Содержание
-
Психология конфликта Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» Преподаватель курса: к.соц.н. Маркина И.В.
-
(лат. conflictus - столкновение) -столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия
-
Английский философ и социолог Г. Спенсер считал конфликт "неизбежным явлением в истории человеческого общества и стимулом социального развития". Американский социолог Л. Козеропределяет конфликт как идеологическое явление, отражающее устремление и чувства индивидов и социальных групп в борьбе за объективные цели: верх, изменение статуса, перераспределение доходов, переоценку ценностей и т.п. Ценность конфликтов состоит в том, что они предотвращают окостенение системы. Как выразился М. Вебер, "конфликт очищает". Такой конфликт позитивно влияет на структуру, динамику и результативность социально-психологических процессов и служащих источником самоусовершенствования и саморазвития личности, называют продуктивным (конструктивным) конфликтом.
-
Виды конфликтов:
Внутриличностный конфликт (столкновения собственных мотивов, одновременно несовместимых и актуальных для человека)
-
Межличностный конфликт(борьба ценностей и борьба за ресурсы)
-
Групповой (межгрупповой) конфликт (возникает между несколькими малыми группами в составе большой в виде противостояния групп по принципу «мы – они»)
-
Функции конфликта
Объединяющая (интегрирующая) функция: положительные последствия: способствует согласованию индивидуальных и коллективных интересов, образованию формальных и неформальных групп; отрицательные последствия: ослабляет организованность и единство коллектива, нарушает баланс между интересами личности и группы, ведет к недобросовестному отношению к делу и стремлению получить выгоду за счет других.
-
Функция активизации социальных связей: положительные последствия: придает взаимодействию людей большую динамичность и мобильность, усиливает партнерство и согласованность в действиях, стремлениях; отрицательные последствия: вызывает несогласованность в деятельности людей, создает препятствование сотрудничеству, взаимную незаинтересованность в успехе.
-
Сигнальная функция: положительные последствия: предупреждает об очагах социальной напряженности, позволяет обнаружить нерешенные проблемы, предоставляет возможность реализовать потребности, интересы и цели коллектива; отрицательные последствия: резкое выражение протеста, недовольства, нарастание неудовлетворенности.
-
Инновационная функция: положительные последствия: стимулирует инициативу, творческую активность, нестандартный подход к решению проблемы, повышение квалификации; отрицательные последствия: иногда творческая активность воспринимается как ненормальное поведение, тогда конфликт может вызвать проявление недоброжелательности сторон, их неудовлетворенность взаимодействием, подавление энтузиазма, снижение эффективности в работе, уход в себя.
-
Преобразование межличностных и межгрупповых отношений: положительные последствия: конфликт обычно разделяет его участников по разные стороны, но одновременно может вызвать их объединение на новой основе. Укрепляет групповую сплоченность, сотрудничество и солидарность людей; отрицательные последствия: может ухудшить морально-психологическую атмосферу в коллективе, снизить уровень взаимного доверия, усложняя тем самым восстановление делового сотрудничества.
-
Информационная функция: положительные последствия: повышает уровень осведомленности о состоянии дел в организации, помогает оппонентам лучше друг друга узнать, найти общий язык, установить взаимопонимание; отрицательные последствия: усиление недоброжелательного отношения, уклонение от сотрудничества.
-
Профилактическая функция: положительные последствия: урегулирование разногласий, ослабление конфронтации; Отрицательные последствия: распространение информации о возможных конфликтах.
-
Разрядка напряженной обстановки: положительные последствия: снимает у участников эмоциональную напряженность, приводит к снижению отрицательных эмоций; отрицательные последствия: большие эмоциональные затраты на участие в конфликте.
-
Границы конфликта:
Пространственные(территория, на которой происходит конфликт); Временные (продолжительность конфликта); Внутрисистемные (границы зависят от того, насколько широк круг вовлеченных в конфликт участников).
-
Структурные компоненты конфликта:
стороны (участники) конфликта («начальник — подчиненный», «муж — жена», «отцы и дети»); условия конфликта (обстоятельства или факторы, определяющие возможность его возникновения); предмет конфликта(объект переговоров или борьбы участников взаимодействия); действия участников конфликта(конфликтное взаимодействие, реакция); исход (результат) конфликта(разрешение конфликта, его последствия)
-
Динамические характеристики конфликта:
что происходит в конфликте (процессы, возникающие на разных стадиях) как это происходит (регуляторы этих процессов).
-
Этапы развития конфликта:
возникновение объективной конфликтной ситуации (или предконфликтной ситуации) осознание ситуации как конфликтной конфликтное взаимодействие (или собственно конфликт) разрешение конфликта
-
Стратегии поведения в конфликтной ситуации
Соревнование (конкуренция) В виде образа соревнование выступает "акула". Тактические действия: жестко контролирует действия противника и его источники информации; постоянно и преднамеренно давит на противника всеми доступными средствами; использует обман, хитрость, пытаясь завладеть положением; провоцирует противника на непродуманные шаги и ошибки; выражает нежелание вступать в диалог, так как уверен в своей правоте, и эта уверенность переходит в самоуверенность.
-
Качества личности
властность, авторитарность; нетерпение к разногласиям и инакомыслию; ориентировка на сохранение того, что есть; боязнь нововведений, неоднозначных решений; боязнь критики своего стиля поведения; использование своего положения с цепью достижения власти; игнорирование коллективных мнений и оценок в принятии решений в критических ситуациях.
-
Стратегии поведения в конфликтной ситуации
Приспособление В виде образа приспособление (улаживание) выступает "плюшевый мишка" Тактические действия: постоянное соглашательство с требованиями противника, т.е. делает максимальные уступки; постоянная демонстрация непритязания на победу или серьезное сопротивление; потакает противнику, льстит.
-
Качества личности
отсутствие собственного мнения в сложных ситуациях; желание всем угодить, никого не обидеть, чтобы не было раздоров и столкновений; идет на поводу у лидеров неформальных групп, его поведением часто манипулируют; преобладает тенденция отвлекаться при участии в беседе.
-
Стратегии поведения в конфликтной ситуации
Избегание В виде образа избегание (уклонение) выступает "черепаха« Тактические действия: отказывается вступать в диалог, применяя тактику демонстративного ухода; избегает применения силовых приемов; игнорирует всю информацию от противника, не доверяет фактам и не собирает их; отрицает серьезность и остроту конфликта; систематически медлит в принятии решений, всегда опаздывает, так как боится делать ответный ход. Это ситуация упущенных возможностей.
-
Качества личности
застенчивость в общении с людьми; нетерпение к критике - принятие ее как атаки на себя лично; нерешительность в критических ситуациях, действует по принципу: «Авось обойдется»; неумение предотвратить хаос и беспредметность в беседе.
-
Стратегии поведения в конфликтной ситуации
Компромисс В виде образа компромисс выступает "лиса« Тактические действия: торгуется, любит людей, которые умеют торговаться; использует обман, лесть для подчеркивания не очень выраженных качеств у противника; ориентирована на равенство.
-
Качества личности
предельная осторожность в оценке, критике, обвинениях в сочетании с открытостью; настороженное отношение к критическим оценкам других людей; ожидание мягких формулировок; желание убедить людей, не выражать свои мысли слишком резко и открыто.
-
Стратегии поведения в конфликтной ситуации
Сотрудничество В виде образа сотрудничество выступает "сова " Тактические действия: собирает информацию о конфликте, о сути проблемы, о противнике; ведет подсчет своих ресурсов и ресурсов противника для выработки альтернативных предложений; обсуждает конфликт открыто, не боится разногласий; если противник предлагает что-то здравое, разумное, то это принимается.
-
Качества личности
в любом конфликте направлен на решение проблемы, а не на обвинение личности; положительно относится к новациям, переменам; умеет критиковать, не оскорбляя оппонента, опирается на факты; - использует свои способности для достижения влияния на людей.
-
ВЫВОДЫ:
Избегание- говорит о детской позиции, незрелости. Соревнование, конкуренция- проблема с самооценкой, отсутствием внутреннего стержня, хотя с внешней самоуверенностью. Приспособление, человек не уверен в себе, не имеет своих планов и целей, проблема сказать "нет". Компромисс является наилучшей стратегией, но при компромиссе интересы учитываются частично и поэтому со временем возникает внутренняя агрессия. Сотрудничество- самая конструктивная стратегия, но для того, чтобы к ней прийти потребуется время.
-
Способы эффективного разрешения конфликтов
Основным позитивным методом разрешения конфликтов являются переговоры - совместное обсуждение конфликтующими сторонами е возможным привлечением посредника спорных вопросов с целью достижения согласия.
-
Метод принципиальных переговоров, характеризуются четырьмя основными правилами
«Сделайте разграничение между участниками переговоров и предметом переговоров», «отделите человека от проблемы». «Сконцентрируйтесь на интересах, а не на позициях». «Разработайте взаимовыгодные варианты». «Найдите объективные критерии».
-
Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.