Содержание
-
Организация учебного сотрудничества в малых группах посредством проектных задач
-
Нужно ли организовывать на уроках учебное сотрудничество? Выписка из ФГОС НОО «Метапредметные результаты освоения ООП НОО … 11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; 12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; 13)готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
-
Педагогический миф
Групповая работа на уроке: это признак развивающего, инновационного обучения. В ней, благодаря обсуждению решений между детьми, большее количество учеников имеет возможность активно работать над заданиями урока, над темой. Групповой метод предназначен для более прочного и осознанного освоения учениками знаний, для самореализации детей и для тренировки умения работать в команде.
-
Способы организации учебного взаимодействия
Отношения субъекта и объекта учитель, организуя взаимодействие, выступает активной стороной, а ученик - пассивной стороной образовательного процесса, объектом педагогических воздействий учителя Отношения субъекта и субъекта где участники образовательного процесса сотрудничают в поиске необходимых знаний и способов действий
-
Учебноесотрудничество Педагогика сотрудничества ?
-
"Педагогика сотрудничества" представляет учебный процесс как духовную общность, доверительное общение учителя и учащихся и учащихся между собой, способствующее развитию "социально-зависимой самостоятельности" «Учебное сотрудничество» «учитель создаёт ситуацию необходимости перестройки сложившихся у ребёнка способов действия; организует учебный материал так, чтобы ребёнок мог обнаружить объективную причину своей неумелости, некомпетентности и указать её взрослому; вступает в сотрудничество с учащимися только по их инициативе, по запросу о конкретной помощи, делает все, чтобы такой запрос был сформулирован … в виде гипотез о недостающем знании"
-
Формы учебного сотрудничества
Сотрудничество со сверстниками Сотрудничество с учителем Сотрудничество с самим собой
-
Групповая работа
1) дает ребенку эмоциональную и содержательную поддержку; 2) дает каждому ребенку попробовать свои силы в ситуации, где нет давящего авторитета учителя и внимания всего класса; 3) дает детям опыт выполнения тех функций, составляющих основу умения учиться (контроль и оценка, целеполагание и планирование); 4) дает учителю дополнительные средства вовлечения детей в содержание обучения; 5) дает учителю возможность органически сочетать на уроке "обучение" и "воспитание"; одновременно строить человеческие и деловые отношения детей.
-
Задание для групповой работы
Учебное сотрудничество в малых группах должно провоцировать интеллектуальный конфликт. При этом важно направлять детей не на обмен результатами, а на обсуждение способов работы и рассуждений. Конструктивный конфликт развертывается вокруг противоречия, разрешение которого в групповой дискуссии способствует и обнаружению лучших способов решения задач, и отношению к точкам зрения других детей как достойным уважения и понимания.
-
Формы групповой работы
1) распределение различных точек зрения на обсуждаемое противоречие или различные способы действия, каждый из которых недостаточен для решения общей задачи. Группа должна осуществлять: · фиксацию вопроса задачи (в символической или знаковой форме) и неоднократное возвращение к нему в ходе поиска решений; · анализ условий задачи; · фиксацию разных точек зрения по ходу решения задачи на бумаге (в виде схемы или протокола); · подготовку выступления от группы с рассказом о ходе обсуждения и перечислением аргументов в пользу той или иной точки зрения.
-
2) "конвейерный" тип взаимодействия, при котором между детьми распределена последовательность операций, составляющих действие по решению задачи или блоки информации, необходимой для ее решения Конвейерный тип взаимодействия весьма удобен прежде всего для отработки отдельных навыков. Такой тип групповой работы эффективно работает при освоении операционального состава действия, где каждый участник малой группы отвечает за одну конкретную операцию. До тех пор, пока не будет выполнена одна операция не может быть начата другая.
-
3) кооперационныйтип группового взаимодействия. Этот способ взаимодействия может быть использован при решении задачи, требующей больших затрат времени. Для ускорения решения задачи члены группы договариваются между собой, кто и что будет делать. Продукт групповой работы складывается из результатов работы каждого участника группы.
-
Правила организации групповой работы
1) Детское сотрудничество следует культивировать с той же тщательностью, что и любой другой навык: не игнорируя "мелочей", не пытаясь перейти к сложному раньше уяснения простейшего. 2) Вводя новую форму сотрудничества, необходимо дать ее образец, обсудить с детьми нормы и правила такого взаимодействия. 3) По настоящему образец совместной работы будет освоен детьми только после разбора 2-3 ошибок. Главный принцип разбора ошибок совместной работы: разбирать не содержательную ошибку, а ход взаимодействия.
-
4) В пределах начальной школы работа в группе не может продолжаться более 10 минут. 5) Особое внимание необходимо обратить на формирование групп. 6) Нецелесообразно заставлять учащихся объединяться. 7) Для складывания работоспособных групп нужны минимум 3-5 занятий. Поэтому часто пересаживать детей не стоит.
-
8) При оценке работы групп следует подчеркивать не столько ученические, сколько человеческие качества: терпеливость, доброжелательность, дружелюбие, вежливость, приветливость. Оценивать можно лишь общую работу группы, ни в коем случае не давать детям, работающих вместе, разных оценок; 9) Групповая работа требует перестановки парт. Для такой работы необходимо общее пространство, чтобы дети могли смотреть друг на друга и слышать друг друга. 10) Больше всего в групповой работе появляется необходимость когда основной шаг в открытии способа действий уже сделан и требуется сделать ряд «небольших» открытий.
-
Формирование и диагностика Проектные задачи – это возможность наблюдать за способами работы как отдельных учащихся, так и целой группы школьников. Основной метод – встроенное наблюдение. Эксперты на протяжении всех этаповвыполнения проектной задачи ученикаминаблюдаютза процессом решения задачи, ни в коем случае не вмешиваясь в него и фиксируют свои наблюдения.
-
Отличие проекта от проектной задачи
Проект- нет определённых заданий, материалов, действий, проектировщики сами определяют весь набор необходимых средств. Проектная задача – проектировщикам предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора (системы) заданий.
-
Проектная задача - это набор ( или система ) заданий, которые должны быть выполнены группой детей. Количество заданий в проектной задаче – это количество действий, которые необходимо совершить, чтобы задача была решена.
-
Итог решения проектной задачи
Реальный «продукт» (текст, схема, результат анализа ситуации, представленный в виде таблиц, графиков и т.д., созданный детьми). Нематериальный «продукт» - качественное изменение самого ребёнка (группы детей).
-
Типы проектных задач:
Предметные; Межпредметные; Разновозрастные; Одновозрастные.
-
Основная педагогическая цель проектных задач в 1-3 классах -
способствовать формированию разных способов учебного сотрудничества.
-
Основная педагогическая цель проектных задач в 4-5 классах -
выявление у школьников способности к переносу известных способов действий в новую для них квазиреальную (модельную) ситуацию. самостоятельно формулируют стоящую перед ними задачу; самостоятельно планируют последовательность действий, ведущих к конечной цели; используют известные способы учебного сотрудничества, приобретённые в 1-3 классах, для эффективного решения проектной задачи.
-
Универсальные учебные действия:
Регулятивные УУД: рефлексировать; целеполагать; планировать. Познавательные УУД: моделировать. Коммуникативные УУД: проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи; вступать в коммуникацию.
-
карточка проектной задачи
-
«Конструирование игровой площадки для детского сада»
(1 класс, сентябрь) Цели. Продемонстрировать один из способов группового взаимодействия при решении проектной задачи. Посмотреть, как дети разобрались с первой темой «Признаки предметов» по математике при решении практической задачи в малой группе.
-
-
песочницу (красная зона); карусель (желтая зона); качели (голубая зона); горку (зеленая зона).
-
4 шт.
-
-
-
Экспертный лист для оценки работы группы Ф.И. эксперта_______________________№ группы_________
-
Этапы групповой работы Начальный этап групповой работы. Стадия работы над заданием. Стадия рефлексии способа решения.
-
Начальный этап групповой работы
Индивидуальный анализ условий задачи. Взаимная проверка понимания условий задачи. Групповое уяснение цели задания. Обсуждение условий задачи. Выдвижение предложений о порядке и ходе работы на заданием. Обсуждение хода работы. Принятие решения о ходе работы.
-
Стадия работы над заданием
Индивидуальная работа по поиску способов решения. Выдвижение предложений по способам решения. Выслушивание предложений (версий) другими членами группы. Обсуждение (размышление, спор) версий. 5. Аргументированная критика предлагаемого способа решения. 6. Проверка понимания версии. 7. Принятие версии (согласие) всеми членами группы.
-
Стадия рефлексии способа решения
Исследований целей задания и условий задачи. Работа над анализом способа решения. Выделение способа решения. Обсуждение (понимание, критика) способа решения.
-
Общие организационные моменты:
Умение слушать других Быстрота переключения внимания с индивидуальной работы на групповое обсуждение Эмоциональное принятие членами друг друга Эмоциональная устойчивость на реакцию членов группы Соблюдение процедуры Наличие четко выраженной позиции организатора Оформление результатов работы группы
-
Учитель – организатор групповой работы, режиссер урока:
объяснение цели предстоящей работы; комплектование групп; комментирование заданий для групп; контроль за ходом групповой работы; организация обсуждения группами выполненных заданий; участие в обсуждении: оппонирование, задавание вопросов и т.д.
-
Литература:
1. Воронцов А.Б., Чудинова Е.В. Учебная деятельность: введение в образовательную систему Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова.- М.: Рассказовъ, 2004.- 364с. 2. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения.- М.: Интор, 1996,-544с. 3. Д.Джонсон Методы обучения: обучение в сотрудничестве.-С-Петербург, 2001.-256с. 4. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении.- М.: Просвещение, 1991.- 192с. 5. Рубцов В.В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения.- М: Педагогика, 1987.- 160с. 6. Цукерман Г.А. Виды общения в обучении.- Томск: Пеленг.- 1993.- 268с. 7. Цукерман Г.А. Как младшие школьники учатся учиться? Москва-Рига, 2000.- 224с.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.