Содержание
-
Тема 5. Социальное взаимодействие
-
План
Социальный конфликт Социальная группа
-
Виды конфликтов
Социальный Внутриличностный
-
Социальный конфликт
Наиболее острый способ зарождения, развития и завершения значимых противоречий, возникающих в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и сопровождающийся негативными эмоциями по отношению друг к другу
-
Внутриличностный конфликт
Выраженное негативное переживание, вызванное затянувшейся борьбой структур внутреннего мира личности, отражающее противоречивые связи с социальной средой и задерживающее принятие решения
-
Этология
Наука о поведении животных и социобиологии Конрад Лоренц австрийский зоопсихолог, один из основоположников этологии http://www.klex.ru
-
Виды конфликтов у животных
Межвидовые Внутривидовые
-
НАДСОЗНАНИЕ сверхспособности, духовность БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ (инстинкты) СОЗНАНИЕ интеллект Г БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ инстинкты эмоции ПОДСОЗНАНИЕ ЭВОЛЮЦИОННАЯ СТРУКТУРА ПСИХИКИ ЧЕЛОВЕКА (А. Анцупов, 1992) Жизнь человека определяется нашим бессознательным и подсознанием в той же, если не в большей степени, чем сознанием Влияние бессознательного и подсознания на жизнь человека гораздо значительнее, чем это кажется на обыденный взгляд ПРИМЕРНОЕ ВРЕМЯ РАЗВИТИЯ t э.с. ≈ 0,001 э.п. t э.с. – время эволюции сознания t э.п. – время эволюции психики В конфликтах и стрессовых ситуациях бессознательное и подсознание влияют на поступки человека намного сильнее, чем в обычных ситуациях ОКОЛО 500 МЛН. ЛЕТ ОКОЛО 50 МЛН. ЛЕТ ОКОЛО 500 ТЫС. ЛЕТ ОКОЛО 5 ТЫС. ЛЕТ
-
Подсознание 10 см Сознание 1 мм Время эволюции психики человека
-
Модульный социотест А.Я. Анцупова, который позволяет
Выявить ранг каждого работника в коллективе Определить насколько точно руководитель представляет положение дел в возглавляемом коллективе Количественно оценить общий характер взаимоотношений Выявить тенденции в динамике взаимоотношений Выявить неадекватное представление работников о самих себе Скорректировать самооценку сотрудника Доктор психологических наук, профессор Анатолий Яковлевич Анцупов
-
-
Модуль 1. Моё отношение
-
Конфликтоустойчивость
Способность человека оптимально организовывать свое поведение в трудных ситуациях социального взаимодействия, бесконфликтно решать возникшие проблемы в отношениях с другими людьми
-
Компоненты конфликтоустойчивости
- эмоциональная устойчивость - волевой компонент - познавательный компонент - мотивационный компонент - психомоторный компонент
-
Причины конфликта
-
ТИПИЧНЫЕ ПРИЧИНЫ КОНФЛИКТОВ ЛИЧНОСТНЫЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ОБЪЕКТИВНЫЕ
-
ТИПИЧНЫЕ ОБЪЕКТИВНЫЕ ПРИЧИНЫ КОНФЛИКТОВ конфликтогенные характеристики материальной среды обитания человека (климатические и др.) образ жизни, связанный с материальной неустроенностью и радикальными, масштабными, быстрыми переменами стереотипы конфликтного разрешения социальных противоречий и др. недостаток и несправедливое распределение значимых для нормальной жизнедеятельности материальных и духовных благ слабая разработанность и использование нормативных процедур разрешения противоречий естественное столкновение интересов людей в процессе жизнедеятельности
-
ТИПИЧНЫЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ КОНФЛИКТОВ Структурно-организационные Функционально-организационные Ситуативно-управленческие Личностно-функциональные несоответствие структуры организации требованиям деятельности неоптимальность связей между структурными элементами организации, организацией и внешней средой принятие руководителями ошибочных или конфликтных решений в процессе выполнения конкретных задач несоответствие качеств сотрудников требованиям занимаемой должности
-
РОЛЕВЫЕ КОНФЛИКТЫ ролевое взаимодействие сбалансировано ролевое взаимодействие несбалансировано С С Р Р М М Партнер А Партнер Б С С Р Р М М Партнер А Партнер Б С – старший, Р – равный, М - младший
-
Несбалансированное ролевое взаимодействие
Э. Берн Транзактный анализ Р – родитель В – взрослый Рб -ребенок
-
Жена обращается к мужу: «Я ПОРЕЗАЛА ПАЛЕЦ»
-
ПОТЕРИ И ИСКАЖЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ОБЩЕНИЯ КАК ПРИЧИНА КОНФЛИКТА ГОВОРИТ ДУМАЕТ ОЦЕНИВАЕТ СЛЫШИТ ДУМАЕТ 1 — недостаток словарного запаса для вербализации своих мыслей и чувств; 2 — недостаток времени для высказывания всего того, что думает; 3 — избыток информации в психике на уровне бессознательного; 4 — оппонент А не все из того, что думает, считает возможным и нужным говорить; 5 — оппонент Б просто не слушает часть информации; 6 — искажения из-за полного или частичного непонимания полученной информации; 7 — искажения из-за разной информированности о проблеме, отношения к ней и оппоненту. 2 3 4 1 5 6 7
-
СТЕПЕНЬ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ В НАЧАЛЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕЗУЛЬТАТ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ В ОЦЕНИВАЕМОЙ ОРГАНИЗАЦИИ НА МОМЕНТ ОЦЕНКИ ЦЕЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТРЕБОВАНИЯ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ К РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ ИДЕАЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПО ПРЕДСТАВЛЕНИЮ ОЦЕНИВАЮЩЕГО «ИДЕАЛ» - «НОРМА» - «ЦЕЛЬ» - «ДРУГИЕ» - «РЕЗУЛЬТАТ» - «НАЧАЛО» - 1 2 3 4 5 ПЯТЬ СПОСОБОВ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Степень решения проблемы СТЕПЕНЬ РЕШЕНИЯ ДАННОЙ ПРОБЛЕМЫ В АНАЛОГИЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ (ЛУЧШИХ, СРЕДНИХ, ХУДШИХ)
-
Психологическая несовместимость
4 уровня психофизиологический (запахи, вес, рост, телосложение, невербальные проявления, психосексуальная несовместимость мужчины и женщины) индивидуально-психологический (неудачное сочетание темпераментов и характеров) социально-психологический (противоречие в жизненных ценностях, идеалах, мотивах, целях деятельности) социальный (несовпадение мировоззрения, убеждений, идеологических установок, религиозных предпочтений, образовательная, социальная принадлежность)
-
Личностные причины конфликтов
Субъективная оценка поведения партнера как недопустимого Недостаточная соц.-психол. компетентность Низкая конфликтоустойчивость Плохое развитие эмпатии Неадекватный уровень притязаний Холерический тип темперамента Акцентуации характера
-
Стратегии выхода из конфликта
Соперничество Компромисс Приспособление Избегание Сотрудничество
-
Функции конфликта
-
Виды функций
1. Конструктивные функции конфликта по отношению к личности 2. Конструктивные функции конфликта по отношению к социуму 3. Деструктивные функции конфликта
-
Периоды конфликтов
Латентный период (предконфликт) Открытый период (конфликт) Послеконфликтный период
-
Латентный период предконфликт)
1. Возникновение объективной проблемной ситуации: противоречие между субъектами, которое неосознанно, ситуация хар-ся как проблемная 2. Осознание объективной проблемной ситуации: понимание необходимости предпринять какие-то действия для разрешения противоречия 3. Попытки сторон разрешить объективную проблемную ситуацию неконфликтными способами: убеждением, разъяснением, просьбами, информированием 4. Возникновение предконфликтной ситуации: действия оппонента рассматриваются не как потенциальная угроза, а как непосредственная
-
Открытый период (собственно конфликт)
Инцидент: первое столкновение сторон, проба сил, попытка с помощью силы решить проблему в свою пользу 2. Эскалация: резкая интенсификация борьбы оппонентов 3. Сбалансированное противодействие: интенсивность борьбы снижается, стороны осознают, что продолжение конфликта силовыми методами не дает результата 4. Завершение конфликта: переход от конфликтного противодействия к поиску решения проблемы и прекращению конфликта Формы завершения конфликта: разрешение, урегулирование, затухание, устранение или перерастание в другой конфликт
-
Послеконфликтный период
1. Частичная нормализация отношений происходит, когда не исчезли негативные эмоции. Этап характеризуется переживанием, осмыслением своей позиции. Происходит коррекция самооценок, уровней притязания, отношения к партнеру. Обостряется чувство вины за свои действия. 2. Полная нормализация отношений наступает при осознании сторонами важности взаимодействия. Этому способствует преодоление негативных установок, участие в совместной деятельности, установление доверия
-
Периоды конфликтов
Латентный период (предконфликт) Открытый период (конфликт) Послеконфликтный период
-
Характеристики стресса это психофизиологическое состояние человека, возникающее в экстремальных для него ситуациях это реакция человека на трудную для него ситуацию (трудность – понятие субъективное)
-
Виды стресса физиологический психологический (информационный и эмоциональный) Человек, находящийся в состоянии стресса, чаще способен пойти на конфликт
-
Вопрос 2. Социальная группа
-
Социальная группа
Это совокупность индивидов, взаимодействующих определенным образом на основе разделяемых ожиданий каждого члена группы в отношении других и воспринимающихся другими как члены этой группы
-
Функции социальной группы
Социализация Инструментальная Экспрессивная Поддержка
-
Квазигруппа
Это спонтанная, неустойчивая группа. Она может перерасти в социальную группу.
-
Виды квазигрупп
Социальные круги Толпа Аудитория
-
1. Социальные круги
Группы, созданные с целью обмена информацией между их членами; группы дискутирующих людей
-
Виды соц. кругов
Контактные круги (спортивные состязания, транспорт, очередь) Профессиональные круги (симпозиумы, встречи, совещания) Статусные круги (аристократы, бомжи, пенсионеры) Дружеские круги (компании, собирающиеся и осуждающие насущные проблемы)
-
2. Толпа
Временное собрание людей, объединенных в замкнутом физическом пространстве общностью интересов
-
Виды толп
Случайная (авария на дороге) Обусловленная (стадион) Экспрессивная толпа (танцы) Действующая толпа (бунт)
-
3. Аудитория
Совокупность людей, объединенная взаимодействием с коммуникатором, владеющим информацией и доводящим ее до группы (оратор в лекционном зале, СМИ)
-
I. По характеру взаимоотношений между членами группы
-
1. Первичные группы
Группы, в которых социальные контакты носят интимный, личностный, всеобщий характер
-
2. Вторичные группы
Группы, в которых социальные контакты носят безличный, односторонний, утилитарный характер
-
II. Группы по размеру
-
1. Малая группа
Группа людей, объединенная общей целью, деятельностью, члены группы находятся в непосредственном межличностном контакте
-
Признаки малой группы
2-3 человека (до 40) Групповое мнение как постоянно действующий фактор социального контроля Конформизм – изменение мнения и поведения таким образом чтобы оно соответствовало мнению и поведению других людей
-
Виды малых групп
-
Метод изучения малой группы
Социометрия Дж. Морено Отвечает на вопросы: кто? сколько? Не отвечает на вопрос: почему?
-
2. Большие группы
Свыше 40 человек Рациональные целеориентированные действия Контроль осуществляется сверху вниз
-
III. Группы по членству
-
1. Ингруппы
То некоторое множество групп, которое индивид определяет как «свое»
-
Признаки ингруппы
Родственные отношения Свой социальный класс, слой Общие политические взгляды Общие интересы, единомышленники От ингруппы индивид ожидает признания, лояльности, взаимопомощи
-
2. Аутгруппы
«Другие» - Ожидается враждебность - Менее дружелюбное отношение - Индифферентность
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.