Содержание
-
ПОНИМАЮЩАЯ СОЦИОЛОГИЯ (М. ВЕБЕР). ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА СОЦИАЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ. СОЦИАЛЬНЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КАК ОБМЕН. СИМВОЛИЧЕСКИЙ ИНТЕРАКЦИОНИЗМ И ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБМЕНА (Дж. МИД, Дж. ХОМАНС).
-
«Протестантская этика и дух капитализма» (1905); «Политика как профессия» (1919); «Хозяйство и общество» ( 1921) и др. Макс ВЕБЕР Немецкий социолог и социальный философ (1864-1920) Основоположник ПОНИМАЮЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ Основоположник ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ ©Сергеева ЗульфияХарисовна/ кандидат социологических наук, доцент, каф. ГМУС КГТУ
-
«Протестантская этика и дух капитализма» (1905); «Политика как профессия» (1919); «Хозяйство и общество» ( 1921) и др. Макс ВЕБЕР Немецкий социолог и социальный философ (1864-1920) Основоположник ПОНИМАЮЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ Основоположник ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ ©Сергеева ЗульфияХарисовна/ кандидат социологических наук, доцент, каф. ГМУС КГТУ
-
СОЦИАЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ (включая невмешательство или терпеливое вмешательство) – любое действие, ориентированное на прошедшее, настоящее или ожидаемое в будущем поведение других людей. Оно обладает двумя обязательными чертами: (1) осознанная мотивированность и (2) сознательная ориентированность на других (ожидание или «аттитюд»). Без первой нельзя говорить о нем, как о действии, без второй – называть его социальным. Социально только то действие, которое по своему смыслу ориентировано на поведение других. Столкновение двух велосипедистов, например, не более чем происшествие, подобное явлению природы. Однако попытка кого-нибудь из них избежать этого столкновения – последовавшая за столкновением брань, потасовка или мирное урегулирование конфликта – является уже «социальным действием» Предметом социологии является СОЦИАЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ
-
При анализе социального действия надо использовать два метода: 2. Причинный анализ, при помощи которого социолог может узнать более глубокий слой явлений, заглянуть в сущность социального действия, для чего ему необходимо узнать мотивы, цели и намерения субъекта действия. Здесь на помощь приходит мысленное усмотрение сущности вещей, или философское ПОНИМАНИЕ. 1. Научное наблюдение внешних поведенческих акций по объективным признакам; например, когда человек раздражен, его лицо буквально перекашивается от гневной гримасы или сжимаются кулаки в агрессивном желании кого-то побить.
-
Направляемые обычаями и привычками. Большая часть привычного повседневного поведения людей. Детерминируемые вспышками эмоций и зачастую оборачивающиеся нарушениями поведенческих стандартов, выходом за рамки моральной и правовой нормативности. Аффективные Традиционные Находится на границе того, что называется «осмысленно ориентированное действие» ТИПЫ СОЦИАЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ
-
Ориентированные на социальный успех, предполагающие сознательный выбор как целей, так и средств для их достижения, а также исключающие присутствие каких-либо иррациональных (эмоциональных, аффективных) компонентов. Основано на вере в безусловную – эстетическую, религиозную или любую другую – самодовлеющую ценность определенного поведения как такового, независимо от того, к чему оно приведет. Ценностнорациональные Целерациональные РАЦИОНАЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ – собственно предмет социологии ТИПЫ СОЦИАЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ
-
Протестантская этика и «дух капитализма»
-
ДВЕ МОДЕЛИ ДЕЙСТВИЙ «ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЧЕЛОВЕКА» Иррационально-авантюрная модель Рациональная модель Характерна для торговцев, спекулянтов, ростовщиков, представителей финансово-торгового капитала, стремящихся «делать деньги», не производя товаров. Упование на случайный выигрыш, удачу, хитрость. Возникает в эпоху Реформации и распространения протестантизма. Для приверженцев протестантского исповедания труд имел религиозный смысл. Богу угодно, когда человек много и честно работает, следует уповать не на счастливый случай, а на рационально организованный, систематический труд по производству товаров. Продажа индульгенций
-
Ульрих Цвингли (1484-1531) Джон Кальвин (1509-1564) Мартин Лютер (1483-1546) ОСНОВАТЕЛИ И ПРОПОВЕДНИКИ ПРОТЕСТАНТИЗМА Карикатура «Рождение Папства» (Л.Кранах) из книги М.Лютера «Против папства в Риме, основанного дьяволом" (1545 г.) В XVI в. В Европе начинается религиозная реформация, ее суть – утверждение исключительного авторитета Библии (священного писания), снижение роли и значения духовенства, отказ от института папства и критика священного предания. «Я спасен, потому что за меня умер Бог; Я духовно свободен, и мне не страшна власть католической церкви и папы римского; Мой религиозно-нравственный долг заключается отныне в том, чтобы нести эту свободу другим, творя добро». Протестантизм усилил степень рационалистического подхода к Библии и преуменьшил роль мистического начала. Библия была переведена с латыни на европейские языки.
-
ЗАПРЕЩЕНА ЗАДЕРЖКА ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ — «Не обижай ближнего твоего и не грабительствуй. Плата наемнику не должна оставаться у тебя до утра» (Библия, Левит 19:13). ПРОТЕСТАНТСКАЯ ЭТИКА ИМЕЕТ РЕЛИГИОЗНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ЗАПРЕЩЕНЫ ИЗДЕВАТЕЛЬСТВА И ЖЕСТОКОЕ ГОСПОДСТВО НАЧАЛЬСТВА НАД ПОДЧИНЕННЫМИ — «не господствуй над ним с жестокостью» (Библия, Левит 25:43). БОГ ПООЩРЯЕТ ВЫСОКОЕ КАЧЕСТВО ТОВАРОВ И УСЛУГ И ЧЕСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ К КЛИЕНТАМ И ЗАПРЕЩАЕТ ЛЖИВЫЕ СПОСОБЫ ОБОГАЩЕНИЯ — «приобретение сокровища лживым языком — мимолетное дуновение ищущих смерти» (Притчи 21:6), «не делайте неправды в суде, в мере, в весе и в измерении: да будут у вас весы верные, гири верные» (Левит 19:35-36 ). ОГРАНИЧЕНИЕ РАБОЧЕГО ДНЯ И РАБОЧЕЙ НЕДЕЛИ ПОСРЕДСТВОМ ЗАПРЕТА РАБОТАТЬ В 7-Й ДЕНЬ НЕДЕЛИ, КОТОРЫЙ НАЗЫВАЕТСЯ ДНЕМ ПОКОЯ. «Наблюдай день покоя (шаббат — суббота), чтобы свято хранить его, как заповедал тебе Господь, Бог твой; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой — покой (шаббат) Господу, Богу твоему.» (Второзаконие 5:12-14)
-
Традиционный человек Протестант Протестантская этика и «дух капитализма»
-
М.Вебер приводил конфуцианство в качестве примера этической системы, несовместимой с капитализмом. ВОСТОЧНЫЕ ДРАКОНЫ – конфуцианские страны, осуществившие экономическое чудо: ЯПОНИЯ (с 1950-60 гг.) Начиная с 1960 –х гг. ЮЖНАЯ КОРЕЯ ТАЙВАНЬ ГОНКОНГ СИНГАПУР Как показала история, М. Вебер оказался неправ
-
Этика «чувства долга» заставляет человека трудиться защищают от посягательств на результаты его труда Ускоренное экономическое развитие возможно в тех обществах, где формируется ОПТИМАЛЬНЫЙ БАЛАНС Предпринимательская деятельность рассматривается как нравственно оправданная, общественно полезная и жизненно необходимая. Легитимация предпринимательской деятельности приводит к формированию этики, подобной протестантской Если общество рассматривает бизнес как не слишком достойный способ зарабатывания денег, то и сами предприниматели ведут себя соответствующим образом.
-
Концепция легитимной власти в государстве Традиционный тип господства Основывается на общем признании священного характера старых традиций и древних иерархий. Он включает в себя три разновидности власти – геронтологическую (власть старейшин), патриархальную (власть племенных вождей) и патримониальную (власть монарха).
-
Харизматический тип господства Концепция легитимной власти в государстве Властные отношения, строящиеся на основе личной преданности вождю, государю-полководцу, пророку, на вере масс в необыкновенную одаренность политического лидера. Понятие харизмы (от греч. harisma – высший, божественный дар), использовавшееся в католической теологии для обозначения избранности, отмеченности человека высшей благодатью.
-
Легально-рациональный тип господства Концепция легитимной власти в государстве Преобладание рациональных принципов управления. Оно позволяет человеку считать, что он подчиняется не вышестоящим индивидам, а законам, под властью которых находятся как управляемые, так и управляющие. ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО
-
Ввел в социологию категорию ИДЕАЛЬНОГО ТИПА ИДЕАЛЬНЫЙ ТИП – ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ РАСПРОСТРАНЕННОГО СОЦИАЛЬНОГО ЯВЛЕНИЯ, ИНТЕРЕСУЮЩЕГО ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ. Образуясь в результате абстрагирования социологического сознания от множества эмпирических деталей, идеальный тип не только отображает социальную реальность, но и противостоит ей, указывая на то состояние, в котором может или должна пребывать данная реалия, и в этом втором качестве он представляет собой «утопию логически возможного». КАПИТАЛИЗМ ГОСПОДСТВО Социальное действие Примеры идеальных типов
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.