Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.
Добавить свой комментарий
Аннотация к презентации
В данной презентации по биологии на тему " Биогеоценоз" представлена информация о устойчивой саморегулирующейся экологической системе, в которой животные и растения неразрывно связаны с неорганическими компанентами.Теоретическая информация грамотно структурирована, что позволят легко воспринимать новый материал. Презентация дополнена тематическими схемами.
Краткое содержание
Понятие
Свойства биогеоценоза
Основные показатели биогеоценоза
Механизмы устойчивости биогеоценозов
Приспособление организмов к совместной жизни в биогеоценозах
Понятие биогеоценоза введено В.Н. Сукачёвым(1940), что явилось логическим развитием идей русских учёных В.В. Докучаева, Г.Ф. Морозова, Г.Н. Высоцкого и др. о связях живых и косных тел природы и идей В.И. Вернадского о планетарной роли живых организмов. Биогеоценоз в понимании В.Н. Сукачёва близко к экосистеме.
В толковании английского фитоценолога А. Тенсли, биогеоценоз – элементарная ячейка биогеосферы, понимаемая в границах конкретных растительных сообществ, тогда как экосистема-понятие безразмерное и может охватить пространство любой протяжённости - от капли прудовой воды до биосферы в целом.
Слайд 3
Определение
Биогеоценоз –взаимообусловленный комплекс живых и косных компонентов, связанных между собой обменом веществ и энергии; одна из наиболее сложных природных систем.
Слайд 4
Свойства биогеоценоза
Естественная, исторически сложившаяся система;
Система, способная к саморегуляции и поддержанию
своего состава на определённом постоянном уровне;
Характерен круговорот веществ;
Открытая система для поступления и выхода энергии, основной источник которой – Солнце.
Слайд 5
Основные показатели биогеоценоза
Видовой состав – количество видов, обитающих в биогеоценозе.
Видовое разнообразие – количество видов, обитающих в биогеоценозе на единицу площади или объёма.
Биомасса – количество организмов биогеоценоза, выраженное в единицах массы.
биомассу продуцентов
биомассу консументов
биомассу редуцентов
Слайд 6
Механизмы устойчивости биогеоценозов
Одним из свойств биогеоценозов является способность к саморегуляции, то есть к поддержанию своего состава на определённом стабильном уровне. Это достигается благодаря устойчивому круговороту веществ энергии.
Устойчивость же самого круговорота обеспечивается несколькими механизмами:
1. Достаточность жизненного пространства, то есть такой объём или площадь, которые обеспечивают один организм всеми необходимыми ему ресурсами.
Слайд 7
2. Богатство видового состава. Чем он богаче, тем устойчивее цепи питания и, следовательно, круговорот веществ.
3. Многообразие взаимодействия видов, которые также поддерживают прочность трофических отношений.
4. Средообразующие свойства видов, то есть участие видов в синтезе или окислении веществ.
5. Направление антропогенного воздействия.
Слайд 8
Слайд 9
Приспособление организмов к совместной жизни в биогеоценозах
Совместная жизнь организмов в биогеоценозе регулируется четырьмя видами биогеоценотических
связей:
Взаимополезные
симбиоз
мутуализм
Полезнонейтральные
нахлебничество
квартиранство
сотрапезничество
Слайд 10
Полезновредные
хищничество
паразитизм
полупаразитизм
Взаимовредные
антагонизм
конкуренция
Комменсализм
Посмотреть все слайды
Конспект
Солтүстік – Қазахстан облысы.
Ғ.Мүсірепов атындағы ауданы.
�
Разработка урока
по биологии 6 класс
Мұғалім: Гречишкина О.И.
ГУ «Тахтаброд орта мектебі»
Урок: Строение цветка (6 класс)
Цель: ознакомление учащихся со строением цветка, многообразием строения цветов, их значением в жизни растений.
Задачи:
Образовательные:
изучить особенности строения цветка,
показать связь строения цветка с выполняемой функцией,
сформировать у обучающихся новые знания о строении растений.
Воспитательные:
умение ценить красоту и многообразие окружающего мира,
прививать бережное отношение к природе,
воспитывать стремление к знаниям, общей культуре.
Развивающие:
развивать умение самостоятельно приходить к логическим выводам,
оценивать и сравнивать.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы: репродуктивный, проблемный, практический.
Оборудование: таблица «Строение цветка», «Строение цветов растений», гербарий, модели цветков; карточки «Тест-соответствие» и презентация.
Ход урока
Организационная часть
Актуализация материала
Изучение нового материала:
Физминутка
Первичное закрепление материала
Вторичное закрепление материала
Рефлексия
Подведение итогов урока
Задание на дом
1. Организационная часть.
- Проверка подготовленности учащихся к уроку.
- Приветствие.
- Организация внимания. (Слайд №2,3)
Учитель: Ребята, у нас сегодня с вами самый красивый урок во всем школьном курсе, кто догадался, какой? Правильно, строение цветка. Для того, чтобы эта тема осталась у вас в памяти вы должны активно работать.
(зачитать стихотворение)
« Цветочный урок сегодня у нас,
К нему готовился каждый из вас.
Чтоб сегодня отличиться,
Надо очень потрудиться.
Уметь мыслить, рассуждать,
Почаще руку поднимать.
Вам, я думаю, все по плечу,
Ведь я вас целый год учу.
И верю, что каждого ждет свой успех,
Душою болею за всех!
2. Актуализация материала:
Учитель: Растения имеют подготовительный период разной продолжительности, когда вегетативными органами накапливаются и откладываются в запас питательные вещества, необходимые для цветения, плодоношения. Какие вы знаете цветущие растения, когда они зацветают? Привести примеры растений.
3. Изучение нового материала:
Они прекраснее всего,�Что нам даёт природа на Земле.�Но дар её бесценный,�Для всех искусств цветок –�Образчик неизменный.�Жак Делиль
А) Вводное слово:
Учитель: Ребята, наверное, все на свете в любое время года очень любят цветы. Цветы дарят людям радость. И летом они не наскучат, и зимой приносят нам свежесть и теплоту. Потому что нет на Земле ничего прекраснее цветов.
Цветы зачастую становились предметом вдохновения для многих поэтов, художников, композиторов. Картины, лирические и музыкальные произведения, созданные ими не перестают восхищать нас.
Сегодня мы с вами поведем “цветочный разговор”. (Слайд № 4)
Цветы, цветы.… Как много их,
И розовых, и голубых,
Как мотыльков на тонких стеблях,
Цветы, цветы.… Везде, везде
Мне улыбаются весь день,
Живую радугу колебля…
Г.К.Суворов.
Б) Строение цветка: ( По ходу рассказа учителя рассматривается презентация).
Учитель: Цветы возникли задолго до появления человека. Растения изобрели цветок не для того, чтобы вызывать у нас чувство прекрасного, у них для этого были другие цели, направленные на выживание. И все же при виде цветов мы испытываем чувство прекрасного, мы восхищаемся красотой цветов.
Цветок – видоизмененный укороченный побег, служащий для семенного размножения растений. Цветок развивается из генеративной (цветочной) почки.
Как бы ни было велико разнообразие цветков окружающих нас растений, в их строении можно обнаружить сходство. Рассмотрим строение цветка. (Слайд № 5,6)
�
Цветок имеет главные второстепенные части (Схема – слайд № 7). Учащиеся зарисовывают схему строения цветка в тетрадь.
Учитель: (Новые определения по ходу рассказа ученики записывают в тетрадь). Любой цветок имеет главные органы – это пестик и тычинки (Слайд №8), которые тоже имеют особое строение.
Пестик – это женский орган цветка, он имеет рыльце, столбик и завязь (Слайд). У яблони пестик образован пятью сросшимися между собой в основании столбиками. В верхней части они свободные и каждый несет по одному рыльцу. Завязь пятигнездная. В гнездах находятся семязачатки, из которых после цветения развиваются семена.
Тычинки – это мужские органы цветка, каждая тычинка имеет пыльник, внутри которого созревает пыльца. Пыльник расположен на тычиночной нити.
�
Вокруг главных органов цветка: пестика и тычинок расположен околоцветник. (Слайд №9). У календулы, яблони он состоит из листочков двух типов. Внутренние листочки – это лепестки, образуют венчик. Наружные листочки – чашелистики – образуют чашечку. Такой околоцветник называется двойным. У лилейных нет чашелистиков – у него простой околоцветник.
Венчик цветка яблони (Слайд № 10) состоит из белых или бело-розовых несросшихся лепестков. А у паслена черного лепестки срастаются в нижней части в трубку. Поэтому различают венчики раздельнолепестные и сростнолепестные.
Тонкий стебелек, на котором сидит цветок, называют цветоножкой, а ее верхнюю, расширенную часть – цветоложем.
Листочки околоцветника могут располагаться так, что через него можно провести несколько плоскостей симметрии (Слайд № 11).
�
Такие цветки называют правильными (яблоня, вишня, капуста и др.). Цветки, через которые можно провести одну плоскость симметрии, называют неправильными (горох, шалфей) (Слайд №12).
�
Большинство растений имеет цветки, в которых есть и пестики и тычинки. Такие цветки называют обоеполыми, например, цветы лилии, яблони. Но у некоторых растений (огурец, кукуруза) одни цветки имеют только пестики.
Как называются такие цветы? – пестичные цветки.
А другие – только тычинки – Как мы их назовем? Тычиночные цветки.
Эти цветы называют раздельнополыми. (Рисунок в учебнике)
Такие растения, как огурцы и кукуруза, являются однодомными, так как пестичные и тычиночные цветки у них развиваются на одном растении. Коноплю, тополь и иву называют двудомными растениями (рисунок учебника), так как у них тычиночные цветки расположены на одних растениях, а пестичные – на других.
Учитель: Цветы с каким околоцветником расположены на рисунке? (Слайд № 14)
�
В) Формула цветка:
Для того чтобы как-то разобраться в строении цветка ученые-ботаники предложили формулу цветка, применив следующие условные обозначения:
Ч – чашечка,
Л – лепестки,
Т – тычинка,
П – пестик,
1 – неправильный цветок,
* - правильный цветок,
- пестичные (женские) цветки,
- тычиночные (мужские) цветки,
- обоеполые цветки,
( ) – сросшиеся части цветка,
цифры – количество частей цветка,
- число частей цветка больше 12.
Учитель: Давайте составим формулу данного цветка (Слайд № 15).
�
Физминутка:
Учитель: Вот сколько нового мы узнали о строении цветка, давайте отдохнем. (Слайд № 16)
Руки ставим все вразлет,
Появился самолет,
Мах крылом уа – сюда,
Делай раз, делай два.
Раз и два, раз и два.
Руки в стороны держите,
Друг на друга посмотрите,
Раз и два, раз и два.
Опустите руки вниз,
И на место все садись!
5. Первичное закрепление материала:
А) «Самый, самый».
Учитель: Дома вы должны были найти интересные факты о рекордсменах – цветах.
Дети рассказывают интересные факты о рекордсменах - цветах, найденных заранее.
- Самый большой цветок на земле это Раффлезия Арнольди в поперечнике имеет 1 метр, а весит 10 кг, а его запах напоминает запах…(гниющего мяса)
- А у орхидеи цветок цветет от 45-50 дней…
- У лотоса амазонского цветок цветет полчаса.
- Самый красивый цветок считается у кактуса « Царица ночи» цветет два часа, но запах прекрасней не бывает…
- В 150 лет 1 раз цветет пуйя раймондии, обитатель Анд, и потом погибает.
- А какое растение побывало в космосе и цвело там? Арабидопсис.
Учитель: очень интересные факты нашли дети. Молодцы.
Б) Стихи и загадки о цветах:
Синенький звонок висит,
Никогда не говорит. ( Колокольчик)
Белым шариком пушистым,
Я красуюсь в поле чистом.
Дунул легкий ветерок-
И остался стебелек. ( Одуванчик)
Даже ночью муравьишка,
Не пропустит свой домишко:
Путь-дорожку до зари
Освещают фонари:
На больших столбах подряд
Лампы белые висят. ( Ландыши)
В) Задание: Подпишите названия частей цветка. (Слайд №17)
С.Г .Калинова «Зачеты по биологии»Биология. Бактерии, Грибы. Растения 6 класс. Москва «Лист» 1999.
Г.С.Калинова, А.Н.Мягкова «900 вопросов и заданий по биологии». М. Аквариум 2001
Рохлов В. Занимательная ботаника.-М.: АСТ-ПРЕСС,
Солтүстік – Қазахстан облысы.
Ғ.Мүсірепов атындағы ауданы.
�
Разработка урока
по биологии 6 класс
Мұғалім: Гречишкина О.И.
ГУ «Тахтаброд орта мектебі»
Урок: Строение цветка (6 класс)
Цель: ознакомление учащихся со строением цветка, многообразием строения цветов, их значением в жизни растений.
Задачи:
Образовательные:
изучить особенности строения цветка,
показать связь строения цветка с выполняемой функцией,
сформировать у обучающихся новые знания о строении растений.
Воспитательные:
умение ценить красоту и многообразие окружающего мира,
прививать бережное отношение к природе,
воспитывать стремление к знаниям, общей культуре.
Развивающие:
развивать умение самостоятельно приходить к логическим выводам,
оценивать и сравнивать.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы: репродуктивный, проблемный, практический.
Оборудование: таблица «Строение цветка», «Строение цветов растений», гербарий, модели цветков; карточки «Тест-соответствие» и презентация.
Ход урока
Организационная часть
Актуализация материала
Изучение нового материала:
Физминутка
Первичное закрепление материала
Вторичное закрепление материала
Рефлексия
Подведение итогов урока
Задание на дом
1. Организационная часть.
- Проверка подготовленности учащихся к уроку.
- Приветствие.
- Организация внимания. (Слайд №2,3)
Учитель: Ребята, у нас сегодня с вами самый красивый урок во всем школьном курсе, кто догадался, какой? Правильно, строение цветка. Для того, чтобы эта тема осталась у вас в памяти вы должны активно работать.
(зачитать стихотворение)
« Цветочный урок сегодня у нас,
К нему готовился каждый из вас.
Чтоб сегодня отличиться,
Надо очень потрудиться.
Уметь мыслить, рассуждать,
Почаще руку поднимать.
Вам, я думаю, все по плечу,
Ведь я вас целый год учу.
И верю, что каждого ждет свой успех,
Душою болею за всех!
2. Актуализация материала:
Учитель: Растения имеют подготовительный период разной продолжительности, когда вегетативными органами накапливаются и откладываются в запас питательные вещества, необходимые для цветения, плодоношения. Какие вы знаете цветущие растения, когда они зацветают? Привести примеры растений.
3. Изучение нового материала:
Они прекраснее всего,�Что нам даёт природа на Земле.�Но дар её бесценный,�Для всех искусств цветок –�Образчик неизменный.�Жак Делиль
А) Вводное слово:
Учитель: Ребята, наверное, все на свете в любое время года очень любят цветы. Цветы дарят людям радость. И летом они не наскучат, и зимой приносят нам свежесть и теплоту. Потому что нет на Земле ничего прекраснее цветов.
Цветы зачастую становились предметом вдохновения для многих поэтов, художников, композиторов. Картины, лирические и музыкальные произведения, созданные ими не перестают восхищать нас.
Сегодня мы с вами поведем “цветочный разговор”. (Слайд № 4)
Цветы, цветы.… Как много их,
И розовых, и голубых,
Как мотыльков на тонких стеблях,
Цветы, цветы.… Везде, везде
Мне улыбаются весь день,
Живую радугу колебля…
Г.К.Суворов.
Б) Строение цветка: ( По ходу рассказа учителя рассматривается презентация).
Учитель: Цветы возникли задолго до появления человека. Растения изобрели цветок не для того, чтобы вызывать у нас чувство прекрасного, у них для этого были другие цели, направленные на выживание. И все же при виде цветов мы испытываем чувство прекрасного, мы восхищаемся красотой цветов.
Цветок – видоизмененный укороченный побег, служащий для семенного размножения растений. Цветок развивается из генеративной (цветочной) почки.
Как бы ни было велико разнообразие цветков окружающих нас растений, в их строении можно обнаружить сходство. Рассмотрим строение цветка. (Слайд № 5,6)
�
Цветок имеет главные второстепенные части (Схема – слайд № 7). Учащиеся зарисовывают схему строения цветка в тетрадь.
Учитель: (Новые определения по ходу рассказа ученики записывают в тетрадь). Любой цветок имеет главные органы – это пестик и тычинки (Слайд №8), которые тоже имеют особое строение.
Пестик – это женский орган цветка, он имеет рыльце, столбик и завязь (Слайд). У яблони пестик образован пятью сросшимися между собой в основании столбиками. В верхней части они свободные и каждый несет по одному рыльцу. Завязь пятигнездная. В гнездах находятся семязачатки, из которых после цветения развиваются семена.
Тычинки – это мужские органы цветка, каждая тычинка имеет пыльник, внутри которого созревает пыльца. Пыльник расположен на тычиночной нити.
�
Вокруг главных органов цветка: пестика и тычинок расположен околоцветник. (Слайд №9). У календулы, яблони он состоит из листочков двух типов. Внутренние листочки – это лепестки, образуют венчик. Наружные листочки – чашелистики – образуют чашечку. Такой околоцветник называется двойным. У лилейных нет чашелистиков – у него простой околоцветник.
Венчик цветка яблони (Слайд № 10) состоит из белых или бело-розовых несросшихся лепестков. А у паслена черного лепестки срастаются в нижней части в трубку. Поэтому различают венчики раздельнолепестные и сростнолепестные.
Тонкий стебелек, на котором сидит цветок, называют цветоножкой, а ее верхнюю, расширенную часть – цветоложем.
Листочки околоцветника могут располагаться так, что через него можно провести несколько плоскостей симметрии (Слайд № 11).
�
Такие цветки называют правильными (яблоня, вишня, капуста и др.). Цветки, через которые можно провести одну плоскость симметрии, называют неправильными (горох, шалфей) (Слайд №12).
�
Большинство растений имеет цветки, в которых есть и пестики и тычинки. Такие цветки называют обоеполыми, например, цветы лилии, яблони. Но у некоторых растений (огурец, кукуруза) одни цветки имеют только пестики.
Как называются такие цветы? – пестичные цветки.
А другие – только тычинки – Как мы их назовем? Тычиночные цветки.
Эти цветы называют раздельнополыми. (Рисунок в учебнике)
Такие растения, как огурцы и кукуруза, являются однодомными, так как пестичные и тычиночные цветки у них развиваются на одном растении. Коноплю, тополь и иву называют двудомными растениями (рисунок учебника), так как у них тычиночные цветки расположены на одних растениях, а пестичные – на других.
Учитель: Цветы с каким околоцветником расположены на рисунке? (Слайд № 14)
�
В) Формула цветка:
Для того чтобы как-то разобраться в строении цветка ученые-ботаники предложили формулу цветка, применив следующие условные обозначения:
Ч – чашечка,
Л – лепестки,
Т – тычинка,
П – пестик,
1 – неправильный цветок,
* - правильный цветок,
- пестичные (женские) цветки,
- тычиночные (мужские) цветки,
- обоеполые цветки,
( ) – сросшиеся части цветка,
цифры – количество частей цветка,
- число частей цветка больше 12.
Учитель: Давайте составим формулу данного цветка (Слайд № 15).
�
Физминутка:
Учитель: Вот сколько нового мы узнали о строении цветка, давайте отдохнем. (Слайд № 16)
Руки ставим все вразлет,
Появился самолет,
Мах крылом уа – сюда,
Делай раз, делай два.
Раз и два, раз и два.
Руки в стороны держите,
Друг на друга посмотрите,
Раз и два, раз и два.
Опустите руки вниз,
И на место все садись!
5. Первичное закрепление материала:
А) «Самый, самый».
Учитель: Дома вы должны были найти интересные факты о рекордсменах – цветах.
Дети рассказывают интересные факты о рекордсменах - цветах, найденных заранее.
- Самый большой цветок на земле это Раффлезия Арнольди в поперечнике имеет 1 метр, а весит 10 кг, а его запах напоминает запах…(гниющего мяса)
- А у орхидеи цветок цветет от 45-50 дней…
- У лотоса амазонского цветок цветет полчаса.
- Самый красивый цветок считается у кактуса « Царица ночи» цветет два часа, но запах прекрасней не бывает…
- В 150 лет 1 раз цветет пуйя раймондии, обитатель Анд, и потом погибает.
- А какое растение побывало в космосе и цвело там? Арабидопсис.
Учитель: очень интересные факты нашли дети. Молодцы.
Б) Стихи и загадки о цветах:
Синенький звонок висит,
Никогда не говорит. ( Колокольчик)
Белым шариком пушистым,
Я красуюсь в поле чистом.
Дунул легкий ветерок-
И остался стебелек. ( Одуванчик)
Даже ночью муравьишка,
Не пропустит свой домишко:
Путь-дорожку до зари
Освещают фонари:
На больших столбах подряд
Лампы белые висят. ( Ландыши)
В) Задание: Подпишите названия частей цветка. (Слайд №17)
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.