Содержание
-
Раздел №1 Основные положения теории систем и системного анализа
1.1. История зарожденияи развития системного подхода
-
Этапы развития человечества
2
-
История зарождения и развития системного подхода
3
-
4
-
5
-
Современные направления развития теории систем и системного анализа
6
-
Определение системного анализа:
Системный анализ – это кибернетика без математики, формализованный здравый смысл, предпроектная стадия в разработках и предмодельная стадия в научных исследованиях. Известный русский ученый Н. В. Тимофеев-Ресовский дал такое определение: «Системный анализ, это когда сначала думают, а потом делают». 7
-
Системный анализ – совокупность методологических средств, используемых для подготовки и обоснования решений по сложным проблемам экономического, политического, социального и военного характера. Системный анализ – методика улучшающего вмешательства в проблемную ситуацию. Системный анализ – совокупность научных методов и практических приемов решения сложных проблем: экономических, технических, социально-политических и других. 8
-
Системный анализ – способ более эффективного использования знаний, опыта и интуиции специалиста в процессе постановки целей и принятия решений по возникающим проблемам. Системный анализ – методология в помощь руководителю, принимающему решение, в выборе целесообразного курса действий путем систематического изучения конкретных целей, а также количественного сравнения затрат, определения эффективности принимаемого решения и степени риска, которые связаны с каждой из выбранных альтернатив решения. Системный анализ – методология решения нечетко поставленных проблем и выявления соответствующих им объектов исследования и преобразования. Неопределенность в постановке проблем, незаданностьобъектов исследования и преобразования – исходный пункт системного анализа, а его цель – их уточнение и определение. 9
-
Полезность системного анализа
в большем понимании и проникновении в суть проблемы: практические усилия выявить взаимосвязи и количественные ценности помогут обнаружить скрытые точки зрения за теми или иными решениями; в большей точности: более четкое формулирование целей, задач и т. п. снизит, хотя и не устранит, неизбежно не ясные стороны многоплановых целей; в большей сравнимости: анализ (политика) может быть осуществлен таким образом, что планы для одной страны или района могут быть с пользой увязаны и сравнены с планами и политикой в отношении других районов; при этом можно выявить общие элементы; в большей полезности, эффективности: разработка новых методов должна привести к распределению денежных ресурсов более упорядоченным образом и должна оказать помощь в проверке ценности интуитивных суждений. 10
-
Трудности применения системного анализа
многие факторы, имеющие фундаментальное значение, не поддаются количественной обработке и могут быть упущены из рассмотрения или умышленно оставлены для последующего рассмотрения, а потом забыты. Иногда им может придаваться неправильный вес в самом анализе либо в решении, основанном на таком анализе; исследование может внешне выглядеть до такой степени научным и количественно точным, что ему может быть приписана совершенно не оправданная обоснованность, несмотря на то, что она включает много субъективных суждений; системный анализ находится на начальной стадии своего развития, его методологию еще никак нельзя назвать устоявшейся, а практическая применимость и эффективность во многом зависят от совершенства экономических, математических, логических методов и уровня конкретных знаний о сложнейших общественно-политических и социально-экономических процессах, от возможностей получения соответствующей информации о них. 11
-
Раздел №1 Основные положения теории систем и системного анализа
1.2. Системы, их строение и функционирование
-
Системный подход
это методология рассмотрения сложных объектов и проблем как систем, выделение элементов, их отношений, целостное их рассмотрение. Суть системного подхода – комплексное изучение объекта как единого целого с помощью представления его в виде системы. 13
-
Система есть средство достижения цели
Указание текущего времени в произвольный момент – часы. Передача звуковой и зрительной информации на расстояние – телевидение. Перемещение населения внутри большого города – метро. 14
-
Модель черного ящика
максимально простая модель, подчеркивает два системных свойства: целостность и обособленность от среды 15
-
Третье определение системы
система есть совокупность элементов, объединенных общей функциональной средой и целью функционирования. элемент – это предел членения системы с точки зрения аспекта рассмотрения, решения конкретной задачи, поставленной цели. 16
-
Компоненты и подсистемы
Понятие подсистема подразумевает, что выделяется относительно не зависимая часть системы, обладающая свойствами системы, и в частности имеющая подцель, на достижение которой ориентирована подсистема, а также другие свойства – целостности, коммуникативности и т. п., определяемые закономерностями систем. Если же части системы не обладают такими свойствами, а представляют собой просто совокупности однородных элементов, то такие части принято называть компонентами. 17
-
Связь
Понятие «связь» входит в любое определение системы и обеспечивает возникновение и сохранение ее целостных свойств. Это понятие одновременно характеризует и строение (статику), и функционирование (динамику) системы. 18
-
Структура системы
связей, по которым обеспечивается энерго-, массо- и информационный обмен между элементами системы, определяющая функционирование системы в целом и способы ее взаимодействия с внешней средой. Часто такую структурную схему выполняют в виде графа. При этом элементы являются вершинами графа, а ребра обозначают связи. Если выделены направления связей, то граф является ориентированным. В противном случае граф неориентированный. 19
-
Цель
связей, по которым обеспечивается энерго-, массо- и информационный обмен между элементами системы, определяющая функционирование системы в целом и способы ее взаимодействия с внешней средой. Часто такую структурную схему выполняют в виде графа. При этом элементы являются вершинами графа, а ребра обозначают связи. Если выделены направления связей, то граф является ориентированным. В противном случае граф неориентированный. 20
-
определение системы представим следующим образом:
S ≡ , где А – элементы; R – отношения между элементами; Z – цель. 21
-
В. Н. Сагатовский
система – «конечное множество функциональных элементов и отношений между ними, выделенное из среды в соответствии с определенной целью в рамках определенного временного интервала»: S ≡ где А – элементы; R – отношения между элементами; Z – цель; SR– среда; DT – время. 22
-
Ю. И. Черняк
Система есть отражение в сознании субъекта (исследователя, наблюдателя) свойств объектов и их отношений в решении задачи исследования, познания»: S ≡ где А – элементы; R – отношения между элементами; Z – цель; N – наблюдатель.. 23
-
Ю. И. Черняк, продолжение
Система есть отображение на языке наблюдателя (исследователя, конструктора) объектов, отношений и их свойств в решении задачи исследования, познания : S ≡ где А – элементы; R – отношения между элементами; Z – цель; N – наблюдатель; LN – язык наблюдателя. 24
-
Понятия, характеризующие функционирование и развитие системы
Состояние. Понятием «состояние» обычно характеризуют мгновенную фотографию, «срез» системы, остановку в ее развитии. Поведение. Если система способна переходить из одного состояния в другое, то говорят, что она обладает поведением. Равновесие. Понятие «равновесие» определяют как способность системы в отсутствие внешних возмущающих воздействий (или при постоянных воздействиях) сохранять свое состояние сколь угодно долго. Устойчивость. Под устойчивостью понимают способность системы возвращаться в состояние равновесия после того, как она была из этого состояния выведена под влиянием внешних (или в системах с активными элементами – внутренних) возмущающих воздействий. 25
-
Классификация систем
26
-
Раздел №1 Основные положения теории систем и системного анализа
1.3. Закономерности функционирования и развития систем
-
28
-
Закономерности иерархической упорядоченности систем
Коммуникативность. Иерархичность. Эквифинальность. Закон «необходимого разнообразия». Закономерность потенциальной эффективности. Закономерности развития систем. Историчность. Закономерность самоорганизации. 29
-
Закономерности целеобразования
Закономерности возникновения и формулирования целей. Зависимость представления о цели и формулировки цели от стадии познания объекта (процесса) и от времени. Зависимость представления о цели и формулировки цели от стадии познания объекта (процесса) и от времени. Зависимость цели от внешних и внутренних факторов Возможность (и необходимость) сведения задачи формулирования обобщающей (общей, глобальной) цели к задаче ее структуризации. 30
-
Закономерности формирования структур целей
Зависимость способа представления целей от стадии познания объекта. Проявление в структуре целей закономерности целостности. Закономерности формирования иерархических структур целей. 31
-
Проектное задание
Рассмотрите основные классы систем, выявите их особенности, для каждого класса систем определите наиболее подходящие методы изучения и оценки. 32
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.