА ФУНКЦИИ РЕЧИ

  • Слайд 17

    Коммуникативная функция – с помощью языка информация передается в пространстве и во времени. Познавательная функция - участие языка в хранении и передаче от поколения к поколению общественно-исторического опыта людей. Регулятивная функция – побуждение к деятельности. Экспрессивная функция – выражение чувств и эмоций. Фатическаяфункция – установление контакта. Метаязыковая функция – пояснение языковых единиц. Эстетическая функция – создание прекрасного (художественные тексты). Магическая функция – воздействие на сверхъестественных существ (заговоры, молитвы, клятвы и пр.).

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке