Содержание
-
Экологический контроль в России: состояние, проблемы, возможности общественного участия
С.В.Симак
Международный социально-экологический Союз Белокуриха, 2011
pptcloud.ru
-
Экологический контроль Зачем и кому он нужен?
-
- Людям – право на благоприятную окружающую среду (ст. 42 Конституции).
- Бизнесу – ведение хозяйственной деятельности в благоприятных условиях, а также обеспечение равных условий хозяйствования
- Государству – обеспечение экономических интересов государства и для выполнения своих обязательств перед населением
-
При чем здесь Совет?
Конституция РФ: одна из 3 конституционных обязанностей граждан России – участие в охране окружающей среды (ст. 58).
Статья 42 Конституции – гарантирует право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением
-
Однако
ни реальное обеспечение права на благоприятную окружающую среду, ни развитие гражданского общества без эффективного контроля соблюдения экологического законодательства и создания эффективных институтов гражданского участия невозможно
-
Система экологического контроля (надзора) в РФ(ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 63, 68)
- Государственный
- Производственный
- Общественный
-
Система экологического контроля в РФ
- Производственный – «для внутреннего пользования»
- Для обеспечения общественных интересов важен именно внешний контроль (государственный, общественный)
-
Современное реальное состояние экологического контроля Государственный надзор
- Управление экологического надзора министерства природопользования Самарской области – 11 инспекторов.
- Управление Росприроднадзора – 14 инспекторов.
- Самарская межрайонная природоохранная прокуратура – 4 следователя.
-
Государственный надзор
Население Самарской области
- 3 млн. 200 тыс.
- 37 муниципальных образований
- 30 000 предприятий, зарегистрированных в налоговых органах
-
- Несанкционированные свалки
- Незаконные порубки
- Захват берегов водоемов
- Незаконные карьеры
- Режим особо охраняемых природных территорий
- Захват земельных участков и мн. др….
Предмет контроля
-
По экспертным оценкам, латентность экологических правонарушений в России составляет более 95%
-
- Не предусмотрен федеральным законодательством
- Муниципальный экологический контроль
-
Закон Самарской области «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере охраны окружающей среды»
Муниципальный уровень
-
Преимущества:
- реализуется теми, кто сам больше всего заинтересован в наведении порядка – гражданами.
- не требует значительных затрат
- отсутствуют количественные ограничения
- не подпадает под ограничения ФЗ №294.
- является формой развития реального гражданского общества
Общественный экологический контроль
-
- Получение информации (опосредованный)
- Общественные экспертизы и ОВОС (превентивный)
- Прямой контроль
Формы общественного контроля
-
через:
- личное участие граждан в поддержании и восстановлении (экологической) законности и (экологического) правопорядка
- влияние граждан на принятие решений
- развитие партнерских отношений общественности как с государственными и муниципальными структурами, так и с бизнесом
- самоорганизацию общественной активности в конструктивных формах
- избавление от иждивенческой психологии
Общественный контроль - форма развития реального гражданского общества
-
Оптимальная система экологического контроля
- Общественный
- Муниципальный уровень*
- Государственный
*С учетом федерального и регионального законодательства
-
за 5 лет:
- провели более 1200 рейдов,
- выявили более 1000 экологических правонарушений,
- добились устранения более 600 из них
Общественная экологическая инспекция Самарского социально-экологического Союза
-
Общественная экологическая инспекция Самарского СоЭС
-
- общественный экологический контроль – это «полуконтроль».
- отсутствие правового статуса и правовой защиты общественных экологических инспекторов.
- отсутствие минимально необходимых средств для создания условий развития общественного экологического контроля
- отсутствие лабораторной базы
Проблемы общественного экологического контроля
-
Предложение: разработка и принятие административных регламентов, обязывающих должностные лица всех органов, осуществляющих государственный и муниципальный контроль и надзор (в том числе МВД, прокуратуры, ОМС), взаимодействовать с общественным контролем; с обязательной ответственностью за непринятие мер.
Возможные пути решения проблемы №1 («полуконтроль»)
-
- Обратиться к руководству МВД РФ с предложением рассмотреть вопрос о взаимодействии с НКО, осуществляющими общественный экологический контроль, в том числе с использованием механизмов ФЗ "Об участии граждан в охране общественного порядка", в случае его принятия ГД РФ.
- Предложить ГД РФ разработать и принять ФЗ «Об общественном экологическом контроле»
Возможные пути решения проблемы №2 (статус и защита)
-
руководству специально уполномоченных органов по охране окружающей среды РФ, субъектов РФ создавать условия для развития ОЭК, в том числе используя возможности ФЗ N 40-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций»
Возможные пути решения проблем 3 и 4 (ресурсы)
-
Опасность!
«Экологический» рэкет СРО?
-
Благодарю за внимание
С.В.Симак
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.