Презентация на тему "Основы генетики "

Включить эффекты
1 из 31
Смотреть похожие
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
5.0
2 оценки

Рецензии

Добавить свою рецензию

Аннотация к презентации

Презентация на тему "Основы генетики " по биологии поможет учителю в проведении урока. Оформление презентации иллюстрировано большим количеством тематических схем и картинок, что благоприятно сказывается на восприятии и запоминании информации. Данную разработку школьники могут использовать при самоподготовке к ЕГЭ по предмету «Биология».

Краткое содержание

  1. История науки генетики
  2. Методы науки генетики
  3. Основоположник науки генетики
  4. Закономерности наследования признаков
  5. Свойства генов и особенности их проявления в признаках
  6. Законы и закономерности генетики

Содержание

  • Основы генетики
    Слайд 1

    Основы генетики

  • Слайд 2

    История науки генетики

    • Генетика –наука, изучающая
    • закономерности наследственности и изменчивости .
    • Г. де Фриз (Голландия) «переоткрыли»
    • Э. Чермак (Австрия) законы наследования
    • К. Корренс (Германия) признаков, установленные
    • Г. Менделем в 1865 году.
    • Официальной датой ее рождения считается 1900год.

  • Слайд 3

    Задачи науки генетики

    • Изучениеспособов хранения генетической информации и её материальных носителей.
    • Анализ передачи наследственной информации от одного поколения клеток и организмов к другому.
    • Выявлениемеханизмов и закономерностей реализации генетической информации в процессе индивидуального развития и влияние на них условий среды.
    • Изучениезакономерностей и механизмов изменчивости.
    • Поискспособов исправления поврежденной генетической информации.

  • Слайд 4

    Методы науки генетики

    • Цитогенетический – обеспечивает изучение кариотипа.
    • Популяционно-статистический – позволяет вычислять и прогнозировать проявления действия генов.
    • Биохимический – изучает нарушения обмена веществ.
    • Генеалогический – устанавливает тип и характер наследования признаков.
    • Близнецовый – выясняет влияние среды на формирование признаков.

  • Слайд 5

    Основные понятия темы

    • Ген – участок ДНК, ответственный за проявление одного признака и синтез определенной молекулы белка.
    • Гомологичные хромосомы – парные хромосомы, одинаковые по форме, величине, характеру наследственной информации.
    • Гомозигота – зигота, имеющая одинаковые аллели одного гена. (АА, аа)
    • Гетерозигота – зигота, имеющая противоположные аллели одного гена. (Аа)
    • Аллельные гены – гены, расположенные на одних и тех же местах гомологичных хромосом.
    • Доминантный признак – преобладающий признак.
    • Рецессивный признак – подавляемый , проявляющийся только в гомозиготном состоянии.
    • Генотип – совокупность всех генов.
    • Фенотип – совокупность всех признаков и свойств.

  • Слайд 6

    Основоположник науки генетики

    • Грегор Мендель (Грегор Иоганн Мендель) (1822-1884) австрийский естествоиспытатель, ученый-ботаник, религиозный деятель, монах, основоположник современной генетики.

  • Слайд 7

    Закономерности наследования признаков. (Типы скрещивания)

    • I.Моногибридное - скрещивание двух организмов, отличных по одной паре альтернативных признаков.
    • а) при полном б) при неполном
    • доминировании доминировании признак
    • проявляется только имеет промежуточное
    • ДОМИНАНТНЫЙ признак. значение.
    • I закон единообразия (Г. Мендель)
    • 1 поколения
    • II закон расщепления (Г. Мендель)
    • фенотип: 3:1
    • генотип: 1:2:1

  • Слайд 8

    II.Анализирующее скрещивание

    • Скрещивание особи с доминантным фенотипом с рецессивной гомозиготной особью для выявления генотипа особи с доминантными признаками.

  • Слайд 9

    III. Дигибридное скрещивание

    • Скрещивание двух организмов, отличных друг от друга по двум парам альтернативных признаков.

  • Слайд 10

    Свойства генов и особенности их проявления в признаках

    Ген дискретен (обособлен в своем проявлении от других генов).

    • Ген специфичен (отвечает за определенный признак).
    • Ген может действовать градуально (усиливать степень проявления признака).
    • Ген может влиять на развитие разных признаков (множественное действие гена).
    • Разные гены могут оказывать одинаковое действие на развитие одного признака.
    • Ген может вступать во взаимодействие с другими генами ( с появлением нового признака).
    • Действие гена может быть модифицировано (изменением расположения в хромосоме).
    • Вывод:
    • 1.В онтогенезе проявляется действие всего генотипа как единой системы.
    • 2.Генотип – целостная исторически сложившаяся система.

  • Слайд 11

    Сцепленное наследование

  • Слайд 12

    Группы сцепления

    • Все гены, входящие в одну хромосому, передаются по наследству совместно и составляют одну группу сцепления.
    • Человек
    • 23 группы
    • Шимпанзе
    • 24 группы
    • Сазан
    • 52 группы
    • Ель
    • 12 групп
    • Домашняя собака
    • 36 групп
    • Ясень обыкновенный
    • 23 группы
    • Домашняя муха
    • 6 групп

  • Слайд 13

    Первый источник хромосомной теории

    • Умозрительная гипотеза наследственности А. Вейсмана . Суть: половые клетки не изменяются в течении всей жизни. Половые клетки –бессмертны, сохраняют зародышевую плазму и обеспечивают непрерывную передачу из поколения в поколение (зародышевый путь). Наследственные изменения – результат воздействия на зародышевую плазму.
    • Август Вейсман (1834 – 1914)

  • Слайд 14

    Второй источник хромосомной теории

    • Экспериментальные исследования немецкого цитолога и эмбриолога Т. Бовери. Принцип индивидуальности хромосом;
    • показал постоянство числа и формы хромосом у каждого вида;
    • представил экспериментальные доказательства наследственной роли ядра.
    • Теодор Бовери (1862 – 1915)
    • 1902-1903 гг. Т. Бовери и У. Сеттон сформулировали основы хромосомной теории.

  • Слайд 15

    Третий источник хромосомной теории

    • Исследовательская программа Т. Г. Моргана. Конкретизировав представления о генах, показал их материальную природу, локализацию в хромосомах, заложил основу современной теории гена.
    • Томас Хант Морган ( 1866 – 1945 )
    • 1933 г., Нобелевская премия за экспериментальное обоснование хромосомной теории наследственности «… гены расположены в хромосомах в линейном порядке и образуют группу сцепления…» Т. Морган

  • Слайд 16

    Хромосомная теория наследственности

    • Автор – Т. Морган (1911г.). Сущность:
    • Основным материальным носителем
    • наследственности являются хромосомы
    • с локализованными в них генами.
    • Гены наследственно дискретны, относительно стабильны, но при этом могут мутировать.
    • Гены в хромосомах расположены линейно, каждый ген имеет свое место (локус) в хромосоме.
    • Гены, расположенные в одной хромосоме, образуют группу сцепления и наследуются совместно.
    • Число групп сцепления равно гаплоидному набору хромосом и постоянно для каждого вида организмов.
    • Сцепление генов может нарушиться в результате кроссинговера.
    • Частота кроссинговера прямо пропорциональна расстоянию между генами.

  • Слайд 17

    Значение хромосомной теории наследственности

    • 1.Дала объяснение законам Г. Менделя.
    • 2.Вскрыла цитологические основы наследования признаков.
    • 3.Вскрылагенетические основы теории естественного отбора.

  • Слайд 18

    Законы и закономерности генетики

  • Слайд 19

  • Слайд 20

    Цитологическая основа генетических законов

    • Закономерности расхождения гомологических хромосом и образования гаплоидныхклетокв процессе мейоза.
    • Цитологические основы базируются на:
    • парности хромосом;
    • особенностях мейоза;
    • особенностях процесса оплодотворения.

  • Слайд 21

    • Генетика – наука, изучающая закономерности наследственности и изменчивости.
    • Изучает два фундаментальных свойства живых организмов:
    • Наследственность – это неотъемлемое свойство всех живых существ сохранять и передавать в ряду поколений характерные для вида или популяции особенности строения, функционирования и развития.
    • Изменчивость – способность каждого организма привносить в копилку вида новые признаки и свойства.

  • Слайд 22

    • Изменчивость и генетика.
    • Наследственная (генотипическая)
    • Изменчивость
    • Ненаследственная (фенотипическая)
    • мутационная
    • Комбинационная
    • Изменчивость при обмене генетической информацией
    • Рекомбинация генов.
    • Рекомбинация хромосом.
    • Комбинация хромосом при оплодотворении
    • Генные мутации.
    • Хромосомные мутации.
    • Геномные мутации.
    • Трансформация
    • Трасдукция

  • Слайд 23

    • Мутационная изменчивость в генетике.
    • Основы учения о мутациях заложены ботаником Х. де Фризом в 1901 году. Он предложил термин «мутация».
    • Хуго Де Фриз (1848 -1935)
    • Мутация – скачкообразные изменения наследственных признаков

  • Слайд 24

    • Классификация мутаций.

  • Слайд 25

    • Классификация мутаций по уровню возникновения
    • Генный:
    • генные дупликации,
    • генные инсерции, генные инверсии, генные делеции, замены нуклеотидов
    • Хромосомный
    • Геномный
    • внутрихромосомные
    • дупликации, делеции, инверсии
    • Межхромосомные
    • транслокации, транспозиции
    • Полиплоидия
    • Анеуплоидия:
    • моно- и полисомия
    • Гаплоидия

  • Слайд 26

    • Свойства мутаций.
    • Возникают скачкообразно
    • без переходных форм;
    • Являются качественными изменениями;
    • Возникают ненаправленно;
    • Сходные мутации могут возникать неоднократно;
    • Мутации передаются из поколения в поколение.

  • Слайд 27

    • Закон гомологический рядов наследственной изменчивости.
    • Николай Иванович Вавилов (1887 – 1943)
    • Автор : Н. И. Вавилов – 1920 год.
    • Сущность : Виды и роды, генетически близкие, характеризуются сходными рядами наследственной изменчивости.

  • Слайд 28

    • Генетика популяций. Закон генетического равновесия (Харди – Вайнберг).
    • В идеальных популяциях соотношение генотипов АА, аа, Ааиз поколения в поколение остается постоянным. Частота аллельных генов А, а в популяции определяется по формуле:
    • p + q = 1,p2 + 2 pq + q2 = 1,
    • где p– частота встречаемости гена А,
    • q - частота встречаемости гена а.
    • Годфри Харолд ХАРДИ
    • Вильгельм ВАЙНБЕРГ

  • Слайд 29

    Материал, используемый для оформления


  • Слайд 30

    Материал, используемый для оформления


  • Слайд 31

    Информация для педагога

    • В образовательный ресурс включены основные понятия темы «Генетика» школьный курс ( кроме «Генетика пола»).
    • ЦОР можно использовать:
    • при подготовке к проверочной работе по теме «Основы генетики»;
    • при подготовке к ЕГЭ по предмету «Биология», в том числе и самоподготовке выпускников ( информация предоставляется на флэш-носителях).
    • Ресурс рассчитан на использование УМК В.В. Захаров, С.Г. Мамонтов, Н. И. Сонин.
    • Прием демонстрации ресурса рассчитан на тезисное конспектирование учащимися.

Посмотреть все слайды

Предложить улучшение Сообщить об ошибке