Содержание
-
Институт повышения квалификации и переподготовки государственных работников и служащих образования Кафедра «Содержание образования» Мастер –класс По технологии Тема: «Организация самостоятельной и познавательной деятельности учащихся на уроках технологии. Прядение и ткачество. Плетение поясов» Слушатель: Албенко С.В. Учитель СОШ№ 25 Г. Караганды, Первая категория Руководитель: Каирбаева Ж.Х. Ст. преподаватель, доцент, кафедра СО Дата сдачи работы: 02.06.2012г Караганда 2012
-
«Я слышу – и забываю, я вижу – и запоминаю, я делаю – и понимаю»гласит древняя китайская пословица.
-
Цели: Образовательная – знакомство с историей ручного плетения, материалами и приспособлениями для получения пояса нетрадиционным способом; Воспитательная – заинтересовать учащихся новым видом рукоделия, привить уважение к народным традициям, развивать творческие способности учащихся; эстетическое развитие школьников, развитие художественных и творческих способностей, техническое совершенствование мастерства Развивающая – ознакомить учащихся с приёмами выполнения плетения поясов по образцу, овладение техникой ручного плетения Задачи: Развитие нестандартной формы общения и взаимопонимания;Обеспечение эмоционального удовлетворения; Воспитание интереса к творчеству и побуждения к деятельности, умению работать коллективно, добиваясь совершенства исполнения и завершённости в работе Привить интерес и любовь к искусству народов нашей страны.Дать необходимые навыки по изготовлению различных видов поясов.
-
Межпредметные связи: “Традиции народов ”, материаловедение. Оборудование: плакаты с рисунками старинного прядильного и ткацкого производства, различными видами поясов и тесьмы; альбомы с фотографиями, иллюстрациями народных костюмов; инструкционные карты по изготовлению поясов; прялка, веретено, гребни для чесания волокон (их рисунки); готовые пояса, выполненные в технике плетения для показа; пряжа разных цветов для практической работы. Подготовка К УРОКУ: опережающие задания учащимся в виде сообщений, изготовление инструкционных карт для практической работы.
-
План: I. Введение. П. Раскрытие темы. III. Практическая работа. IV. Рефлексия.
-
I. Введение.
-
Слово “пояс” означает - полоса. Изготавливались из кожи, льна, шёлка, парчи, золота, серебра, бархата, шерсти, шерстяных ниток, ириса (характерно для Забайкалья). Длина пояса: от 1 до 5 метров. Ширина: от 1 до 25 сантиметров. Женские пояса длиннее мужских. Способы подвязывания: спереди, сбоку, сзади. Женщины — под грудью, по талии, под животом. Мужчины — под животом. Какие бывают пояса: голунец, надживотник, словесной, именной, опояска, столбунец, столбовой, прайка, плетешок, суконник, кушак, покрома, черес, сетка
-
-
II. Раскрытие темы.
-
Воспитание девочек было направлено не в последнюю очередь на то, чтобы вырастить из них “тонкопрях”. Даже пуповину новорождённой девочки старались перерезать на веретене, чтобы уже с первых минут жизни магически “привязать” её к будущему занятию. Пяти-семи лет от роду девочка выпрядала свою первую нить. Это сопровождалось магическими обрядами. Эту нить сматывали в клубок и торжественно сжигали, а пепел девочка должна была выпить вместе с водой, чтобы трудолюбие и искусство не покидало рукодельницу до конца её дней. В другом случае мать девочки прятала первую спряденную нить и берегла до тех пор, пока дочь не станет невестой. И вот тогда-то, готовя её к таинству свадьбы, мать опоясывала девушку нитью под всеми нарядами по голому телу, чтобы оберечь против порчи и сглаза. Приданое, которое молодая жена должна была принести в дом мужа, состояло большей частью из одежды и белья, которое собственноручно приготовлялось невестой в течение всей юности. “Непряха”, “неткаха” — это были крайне обидные прозвища для девочек-подростков. Надо отметить, что нелёгкий женский труд был уделом не только жён и дочерей простого народа, но и женщин из самых знатных и богатых княжеских и боярских семей.
-
-
-
-
-
Техника исполнения: витые, кручёные (жгуты), на дощечках; плетёные: косичка, на вилке, на игле (“ в бутылку”) Север Сибири, на стене (дергоны); тканые: на сволочке, на бердо (кросно), на ткацком стане (Забайкалье, семейские); вязаные: на 3-х спицах, крючком; шитые: ткань, тесьма, кожа.
-
-
Закрепление темы Вопросы учащимся и предлагаемые ответы: а) О каких видах старинной одежды вы слышали?(Сарафаны, рубашки, кокошники и т. п.) б) Какие украшения были присущи старинным костюмам?( Вышивка, вязание, аппликация, украшение бисером.) в) Какие дополнения к костюмам присутствуют на всех комплексах? (по фотографиям).(Головные уборы, пояса.) г) Как вы думаете, из чего изготавливались пояса? (Из ткани, кожи, ниток). д) Кто занимался изготовлением одежды?(Женщины, девушки).
-
III. Практическая работа.
-
Технология выполнения . Практическая работа. 1). Инструктаж по изготовлению поясов. 2). Разминка для глаз 3) Инструкционная карта
-
Разминка для глаз
-
Разминка для глаз
-
Разминка для глаз
-
Технология выполнения
-
-
IV. Рефлексия.
-
Выбери смайлик, характеризующий твоё настроение 1 2 3 4 5 6
-
Спасибо Всем! Успехов в творчестве! «Мир будет счастлив тогда, когда каждый будет находить радость в своем труде» О. Роден
-
1. Программы по обучению учащихся изготовлению изделий народных художественных промыслов 5-11кл., Москва, 1992 2. Современное узорное ткачество. Н.С.Королева, Л.А.Кожевникова, издательство «Лёгкая индустрия», Москва, 1970 3. Творчество педагога в системе дополнительного образования детей. Нижний Новгород. 2006 4. История и изготовление поясов. http://moikompas.ru/compas/kover http://www.carpetcenter.ru/?action=go_faq www.rightcarpets.ru/articles/history/ Информационные ресурсы
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.