Содержание
-
КАФЕДРА БИОЛОГИИ имени академика Е.Н.Павловского ВОЕННО-МЕДИЦИНСКОЙ АКАДЕМИИ
-
Практическое занятие №14: «Моногенное наследование» На занятии будут рассмотрены следующие вопросы: 1. Генетика как наука. Объект, предмет генетики. Основные понятия генетики. 2. Гибридологический метод, законы Менделя и их цитологическое обоснование 3. Человек как объект генетических исследований. 4. Менделирующие признаки у человека и их характеристика.
-
Наследственность - свойство организма передавать особенности своего строения, функций и развития следующим поколениям. Благодаря наследственности обеспечивается материальная преемственность между поколениями. Изменчивость – это способность организмов изменять свои свойства и признаки под воздействием внешних и внутренних факторов.
-
Ген- единица наследственной информации, определяющая возможность развития признака. Ген - участок молекулы ДНК (реже РНК), в котором закодирована информация о первичной структуре одной полипептидной цепи, или молекул РНК.
-
Формой существования гена, контролирующей развитие данного варианта признака является аллель . Гены располагаются в хромосомах ядра эукариотической клетки в линейной последовательности, занимая в них определенные участки – локусы.
-
-
Генотип - совокупность всех генов данного организма. В узком смысле этим понятием обозначают также аллели одного или нескольких генов, контролирующих лишь некоторые наследственные признаки организма, интересующие исследователя.
-
Термин «геном» был предложен Гансом Винклером в 1920 г. для обозначения совокупности генов, заключённых в гаплоидном наборе хромосом организмов одного биологического вида. Геном - совокупность всех генов прокариот и гаплоидного набора хромосом у экариот.
-
Геном - суммарная ДНК гаплоидного набора хромосом и каждого из внехромосомных генетических элементов, содержащихся в отдельной клетке зародышевой линии многоклеточного организма.
-
Признак - единица морфологической, физиологической, биохимической и любой другой индивидуальной особенности организма. Иными словами, признак - это обобщенное понятие для обозначения того или иного качества или свойства, по которым организмы отличаются друг от друга.
-
У данного конкретного организма признаки проявляются в форме тех или иных вариантов, которые определяются аллелями. Можно сказать, что ген определяет развитие признака, а аллели контролируют проявление вариантов данного признака.
-
F1 ♀ Aa х ♂ Аa Гаметы А, а А, а F2 АА, Аа, Аа, аа Расщепление по фенотипу 3: 1 Расщепление по генотипу 1:2:1 F1 Аа а А Гаметы ♂aa х ♀ AA P
-
P Гаметы Желтые семена Зеленые семена Гаметы Мейоз Метафаза I Мейоз I Метафаза II ½А. ½а F1 А а А А А А A А А а а а А а а а а а а А Схема наследования окраски семян у гороха Мейоз II
-
А а А А А а А а а а А а А а А а Схема наследования окраски семян гороха
-
Суть правила «чистоты гамет» можно выразить следующей формулировкой: «В процессе образования половых клеток в каждую гамету попадает только один из пары аллелей данного гена».
-
Схема дигибридного скрещивания
-
-
B b A a B b a A B A A b a b B a B A B A b a b a B B a a A A b b AB ab aB Ab Цитологические основы независимого наследования признаков А - аллель желтой окраски семян гороха; а - аллель зеленой окраски; В - аллель гладкой формы; b – аллель морщинистой формы А а B b
-
А а B b A B A b a b a B Цитологические основы независимого наследования признаков А - аллель желтой окраски семян гороха; а - аллель зеленой окраски; В - аллель гладкой формы; b – аллель морщинистой формы
-
Пенетрантность - вероятность появления определенного фенотипа при данном генотипе. Если пенетрантность меньше 100%, говорят о неполной пенетрантности. Неполная пенетрантность может быть результатом межгенных взаимодействий или воздействия факторов окружающей среды.
-
В родословных, в которых прослеживается наследование аутосомно-доминантного заболевания, неполная пенетрантность гена, вызывающего это заболевание, будет проявляться так называемым пропуском поколения
-
Наследование аутосомно-доминантного признака с неполной пенетрантностью
-
Для оценки пенетрантности генаиспользуют метод трехпоколенных цепей. Для этого учитывают все трехпоколенные семьи, происходящие от больных и имеющие больных в 3-м поколении так, чтобы в них не было общих промежуточных предков. Доля промежуточных предков, у которых проявилось заболевание, от общего числа промежуточных предков дает оценку пенетрантности гена.
-
Оценка пенетрантности аутосомно-доминантного гена с помощью метода трехпоколенных цепей
-
Варьирующая экспрессивность - понятие, определяющее изменчивость количественного выражения признака у разных индивидуумов-носителей соответствующего аллеля.
-
Практическая работа на занятие Задание 1. Детская форма амавротической семейной идиотии Тея-Сакса наследуется как аутосомный рецессивный признак и заканчивается обычно смертельным исходом к 4-5 годам. Первый ребенок в семье умер от указанной болезни в то время, когда должен был родиться второй. Какова вероятность того, что второй ребенок будет страдать той же болезнью? Задание 2. Ангиоматоз сетчатой оболочки глаза (резкое расширение и новообразование сосудов сетчатки глаза, дегенерация нервных элементов) наследуется как доминантный аутосомный признак с пенетрантностью 50%. Определите вероятность рождения больных детей в семье, где оба родителя являются гетерозиготными носителями ангиоматоза.
-
Задание 3. У человека синдактилия (сращение пальцев) и глаукома (нарушение оттока внутриглазной жидкости, приводящее в конечном итоге к потере зрения) определяются аутосомными доминантными генами, локализованными в разных парах хромосом. Женщина, страдающая глаукомой, вышла замуж за мужчину с синдактилией. Мать женщины, так же как и многие ее родственники, страдала глаукомой, а отец был здоров. Мать мужчины с синдактилией также страдала синдактилией, а все ее родственники по линии отца были здоровыми. Определите вероятность рождения: а) ребенка с двумя заболеваниями сразу – глаукомой и синдактилией; б) ребенка с одной из указанных болезней.
-
Задание 4. Арахнодактилия (паучьи пальцы) наследуется как доминантный аутосомный признак с пенетрантностью 30%. Леворукость - рецессивный аутосомный признак с полной пенетрантностью. Определите вероятность проявления обеих аномалий одновременно у детей в семье, где оба родителя гетерозиготны по обеим парам генов. Задание 6. В семье, где родители хорошо слышали, и один из них имел гладкие волосы, а другой - вьющиеся, родился глухой ребенок с гладкими волосами. Второй ребенок в этой семье хорошо слышал и имел вьющиеся волосы. Определите, какова вероятность дальнейшего появления глухих детей с вьющимися волосами в указанной семье, если известно, что признак вьющихся волос доминирует над признаком гладких волос, а глухота – рецессивный признак и определяющие их гены находятся в разных хромосомах.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.