Презентация на тему "Тюбетейка и калфак" 5 класс

Презентация: Тюбетейка и калфак
Включить эффекты
1 из 17
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.4
3 оценки

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Скачать презентацию (2.16 Мб). Тема: "Тюбетейка и калфак". Предмет: технология. 17 слайдов. Для учеников 5 класса. Добавлена в 2017 году. Средняя оценка: 4.4 балла из 5.

Содержание

  • Презентация: Тюбетейка и калфак
    Слайд 1

    Рукотворное Чудо (тюбетейкаи калфак) Работу выполнила Ученица 5 А класса Алиева Лиана Руководитель проекта: Бондаренко Л.Д.

  • Слайд 2

    Цель работы– изучить историю происхождение названия тюбетейки, узнать о разновидностях головного убора тюбетейки и калфака, выяснить значение узоров и цветовой гаммы, познакомиться с технологией пошива тюбетейки. Для достижения цели поставлены следующие задачи: Определить источники информации, которые помогут выяснить происхождение слова «тюбетейка». 2. Изучить историю создания национальных головных уборов. 3. Исследовать технологическую последовательность изготовления тюбетейки.

  • Слайд 3

    Тюбетейка тат. Түбәтәй, каз. Топы или Тақия, туркм. Tahya, уйг. Dopa — круглая или квадратная, островерхая или плоская, мужская или женская легкая шапочка, надеваемая прямо на голову; получила название от тюркского слова тобе/тюбе, означающего верх, вершину. В некоторых тюркских языках называетсятакыя. каляпуш такыя

  • Слайд 4

    Таджикская тюбетейка – куляб. Татарская тюбетейка - каляпуш. Узбекская тюбетейка - дуппи или калпок. Туркменская тюбетейка – тахья. Казахская тюбетейка – топы

  • Слайд 5

    полусферическая квадратная Формытюбетеекразнообразны: низкие, высокие, остроконечныеисплоскойверхушкой, скистьюибезнее, вформецилиндра. Существуют несколько видов тюбетеек-такыя: полусферической формы и квадратные.

  • Слайд 6

    Тюбетейки различаются по половозрастным признакам: мужские, женские, детские; формам, материалу, орнаментальному убранству (узорные вышивки), знакам художественной символики..

  • Слайд 7

    Мужские головные уборы делились на домашние (нижние) и выходные (верхние). К нижним относится тюбетейка (түбәтәй) - небольшая шапочка, надеваемая на макушку, поверх которой надевали всевозможные верхние головные уборы: чалма (ритуальный убор), войлочные шляпы (тула эшләпә), матерчатые и меховые шапки (бүрек).

  • Слайд 8

    Самым распространенным девичьим убором являлся калфак. Его закрепляли на голове с помощью специальной повязки украшения (ука-чачак), а конусообразный конец вместе с кисточками откидывали назад или набок. У замужних женщин они были более сложные и разнообразные и, в отличие от девичьих, они обязательно должны были закрывать не только голову, но и плечи, шею и спину татарки. Татарская семья 19 век.

  • Слайд 9

    С конца XVIII до начала XX века форма, размеры, орнаментация калфаков, постоянно изменялись. Раньше были популярны белые мягкие трикотажные или вязаные калфачки с вышивкой, надеваемые на всю голову. Затем появляются большие бархатные калфаки с крупным золотошвейным узором и бахромой, свисающей до самых плеч.

  • Слайд 10

    К середине XIX века калфаки становятся короче, изящнее, исчезают тяжелые кисти и бахрома. Такие калфачки носились под платком или шалью. Маленькие калфачки в наши дни популярны лишь на сцене. Очень полюбились калфаки типа тюбетеек - такыя, поверх которых также можно носить шаль или платок.

  • Слайд 11

    Узор тюбетейки – это не только характерный художественный рисунок, но и оберег. Рисунок, расположенный сверху тюбетейки, означает солнце, узоры по бокам – «ширози» – от сглаза. Волнообразный круговой замкнутый узор означал годовой круговорот, бесконечность жизни, пожелание долголетия Плетеная "веревочка" - союз, содружество, брачные узы. Растительный орнамент - символ жизни земной, благодарность Создателю за красоту и щедрость природы.

  • Слайд 12

    Цвет головного убора всегда имел большое значение. Цвет тюбетейки – насыщенного черного оттенка, изображает бездну вселенной, которая сопоставима с черной дырок. На узбекских тюбетейках орнамент не что иное, как изображение трехмесячного эмбриона. По Исламской версии именно в этот период создание в чреве матери получает душу и его можно назвать живым существом.

  • Слайд 13

    Так, зеленый цвет означал бессмертие, красный — мужество, синий — удачу, желтый считался застывшим солнечным светом, приносящим удачу. Белый цвет – это цвет паломников, совершающих хадж в Мекку. Многие вернувшиеся из хаджа мусульмане начинают носить белые тюбетейки и привозят их в подарок своим близким и знакомым, чтобы и их коснулась благость священной Мекки.

  • Слайд 14

    Один из самых древних симметричный орнамент с центральным крупным цветком принято считать упрощенным изображением древа жизни, символа жизни на земле, связи с ушедшими в мир иной предками и небесными покровителями. Это пожелание здоровья и плодородия, основной узор для женских калфаков – как говорили, «во лбу звезда горит».

  • Слайд 15

    Вышивают тюбетейки шелком, золотой или серебряной канителью, бусами, блестками, камнями, бисером, стеклярусом, жемчугом. Для вышивки нити окрашивали в разные цвета. Черную краску изготовляли из кожуры граната на травильном растворе железа, чернильных орешков, фисташек или цветков мальвы. Красную краску получали из марены и щитовки-кошениля, желтую — из цветка испарак или из цветков растения тухмак, голубую и синюю — из индиго.

  • Слайд 16

    Расшивают цветочными мотивами: цветами ирис, гвоздика, тюльпан, петушиный гребешок, цветок яблони. А среди плодов — изображение граната, вишни и черешни, миндаля и перца и др. Вышиванием занимались самые одаренные художницы каламкаш или чизмакаш.

  • Слайд 17

    Вывод. Появление разнообразных узоров и цветовой гаммы головных уборов связывают с географическим положением проживания народов, с особенностями национальной культуры. Головные уборы демонстрировали возрастное, семейное, социально-имущественное положение человека на протяжении длительного исторического периода. Тюбетейка – это головной убор не только представителей мусульманства, но и людей других религий. В 21 веке тюбетейка стала всенациональным и всевозрастным головным убором, мода на который никогда не пройдет.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке