Содержание
-
Использование творческих задач на основе законов развития технических систем в преподавании дисциплин «Технология» и «Информатика»
Учитель технологии Краснооктябрьской школы Гафаров ФаизХасанович.
-
Законы развития технических систем
(ЗРТС) впервые были сформулированы на основе анализа большого количества патентов в рамках теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) основоположником этой теории Альтшуллером Г.С.
-
Творческая задача -
сформулированная проблема, требующая от решателя нахождения нового способа, эвристики, алгоритма для ее решения ( по Андрееву В.И.)
-
Закон полноты частей системы
описывает минимально необходимый набор частей, обеспечивающий минимальную работоспособность системы. В общем случае, необходимо наличие рабочего органа, энергии для обеспечения его работы, системы управления рабочим органом, в идеальном случае - рабочий орган и система управления совмещены в энергии
-
Примеры задач
ТЗ (техн.): «Приведите примеры ТС, в которых рабочий орган совмещен с энергией». Контрольный вариант решения: инструмент для плазменной обработки – энергия и резец совмещены в потоке плазмы. ТЗ (инф.): «На основе закона полноты частей системы сформулируйте минимальный набор элементов в простейшем компьютере». Контрольный вариант решения: рабочий орган компьютера – это процессор, с ассимилированной памятью и арифметико-логическим устройством, необходимы еще устройство управления процессора и источник энергии.
-
ТЗ (инф.): «Проведите анализ предшественников персонального компьютера – арифмометра Лейбница, вычислительной машины Бэббиджа, устройства Паскаля - на наличие необходимых частей в соответствии с законом полноты частей системы». ТЗ (инф.): «На основе закона полноты частей системы спрогнозируйте футуристический компьютер».
-
Закон увеличения степени идеальности систем
развитие всех систем идет в направлении увеличения степени идеальности, когда масса, габариты и энергоемкость ТС стремятся к нулю, а ее способность выполнять работу при этом не уменьшается или увеличивается.
-
Примеры задач
ТЗ (техн., инф.): «Найти доказательства закона увеличения степени идеальности системы в истории развития транспорта и вычислительной технике XX века».
-
ТЗ (техн., инф.): «Приведите примеры сворачивания функций ТС, когда различные операции выполняются одним рабочим органом».
-
Закон перехода в надсистему
: при исчерпании ресурсов развития система включается в надсистему в качестве одной из частей, дальнейшее развитие идет уже на уровне надсистемы
-
Примеры задач
ТЗ (техн.): «Приведите примеры ТС, вначале своего развития функционировавших самостоятельно, а с развитием технологии, ставшими частью технологической надсистемы». ТЗ (инф.): «Какое явление ХХ века ознаменовало переход компьютера как ТС в надсистему и способствовало ускорению темпов развития его вычислительных характеристик?».
-
Закон вытеснения человека из технической системы:
сразвитием ТС управленческие функции передаются от людей к средствам автоматики, производственный процесс переходит из взаимодействия человека и машины в автономное функционирование ТС.
-
Примеры задач
ТЗ (техн., инф.): «Приведите примеры ТС, в которых ранее управляющим элементом был человек, а в настоящее время управляющие воздействия происходят автоматически».
-
Выводы
ТЗ на основе ЗРТС обладают дидактическим потенциалом развития компонентов творческого мышления и политехнического обучения школьников целесообразно рассматривать процессы формирования творческого мышления и политехнического обучения в рамках метапредметного подхода.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.