Презентация на тему "Художественная обработка материалов" 7 класс

Презентация: Художественная обработка материалов
Включить эффекты
1 из 43
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Скачать презентацию (2.0 Мб). Тема: "Художественная обработка материалов". Предмет: технология. 43 слайда. Для учеников 7 класса. Добавлена в 2021 году.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    43
  • Аудитория
    7 класс
  • Слова
    технология
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Художественная обработка материалов
    Слайд 1

    МБОУ ООШ с. КузовлевоЛев-Толстовского районаЛипецкой области

    Учитель технологии Кузовлев В. И.

  • Слайд 2

    Цель:познакомить с видами художественных промыслов, связанных с росписью по дереву, лаковой живописью, историей их возникновения и развития, их художественными особенностями.

  • Слайд 3

    Художественная обработка материалов Прялки, разукрашенные городецкими мастерами расходились по всей России Матрешка - один из самых популярных русских сувениров «В работах художников из Мстеры сказка уживается с реальностью»

  • Слайд 4

    Карта ремесел

  • Слайд 5

    Городецкая роспись

    Н.А. Столесникова. Мастерицы. Настенная коробка. А.Е. Коновалова. Всадники. Донце прялки.

  • Слайд 6

    Этот народный художественный промысел сложился к середине XIX века в старинном волжском городе Городце, известном по летописям с 1152 года. Городец славился резчиками по дереву, умелыми корабелами. Обычай украшать предметы быта, прялки, ставни домов, ворота резьбой и инкрустацией послужил источником рождения народного промысла. Особенности городецкой росписи – чистые, яркие краски, четкий контур, белые штрихи, создающие условный объем и живописность. Городецкие мастера изображают не только растительный орнамент, сказочных персонажей, но и жанровые сценки. В начале ХХ века промысел возродился. С 1938 года работает артель, с 1960 года – фабрика «Городецкая роспись».

  • Слайд 7

    Панно "Свидание"

  • Слайд 8

    Прялки, разукрашенные горо-децкими мастерами, расходи-лись по всей России. Прялку, по обычаю, дарил жених невесте: она была символом хорошей семейной жизни. Городецкие мастера украшали донца прялок резьбой, инкрус-тацией, а потом стали расписы-вать яркими масляными краска-ми. По традиции, в верхней части прялки изображалось Древо жизни и всадники. А в нижней – разные сценки из повседневной жизни: чаепитий, катания на лодках и кару-селях…

  • Слайд 9

    Со временем городецкие мастера стали расписывать не только прялки, но и ларцы-шкатулки, сундуки, мебель и посуду. Городецкая роспись – веселая, праздничная. Цвета – черный, красный, синий, зеленый, коричневый, белый – на любой вкус!

  • Слайд 10
  • Слайд 11

    Творчество мастеров Полхов-Майдана

  • Слайд 12

    Матрешка – один из самых попу-лярных русских сувениров – появилась лишь в конце ХIХ века в имении Абрамцево, что неподалеку от Сергиева Посада. В Московской области массовое производство матрешек началось в Сергиевом Посаде с 1890 года, и уже в 1900 году игрушка из России на международной выставке В Париже была отмечена золотой медалью. Вскоре матрешек стали изготовлять и в других районах страны, например в городе Семенове, в селе Полхов-Майдан, на Вятской земле, в Башкирии и Воронеже. В наши дни традиционное искусство матрешки переживает свое второе рождение. Вот только изменилась внешность куколки.

  • Слайд 13
  • Слайд 14

    Вне зависимости от того какое изделие расписывается (будь то матрешка или что-либо из точеной посуду), технология выполнения росписи начинается с рисунка. Начинать надо с выполнения эскиза. Для матрешек эскизы хорошо сделать в трех видах: спереди, сзади, сбоку. Для ваз, бокалов, кружек – в полосе, выполнив развертку цилиндрической, конической или сферической поверхности изделия. Для блюд и тарелок – в круге. Все эскизы лучше выполнять в натуральную величину и в цвете. Перед нанесение рисунка на изделие поверхность последнего необходимо обработать. Точеные изделия после изготовления часто имеют дефекты, мешающие росписи. Например, поверхность изделия из-за недостаточной шлифовки ворсится. Другой дефект – на торцевых участках при движениях резца получается гладкая полированная поверхность, и древесные поры оказываются закрыты. Краска не впитывается в древесину, а собирается в капли, как бы скатывается по поверхности. То же самое получается, если изделие часто брали руками и оно оказалось захватанным, с жирными пятнами. В таких местах краска также не ляжет на дерево. Эти дефекты можно устранить с помощью мелкозернистой наждачной бумаги. Ею шлифуют поверхность по волокну, чтобы не поцарапать изделие и не создать еще большего ворса. Рисунок можно наносить остро отточенным мягким карандашом, тонкими линиями. Твердый карандаш может оставить глубокие царапины на древесине, которые после покраски могут быть заметны. Если рисунок буде жирным и ярким, то он тоже может быть виден из-под красочного слоя. Расписывать рекомендуется чистой акварелью с добавлением водоэмульсионной краски или гуашью и темперой. При росписи акварелью получается красивая бархатистая поверхность. Водяная краска, смачивая ее, поднимает мельчайший ворс, который при высыхании не опускается, и это создает эффект бархата. Кроме того, под прозрачной акварелью видны разводы древесной текстуры, что придает изделиям особую нарядность. Удобно пользоваться наборами акварельных красок в тюбиках. Акварель можно выдавить, например, в полиэтиленовые крышки для банок и развести водой до нужной консистенции. Такие жидко разведенные краски хороши тем, что на всем протяжении работы их цвет и тон будут одинаково равномерными.

  • Слайд 15

    В полиэтиленовых крышках можно разводить и водоэмульсионную краску. Необходимо следить, чтобы в краске не было комков, иначе после высыхания поверхность изделия получится пупырчатой, что снижает качество росписи. Оттенки водоэмульсионной краски кроющие, непрозрачные. Текстура древесины и карандаш под ними не видны. Необходимо стараться покрыть поверхность изделия одним ровным слоем колера, так как наслоение краски очень заметны. Одной гуашевой краской расписывать изделия не рекомендуется. Она легко стирается, сильно пачкается. Чтобы ее закрепить, в колер нужно добавить водоэмульсионную краску или клей ПВА. Для черного цвета можно использовать черную тушь. После росписи рисунок необходимо обвести черным контуром. Он придаст росписи сочность и яркость. Обводить лучше тушью. Черная акварель или гуашь не такие однородные, они прозрачны и могут стираться. Удобно расписывать несколько одинаковых матрешек. Один колер следует последовательно нанести на все изделия. К моменту росписи последней матрешки первая уже высохнет и не будет опасности размазать краску. Самые маленькие куклы удобно расписывать, насадив их на иголку, спицу или шило. После росписи и обводки изделия необходимо покрыть лаком, чтобы закрепить краску и повысить ее декоративную выразительность. Любой колер, кроме белого, под слоем лака становится ярче, сочнее. А вот белый приобретает желтоватый оттенок. Поэтому при создании эскиза в цвете это необходимо учитывать. Лучше всего лакировать изделие способом окунания: насадить его на спицу или шило и полностью опустить в емкость лаком. Затем вынуть и дать лишнему лаку стечь. Для этого изделие необходимо подвести над емкостью. Лак при этом желателен масляный. Застывает он долго и успевает полностью стечь. Нитролак может застыть до полного стекания и образовать наслоения и подтеки. После высыхания изделие необходимо отшлифовать очень мелкой наждачной бумагой для ликвидации неровностей, пузырьков воздуха и т. п. Операцию по лакированию следует повторить 2 – 3 раза. После последнего высыхания шлифовать изделие не надо. Лак можно наносить и кистью. В этом случае каждый его слой перед нанесением

  • Слайд 16

    следующего должен хорошо высохнуть. Слой нитролака, например, должен сохнуть не менее суток, иначе новый слой может растворить предыдущий и изделие станет неопрятным. То же самое произойдет, если по масляному лаку сверху положить нитролак. Декоративные блюда, тарелки и другие сравнительно плоские изделия можно покрывать паркетным лаком. Для матрешек он не годится, так как долго застывает и с поверхности изделиях он хорошо растечется, выровняется и после высыхания даст очень ровную, красивую поверхность.

  • Слайд 17

    Палехскаялаковая живопись

  • Слайд 18

    Палех – поселок в Ивановской области. Согласно летописям, посе-ление возникло еще до XV века. Первоначально Палех славился мас-терами иконописи. Но к началу ХХ века иконописное дело почти прекратилось. В 1923 году худо-жественный промысел возродился как лаковая миниатюрная живопись на изделиях из папье-маше. В его основе лежат традиции древнерус-ской живописи, искусства иконопи-си: удлиненные пропорции фигуры человека, условное изображение пейзажа, зданий. Живопись выпол-няется темперными красками на черном лаковом фоне. Рисунок отличается выразительным си-луэтом, четко и тонко прописан-ными деталями, применяется штри-ховка – «насечка» золотыми ли-ниями. Сюжеты миниатюр разнооб-разны: исторические, сказочные, фольклорные, бытовые.

  • Слайд 19
  • Слайд 20

    И.В. Ливанова. Полив капусты. Шкатулка.

  • Слайд 21

    Федоскинская лаковая живопись

  • Слайд 22

    Немножко истории:

    Художественный промысел лаковой миниатюры в подмосковном селе Федоскино ведет свою историю от небольшой купеческой мануфактуры, основанной в конце XVIII века. К середине XIX века сложился особый тип росписи федоскинских мастеров. В основе сюжетов миниатюр лежат сценки из крестьянского быта, пейзажи и натюрморты, копии картин известных художников, портреты знаменитых людей, иллюстрации к русским народным сказкам, былинам, фольклорные мотивы и исторические события. Изображения на федоскинских миниатюрах выполняются в реалистической манере, мельчайшие детали тщательно прорабатываются. В 1904 году, после закрытия фабрики, мастера объединились в «Федоскинскинскую трудовую артель». На сегодняшний день это фабрика миниатюрной живописи.

  • Слайд 23

    Иногда зрителям кажется, что миниатюра светится, сияет изнутри нежным, волшебным светом. Не верится, что чудесная шкатулочка сделана не из ценного дерева, а из папье-маше. Иными словами – из картона, проклеенного в несколько слоев и покрытого черным блестящим лаком. Но главный секрет – это, конечно, талант художника, расписавшего дивную шкатулочку.

  • Слайд 24

    Лаковая миниатюра Холуя

  • Слайд 25

    Художественный промысел лаковой миниатюры в поселке Холуй, Ивановской области, возник в 1932 году. Холуй, так же, как Палех и Мстёра, издавна был центром иконописи. В иконах Холуя часто присутствовали жанровые детали, элементы народного искусства, что, по мнению специалистов, сближало их с лубком. На основе традиций иконописи и возникла лаковая живопись Холуя. В 30-х годах ХХ столетия образовалась артель живописцев, с 1960 года – фабрика. Художники Холуя пишут темперными красками на лаковых изделиях из папье-маше. В их живописи преобладают тона красного, зеленого, коричневого и синего цветов, контрастные сочетания холодных и теплых тонов. Часто используется золотой орнамент. Тематика живописных миниатюр – сказки, былины, современные сюжеты.

  • Слайд 26

    Б. Харчев. Шкатулка "По-щучьему велению"

  • Слайд 27

    Г. Блинова. Шкатулка «Папоротников цвет»

  • Слайд 28

    Действие на миниатюрах происходит на фоне яркого, многоцветного пейзажа. И пейзаж не просто фон – он «живой»: ветер гонит облака, на реке плещут волны, клубится дымок над крышами деревенских изб. Свой «рассказ» художник продолжит на всех сторонах ларца или шкатулки.

    В.А. Елкин. Гости Гвидона. Шкатулка.

  • Слайд 29

    Лаковая живопись Мстёры

  • Слайд 30

    Мстёра, как Палех, Федоскино, Холуй, принадлежит к основным центрам народных промыслов лаковой миниатюры. Промысел возник в 20-е годы ХХ века. Его развитие основано на традициях иконописи владимиро-суздальской школы. В 1923 году была организована «Артель древнерусской живописи», с 1931 года – это артель «Пролетарское искусство», с 1960 года – фабрика художественной росписи. Мстёрские мастера создали свой особый стиль лаковой миниатюры и на изделиях из папье-маше. Художники Мстёры отказались от черного фона. Сюжеты миниатюр часто взяты из сказок, былин, истории. И даже современные сюжеты решены в традициях народного искусства. Мстёра также славится вышивкой и художественной обработкой металла.

  • Слайд 31

    Ю. Ваванов. Тарелка "Весна"

  • Слайд 32

    Сказочная Мстёра

    В отличие от палешан, художники Мстёры почти не используют черный фон. Изображение миниатюры развертывается на фоне нежных, красочных пейза-жей. Мстёрская живопись, как говорят в народе, «про-светленная». В работах ху-дожников из Мстёры сказка уживается с реальностью и нет преград фантазии ху-дожника.

  • Слайд 33

    И.А. Фомичев. Шкатулка. Сказка о царе Салтане.

  • Слайд 34
  • Слайд 35

    Уже в XVII веке в селе Хохлома проходили ярмарки, где торговали деревянной расписной посудой, изго-товленной в селах и в деревнях Нижегородского края. Хохломская роспись отличается характерным сочетанием золотого цвета с черным, красным, зеленым, иногда коричневым и оранжевым. Изображение растений, ягод, плодов, птиц и рыб образуют прихотливый узорный орнамент. Секрет «золота» Хохломы – применение алюминиево-го (ранее серебряного или оловян-ного) покрытия, сверху наносится ри-сунок или лак. Изделие высушива-ется при температуре 100-120 гра-дусов. Под действием температуры лак приобретает желтоватый оттенок, и сквозь него «золотом» сверкает алюминиевый слой. Современные хохломские изделия – посуду, ме-бель, сувениры – создают мастера фабрики «Хохломской художник» (с. Семино) и объединения «Хохломская роспись» (г. Семенов), что в Нижегородской области.

  • Слайд 36

    "Золотая хохлома"

  • Слайд 37
  • Слайд 38
  • Слайд 39
  • Слайд 40

    Основное отличие хохломской от других видов росписи – горячая обработка олифы, что обеспечивает высокую стойкость отделки и сохраняет свежесть красок на многие годы. Изделия Хохломы разнообразны: ложки, солонки, блюда, ковши, мебель. Широко используется хохломская роспись и при отделки бытовых помещений. Для хохломской росписи характерны: богатый растительный орнамент, вьющийся до поверхности изделия и условно изображающий цветы, растения, плоды, а иногда и животных; умелое построение композиции с использованием золотого фона; цветовая строгость письма (обычно применяется не более пяти цветов). Существуют два вида росписи: фоновое и верховое письмо. При верховом – рисунок наносится на металлизированный фон, а при фоновом - оконтуренный узор образуется за счет незакрашенных участков фона. Способ росписи, которым пользуются мастера Хохломы, довольно сложен и требует больших навыков. Состоит он из следующих операций: 1. Просушка изделий из липы или сосны до 10-12% влажности. 2. Грунтовка изделий тонкой измельченной осажденной глиной с последу-ющей сушкой. 3. Покрытие загрунтованной поверхности сырым льняным маслом с после-дующей протиркой льняными отрепьями. 4. Шпаклевка мягкой глиной на олифе. 5. Просушка на решетчатых стеллажах (колосниках). 6. Четырехкратное покрытие олифой. Олифу наносят на поверхность изде-лия помазками из подстриженной овчины. После трехкратного покрытия необходима подсушка на колосниках в течение 15-22 ч. После четвертого покрытия подсушку производят в печи при температуре 50-60С. После этой

  • Слайд 41

    операции изделия становятся блестящими и гладкими. 7. Полудка. Куколкой (мягкий тампон, набитый тряпками) натирают метал-лическим порошком олова или алюминия поверхность изделия. От прилипшего порошка поверхность становится серебристой и блестящей. 8. Роспись масляными красками. 9. Подсушка на колосниках в течение 5-6 ч. 10. Закрепление росписи при температуре 80-90С. 11. Четырехкратное покрытие олифой и двукратное – масляным лаком с при-месью золы и медянки. После каждого покрытия производится подсушка на колосниках. 12. Закалка при температуре 90-100С. При закалке лак темнее, становится желтовато-коричневым, а серебристый цвет полудки приобретает золотистый блеск. Письмо по металлизированному фону является основным приемом, но иногда роспись выполняется и без полудки, т.е. фоном служит натуральная древесина, покрытая лаком. Если в орнаменте используется цвет золота, то рисунок наносят до термообработки. А если серебра, то после. Орнамент имеет несколько разновидностей. Роспись по золотому фону, например, имеет легкий растительный орнамент, в композиции большую роль играют цветовые красные и черные пятна. Роспись по черному фону обычно выполняется в виде золотых расплывчатых силуэтов с дополнительной прорисовкой тонкими штрихами, отчего рисунок становится графичным.

  • Слайд 42

    Роспись по красному фону также отличается большой графичностью. Из-за яркости фона, на котором другие цвета плохо выделяются, в окантовку и прорисовку вводится черный цвет. При росписи по красному и черному площадь орнамента должна быть больше, чем на золотом фоне. Роспись выполняется следующим образом. При верховом письме сначала пишут стебли, потом цветы, ягоды, листья и после этого травку. Растительный узор сопровождает все виды хохломского орнамента. При фоновом письме на блестящей металлической поверхности наносят контур рисунка, затем закрашивают краской оконтуренные участки. После этого следует прорисовка. На листьях показывают прожилки, на цветах – тычинки, на окрашенном фоне пишут ягоды, листья и обязательно травку. В условиях школьных мастерских наиболее приемлем способ хохломской росписи, применяемый при массовом изготовлении мебели, отделки служебных интерьеров. Он состоит из 8 операций: 1. Шпаклевка олифой с каолином. 2. Сушка при температуре 30-40С. 3. Покрытие масляным лаком (тип №4 С). 4. Покрытие алюминиевым порошком. 5. Протирка подстриженной овчиной и сушка. 6. Роспись масляными красками. 7. Лакирование золотистым масляным лаком (тип №75). 8. Закалка при температуре 60-80С для мелких изделий и при температуре 30-40С для крупных.

  • Слайд 43

    Конец.

    2012 год.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке