Содержание
-
Языковые способы и средства организации текста
-
Способы связи предложений в тексте
Цепная связь Параллельная связь
-
( 1 ) ( 2 ) ( 3 ) ( 4 ).
-
( 1 ) ( 2 ) ( 3 ) ( 4 ).
-
За всю свою жизнь не припомню я такой осени. Прошел сентябрь — ясно-голубой, по-майски теплый, с обворожительными утрами и задумчивыми фиолетовыми закатами. По утрам плещется в Волге рыба, и большие круги расходятся по зеркальной поверхности реки. Высоко в небе, курлыча, пролетают запоздалые журавли. Левый берег из зеленого становится желтым, затем красновато-золотистым. (В. Некрасов)
-
Все блага и радости жизни // создаются трудом. Без труда //нельзя честно жить. С малых лет//учись быть верным слову. Верность слову//— твоя личная честь. (В. Сухомлинский)
-
Спишите текст, расставляя недостающие знаки препинания. Определите способ связи предложений в тексте
Висевший под сводом фонарь освещал довольно объемную комнату с каменным полом. В ней не было видно ни одного окна, ни малейшего отверстия, кроме железной двери. Небеленые кирпичные стены и крутой свод над ними при слабом свете фонаря казались выкрашенными кровью. Под фонарем стоял дубовый стол, на котором около глиняной чернильницы лежали в беспорядке бумаги. Вдоль стен расставлены разные орудия и машины странного вида. Напротив стола на стене висели большие часы. (К. Масальский)
-
Средства связи частей текста
Лексический повтор Однокоренные слова Местоименные слова Союзы и частицы-союзы
-
Лексический повтор обычно ключевых слов
Человек должен с детства, со школы, помнить, на какой земле он родился. Он должен помнить, что у него есть обязанности перед этой великой, красивейшей землей в мире, которую зовут Родиной. Если ей будет угрожать смертельная опасность, он должен встать на ее защиту и стоять, если нужно, насмерть. Он должен помнить и чтить дела своих предков, которые не жалели жизни, защищая родную страну, родной язык, родной дом. (Н. Тихонов)
-
Лексический повтор высвечивает в тексте самое главное, но... назойливое мелькание одного и того же слова способно обесцветить самое емкое и выразительное.
-
Однокоренные слова
Он [Чехов] любил смех, но смеялся своим милым, заразительным смехом только тогда, когда кто-нибудь другой рассказывал что-нибудь смешное; сам же он говорил самые смешныевещи без малейшей улыбки. (И. Бунин)
-
Общий корень смех создает смысловую цельность текста, разные морфемы усложняют значение однокоренных слов, делают их семантически богаче.
-
Местоименные слова
Лебеди стадом летели из холодной стороны в теплые земли. Онилетели через моря... Один молодой лебедь летел позади всех. Силы егоослабели. (Л. Толстой)
-
Местоименные средства связи сокращают текст, делают его более компактным и информативно насыщенным, усиливают основное свойство текста — его связность. Местоименные слова позволяют не допустить неоправданного повтора слов.
-
Союзы и частицы-союзы
Большая цель добра начинается с малого — с желания добра своим близким, но, расширяясь, она захватывает все более широкий круг вопросов. Это как круги на воде. Но круги на воде, расширяясь, становятся все слабее. Любовь же и дружба, разрастаясь и распространяясь на многое, обретают новые силы, становятся все выше, а человек, их центр, мудрее. (Д. Лихачев)
-
Для связи частей текста обычно употребляются частицы-союзы же, ведь, лишь, только, простои др. Они могут связывать и простые предложения в составе сложных. Так, частица-союз же может связывать и предложения в составе сложносочиненных, и части текста. Например:
-
Сад был порядочный, он же и огород. (Ю. Семенов) В материальном мире большое не уместишь в малом. В сфере же духовных ценностей не так: в малом может уместиться гораздо большее, а если в большом попытаться уместить малое, то большое просто перестанет существовать. (Д. Лихачев)
-
Домашнее задание
Упражнение № 286
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.