Содержание
-
Экологические взаимоотношения организмов. 9 класс
Учитель биологии МОУ СОШ п.Известковый Коцуловская Наталья Ивановна
-
Задачи.
Формирование знаний о разнообразии типов экологических взаимодействий и их характерных признаках. Развитие умений определять различные типы взаимоотношений организмов, объяснять их особенности и значение в природе, жизни человека. Ориентирование учащихся на разумную, экологически обоснованную деятельность.
-
План урока
Повторение Проверка знаний об основных группах факторов среды, значении биотических связей (привлечение знаний изкурса ботаники и зоологии). Изучение нового материала(объяснение учителя с элементами беседы) Основные типы экологических взаимодействий: Характерные признаки и примеры нейтрализма. Различные формы одностороннего влияния организмов:комменсализм; аменсализм. Симбиотические связи и формы. Особенности конкурентных отношений. Значение паразитизма в жизни организмов; актуальность паразитизма (опережающее задание о макро- и микропаразитах, циклах их развития, влияющих на скорость распространения инфекционных заболеваний). Закрепление знаний: Контроль знаний смыслового содержания терминов. Викторина.
-
Основные типы экологических взаимоотношений
-
-
Экологические взаимоотношения организмов
(+ +) Взаимополезные Симбиоз - совместное обитание, определенная степень сожительства.
-
(+ + ) Взаимополезные Протокооперация - взаимоотношения живых организмов, не являющиеся, однако, обязательными для них.
-
(+ 0 ) Полезно- нейтральные Комменсализм- взаимоотношения живых организмов, при которых происходит одностороннее использование одного вида другим, без нанесения ему ущерба.
-
Комменсализм Нахлебничество Сотрапезничество Квартиранство
-
Комменсализм.
Нахлебничество – потребление остатков пищи хозяина.
-
Экологические взаимоотношения
(+ - ) Полезно – вредные. Антибиоз - тип взаимоотношений, при котором представители одного вида уничтожают представителей другого вида. Паразитизм. Хищничество.
-
Антибиоз.
Хищничество. Паразитизм.
-
Паразитизм.
Макропаразиты растут в теле хозяина, но, размножаясь, образуют особые формы, которые покидают одного хозяина, чтобы заселить другого. (Бычий цепень; печеночный сосальщик; вши; блохи; гриб – трутовик, …)
-
Микропаразиты непосредственно размножаются внутри тела хозяина, обычно внутри клеток. Бактерии( туберкулезная палочка; холерный вибрион ), вирусы(клещевой энцефалит; серозный менингит; СПИД ), простейшие(малярийный паразит; дизентерийная амеба ; лямблии; трипаносома)
-
Давайте повторим.О каком типе экологических взаимодействий идет речь?
-
Взаимоотношения живых организмов, при которых происходит одностороннее использование одного вида другим без нанесения ему вреда. Симбиоз. Комменсализм. Конкуренция.
-
Молодец!
-
Подумай.
-
Викторина
-
1. При недостатке корма чайка убивает слабых птенцов ударом клюва в голову. 2. В кишечнике термитов обитают бактерии, способствующие расщеплению клетчатки. 3. Кукушка подбрасывает свои яйца в гнезда других птиц.
-
Вывод.
Все перечисленные формы биологических связей между видами служат регуляторами численности животных и растений в биоценозе ,определяя его устойчивость.
-
§ 53, конспект. Домашнее задание
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.