Содержание
-
И.Ю. ЛарионовЭтика научных исследований с применением животныхЗИМНИЙ СЕМИНАРРузаевка, 31 января – 3 февраля 2008
-
Что нас в этом не устраивает
Тестирование лекарств на животных Исследования природы и течения болезней на животных Использование животных в учебных целях Использование животных для разработки косметики и т.п. средств Использование животных как биореакторов для синтеза ряда химических соединений Использование животных как резервуара для хранения и размножения вирусов Содержание животных, предназначенных для экспериментов Генетическое моделирование Использование в экспериментах бродячих животных и животных из приютов
-
-
теория
Возможно ли вообще нравственное отношение к животным, обладают ли они моральным статусом или моральной ценностью? Присущи ли моральная ценность или права животным самим по себе? Есть ли основания относиться к гибели животных в ходе эксперимента, а также к боли, ими испытываемой, с нравственной точки зрения? Имеются ли нравственные аргументы, оправдывающие эксперименты на животных? Необходимое концептуальное ограничение:Опыты на животных нельзя рассматривать как жестокость, т.е. намеренное бессмысленное причинение страданий.
-
Антропоцентризм
Человек качественно отличается от животных (благодаря личности, способности к моральному страданию, свободы, ответственности и т.п.; религиозный аргумент: благодаря наличию души, особой связи с богом и особого места в мире). Моральным статусом обладают только люди, и моральные отношения возможны только между ними. Ряд исследований с использованием животных приносит огромную пользу человечеству.
-
Потребительское отношение к животным как версия «жесткого» антропоцентризма
Использованием человеком животных естественно, животные предназначены для использования человеком (религиозный аргумент). Эксперименты над животными не менее оправданы, чем всякое другое их использование, в т.ч. употребление в пищу.
-
Версии «мягкого» антропоцентризма
«Гуманизм», утверждение эстетической ценности и вторичного морального статуса животныхОтношение человека к животному отражает уровень развития самого человека, в том числе нравственный. Определение морального статуса животных по наличию способностей, специфических для человекаВысшие животные (напр. приматы) имеют интеллектуальные способности, сходные с человеческими, что наделяет их подобием морального статуса.
-
Консервативный сциентизм
Исследования с участием животных приносят огромную пользу человечеству и способствуют прогрессу познания, которое является одной из ценностей человечества. Один из основателей экспериментальной медицины и пропагандист экспериментов на животных Клод Бернар («Введение в экспериментальную медицину», 1865): следует проводить исследования на животных, проводить эксперименты на людях и допускать случайности безнравственно. Множествуважнейшихдостиженийвобластимедицинымыобязаныэкспериментамнаживотных («White Paper» of American Medical Association: The Use of Animals in Biomedical Research: The Challenge and the Response. Washington, 1988). Использование животных в экспериментах соответствует стандартам современной науки, является неотъемлемой частью современного познания. Качество жизни животных, используемых в экспериментах, часто лучше, чем животных на воле или используемых в хозяйстве.
-
Естественнонаучный (неморальный) аргумент против некоторых исследований с участием животных
Организмы животных разных видов (в т.ч. человека) не совпадают, и результаты, полученные на одних видах, не могут быт механически перенесены на другие, т.о. проведение этих экспериментов - по крайней мере, в медицинских целях - нецелесообразно.
-
Концепт «внутренней ценности» живых существ
Животные являются субъектами жизни, которая выступает ценностью сама по себе (А. Швейцер). Природа, животные как части жизни обладают внутренней ценностью, которая должна быть уважаема и хранима сама по себе (Б. Кэлликотт).
-
Концепт «прав животных»
Животные как субъекты жизни и существа, обладающие внутренней ценностью (см. выше) что само по себе наделяет их правами. Следует расширить и, при необходимости, изменить существующее понимание сущности «права» и средств их защиты. (Т. Риган) Определенные общественныеинституты вправе взять на себя заботу о защите прав животных, в том числе используемых в научных экспериментах.
-
Патоцентризм – представление о способности чувствовать боль
«Если существо не способно страдать или радоваться, проблемы не возникает» (П. Сингер). Способность чувствовать боль может быть связана с наличием нервной системы и других органов, что может быть определено современными научными методами.
-
Концепт «благосостояния животных» (animal[s] welfare)
Следует признать необходимость обеспечить животным, используемым в экспериментах, определенную степень качества жизни, комфорта и минимизировать их страдания.
-
что на самом деле?
консервативный сциентизм признание этического аспекта деятельности ученого декларации политика
-
Славой ЖижекЖелание: Влечение =Истина: Знание
Разве современная наука, которая демонстрирует «слепое упорство» влечения (к смерти), не служит парадигмой «ацефалического» знания. Это знание не затрагивает ни внутреннего отношения к истине, ни субъективной позиции высказывания. Современная наука движется в этом направлении, невзирая на цену – удовлетворение здесь обеспечивается самим знанием, а не моральными или общественными целям, которым, как предполагается, это научное знание служит
-
«Моральными я называю вопросы справедливой совместной жизни». Мораль – не «заколдовывание природы», а противопоставленный грубой автономии индивидуально принимаемых решений «достигший уровня рефлексии модерн».
Юрген Хабермас«Будущее человеческой природы»
-
Инструменты внедрения этических стандартов в научные эксперименты с использованием животных
Построение иерархии морально значимых существ Правило «трех R» - «three Rs»(W. Russell и R. Burch) Декларации и законодательное регулирование Практика «справедливого возмещения» (П. Тейлор)
-
политика в отношении исследований с использованием животных(по Brody B.A. The Ethics of Biomedical Research. An International Perspective. NY – Oxford, 1998. Р.18)
Какие животные защищаются; какие больше, какие меньше? На внедрение какой политики делается особенный акцент? Какие существуют требования по замене одних животных другими? Какие существуют требования для общего сокращения экспериментов с использованием животных? Какие выдвигаются требования для минимизации страданий и дискомфорта в ходе самого исследования? Какие выдвигаются требования для минимизации страданий и дискомфорта в жизни животного, предназначенного для опытов? Есть ли требования по балансу потерь животных и приобретений для человечества?
-
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.