Содержание
-
«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии»
Автор: Брюшина Людмила Алексеевна МОУ Андреевская средняя общеобразовательная школа
-
Это создание такой атмосферы учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют свои знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире.
-
Принципы активизации познавательной деятельности учащихся:
• принцип самостоятельной активности учащихся; • принцип осознанности познания; • принцип целенаправленной и систематической работы над общим развитием всех учащихся, в том числе наиболее слабых;
-
Методы активизации познавательной деятельности учащихся: • Поворот от обучения в условиях класса к обучению в группах. • Поворот от сообщения знаний и их запоминания к самостоятельному поиску . Учитель руководит поиском нужной информации, стимулируя учащихся на поиск и овладение знаниями, • Поворот от работы с более успевающими учениками к работе со всеми учащимися. • Поворот от овладения всеми учениками одного и того же материала к овладению разными учащимися разного материала. • Поворот от традиционного урока к нетрадиционным формам и методам урока. Это может быть урок: аукцион, сочинение по биологии, урок-экскурсия, деловая игра, пресс-конференция, диспут, общественный смотр знаний, турнир, эстафета, семинар, диспут, путешествие, зачет, игра и др..
-
1) Формирование и развитие у учащихся устойчивого познавательного интереса ,активизация мыслит дея-ти 2) Развитие творческих способностей и познавательной самостоятельности детей . 3) Формирование компьютерной компетентности учащихся 4) Развитие интереса к предмету. Задачи развития творческой познавательной активности
-
Факторы, положительно влияющие на устойчивую мотивацию
: . 1.Содержание учебного материала. 2.Организация учебной деятельности. 3.Коллективные формы учебной деятельности. 4. Оценка учебной деятельности. 5. Стиль педагогической деятельности
-
Методы повышения мотивации
познавательные(побуждение к поиску альтернативных решений, игра, выполнение нешаблонных заданий); эмоциональные(поощрение создание ситуации успеха, свободный выбор заданий); волевые(информирование об обязательных результатах обучения, самооценка и коррекция деятельности, рефлексия поведения) социальные(создание ситуации взаимопомощи, самопроверки)
-
1.учебно-исследовательская 2.проектная деятельность 3.Использование ИТК 4) Дидактические игры 5) Проблемные ситуации 6) Творческие задания 7) Разминки Методы активизации познавательной деятельности
-
Постановка проблемы Формулировка гипотезы Собственно исследование Планирование Оформление результатов Представление результатов Учебно-исследовательская деятельность
-
Формы организации учебно-исследовательской деятельности на уроках
1) Решение биологических задач. а) Задачи, способствующие развитию логического мышления. б) Задачи на распознавание натуральных объектов. в) Задачи на формирование умений выдвигать и доказывать гипотезы. г) Задачи, способствующие развитию исследовательских навыков. д) Задачи, помогающие устанавливать связь теоретических знаний с практическими. е) Задачи, связанные с самонаблюдением. ж) Задачи, содержащие новую для учащихся информацию. З. ситуационные задачи. Представьте ситуацию, проанализируйте,
-
2) Постановка эксперимента. учебный эксперимент позволяет организовать освоение таких элементов исследовательской деятельности, как планирование и проведение эксперимента, обработка и анализ его результатов; 3) Наблюдение 4) Лабораторная работа
-
5) Нетрадиционные уроки: урок на местности. урок-исследование, урок- заочная экскурсия урок «Удивительное рядом», урок—рассказ об учёных урок—защита исследовательских проектов урок-экспертиза урок - конференция 6) Домашнее задание исследовательского характера
-
Формы организации учебно-исследовательской деятельности во внеурочное время
: . 1) Летняя практика, работы по опытам. 2) Олимпиады, конкурсы, «Всероссийские программы». конференции, 3) Экологический мониторинг. 4) Работа над исследовательским проектом. 5) Природоохранная 6.участие в предметных неделях 7.походы, поездки, экскурсии с чётко обозначенными образовательными целями, программой деятельности, продуманными формами контроля.
-
Темы исследовательских работ
-
2.Проектная деятельность обучающихся
проект — это форма организации совместной деятельности учителя и обучающихся, совокупность приёмов и действий в их определённой последовательности, направленной на достижение поставленной цели — решение конкретной проблемы, значимой для обучающихся и оформленной в виде некоего конечного продукта
-
Типология проектов
По уровню творчества: Доминирующая деятельность: Предметно-содержательная область: Характер координации проекта: Характер контактов Количество участников Продолжительность Возрастной состав исполнительский, конструктивный, творческий. (исследовательский проект, игровой, практико-ориентированный, творческий, информационный). моно проект (в рамках одной области знания); межпредметный проект. непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта). (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира). Индивидуальный, групповой, парный. Краткосрочные, средней продолжительности, долгосрочные одновозрастной, разновозрастной).
-
Условия выполнении Проекта проект должен быть выполнимым и соответствовать возрасту, способностям и возможностям обучающегося; для выполнения проекта должны быть все условия обучающиеся должны быть в определенной мере подготовлены к выполнению проектов необходимо обеспечить педагогическое сопровождение проекта необходимо наличие ясной и простой критериальной системы оценки результаты и продукты проектной или исследовательской работы должны быть презентованы
-
«Зачем я собираюсь делать этот проект?» Цель работы «Что для этого следует сделать? Задачи работы как это делать?
-
Проекты, выполненные на уроках биологии.
-
«Портфолио» проекта
1)«Лист планирования», 2)Разработку проекта, 3)«Реализацию проекта», 4)«Визитную карточку проекта», 5)«Рефлексию», 6) «Критерии оценивания», 7) результат-продукт проекта
-
3.ИКТ как средство активизации познавательной деятельности учащихся
«Детская природа требует наглядности» Современный урок невозможен без использования ИКТ, а владение информационными технологиями - одна из компетенций учителя.
-
Направления использования ИКТ
демонстрация слайдов (использование презентаций); использование компьютера для закреплени,обобщения знаний; использование электронных пособий; работа над проектами. создание совместно с учащимися различных электронных продуктов, На уроках я использую ИКТ на всех этапах: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, при проведении внеклассных занятий
-
- оказывает воздействие на личность обучаемого, развивая его мышление, расширяя кругозор; - учит ориентироваться в конкретной ситуации и применять знания для решения нестандартной учебной задачи; - мотивирует и стимулирует познавательную деятельность учащихся, способствует развитию познавательного интереса Функции учебной игры 4.Дидактические игры
-
5. Проблемные ситуации
Проблемные вопросы можно ставить на любом этапе изучения темы: - при изучении материала (в начале урока), чтобы вызвать интерес к изучаемому вопросу; - при закреплении полученных знаний, что помогает обобщить изложенный материал и подводит учащихся к самостоятельному выводу; - при контроле знаний (творческое применение знаний).
-
6) Творческие задания
1) составление кроссвордов ;( и дома и в классе) 2) сочинение сказок или стихотворений, о каком – либо биологическом объекте; (дома) 3) выполнение рисунков; 4) изготовление аппликаций или поделок, макетов 5) составление рассказа с биологическими ошибками; 6) составление тестов, опорных схем и конспектов; 7) сбор и оформление гербариев, коллекций. (экскурсии и дома) 8.Найти биологические ошибки в сказках, баснях, рисунках
-
7. Разминки– короткие, емкие задания – упражнения
А) «Ключевые слова» - каждый учащийся получает текст с пропусками. За определенное время надо составить список слов утерянных в рассказе. Б) «Верю – не верю» - предлагаемые на обсуждение примеры либо заведомо ложны, либо истинны. В) «Да-нетка» - по условию игры задумавший слово на все вопросы собеседника имеет право отвечать только «да» или «нет», Г) «Кроссвординки» - предлагается разгадать мини-кроссворд
-
Уровень обученности
: позитивная динамика уровня обученности и качества знаний учащихся
-
Качество знаний
-
Ученики успешно сдают ГИА и ЕГЭпо биологии и поступают в учебные заведения на специальности, связанные с биологией
-
Участие учеников в конкурсах, имеющих отношение к биологии. позитивная динамика участия ребят в конкурсах разных уровней
-
-
Призовые места
-
ФГОС
-
Учащиеся должны:
- овладеть умением «учиться»; - обладать повышенным уровнем мотивации к процессу образования; - иметь высокую познавательную активность; - обладать творческой активностью и уметь реализовать себя во всех видах учебной и внеучебной деятельности.
-
важно научить мыслить, самостоятельно действовать, ориентироваться в ситуациях, знать подходы к решению проблемы.
-
Спасибо за Внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.