Содержание
-
Генетика
- История развития генетики.
- Основные понятия.
- МАОУ лицей №8 им. Н.Н. Рукавишникова, г.Томск
- Батракова Ксения Андреевна, учитель биологии
-
- Грегор Мендель (1822 - 1884г.г.)
МАОУ лицей №8 им.Н.Н. Рукавишникова г. Томска, Батракова К.А.
2
-
- Г. де Фриз
- К. Корренс
- Э. Чермак
МАОУ лицей №8 им.Н.Н. Рукавишникова г. Томска, Батракова К.А.
3
-
- 1906г. – У. Бетсон предложил название «генетика»;
- 1909г. – Иогансен предложил название «ген».
МАОУ лицей №8 им.Н.Н. Рукавишникова г. Томска, Батракова К.А.
4
-
- Генетика - это наука, изучающая наследственность и изменчивость организмов.
МАОУ лицей №8 им.Н.Н. Рукавишникова г. Томска, Батракова К.А.
5
-
- Ген - это участок молекулы ДНК (или хромосомы), определяющий возможность развития отдельного элементарного признака, или синтез одной белковой молекулы.
- Каждый ген располагается в определенном участке хромосомы - локусе.
МАОУ лицей №8 им.Н.Н. Рукавишникова г. Томска, Батракова К.А.
6
-
- Аллельные гены - это пара генов, определяющая альтернативные признаки организма. Аллельные гены располагаются в одинаковых участках (локусах) гомологичных хромосом.
- Альтернативные признаки - взаимоисключающие или контрастные признаки. Часто один из альтернативных признаков является доминантным, а другой рецессивным.
МАОУ лицей №8 им.Н.Н. Рукавишникова г. Томска, Батракова К.А.
7
-
- Доминантный признак (АА) - это признак проявляющийся у гибридов первого поколения при скрещивании чистых линий.
- Рецессивный признак (аа) - передается по наследству при скрещивании, но не проявляется у гибридов первого поколения.
МАОУ лицей №8 им.Н.Н. Рукавишникова г. Томска, Батракова К.А.
8
-
- А
- А
- АА
- Доминантная гомозигота
- а
- а
- аа
- Рецессивная гомозигота
МАОУ лицей №8 им.Н.Н. Рукавишникова г. Томска, Батракова К.А.
9
-
- Гомозигота - это клетка или организм содержащие одинаковые аллели одного и того же гена. Гомозигота - это организм, образующий один сорт гамет, в потомстве не наблюдается расщепления, имеют одинаковые гены.
МАОУ лицей №8 им.Н.Н. Рукавишникова г. Томска, Батракова К.А.
10
-
- А
- а
- Аа
- Гетерозигота
- Гетерозигота - это клетка или организм, содержащие разные аллели одного и того же гена. Это организм образующий 2 сорта гамет.
МАОУ лицей №8 им.Н.Н. Рукавишникова г. Томска, Батракова К.А.
11
-
Символика:
- ♀ - женская особь;
- ♂ - мужская особь;
- - скрещивание;
- Р - родительские особи;
- F1, F2 - гибридное потомство;
- g – гаметы; G – генотип;
- Ph - фенотип
МАОУ лицей №8 им.Н.Н. Рукавишникова г. Томска, Батракова К.А.
12
-
Генетические законы Г. Менделя
МАОУ лицей №8 им.Н.Н. Рукавишникова г. Томска, Батракова К.А.
13
-
- Моногибридным скрещиванием называют скрещивание двух организмов, отличающихся друг от друга по одной паре альтернативных признаков.
МАОУ лицей №8 им.Н.Н. Рукавишникова г. Томска, Батракова К.А.
14
-
- Первый закон Менделя (закон единообразия гибридов первого поколения).
- при скрещивании двух гомозиготных организмов, отличающимся друг от друга по одной паре альтернативных признаков, все первое поколение гибридов (F1) окажется единообразным .
МАОУ лицей №8 им.Н.Н. Рукавишникова г. Томска, Батракова К.А.
15
-
- АА
- аа
- Аа
- А а
- 100% (желтые).
МАОУ лицей №8 им.Н.Н. Рукавишникова г. Томска, Батракова К.А.
16
-
- Неполное доминирование.
- случай, когда потомство имеет отличный от родителей, промежуточный фенотип.
МАОУ лицей №8 им.Н.Н. Рукавишникова г. Томска, Батракова К.А.
17
-
МАОУ лицей №8 им.Н.Н. Рукавишникова г. Томска, Батракова К.А.
18
-
- АА
- аа
- А а
- Аа
- розовые цветки
МАОУ лицей №8 им.Н.Н. Рукавишникова г. Томска, Батракова К.А.
19
-
Второй закон Менделя (закон расщепления).
Расщепление - это распределение доминантных и рецессивных признаков среди потомков в определенном соотношении.
МАОУ лицей №8 им.Н.Н. Рукавишникова г. Томска, Батракова К.А.
20
-
- Аа
- Аа
- А а А а
- АА
- Аа
- Аа
- аа
- 1 : 2 : 1
- 3 : 1
МАОУ лицей №8 им.Н.Н. Рукавишникова г. Томска, Батракова К.А.
21
-
- при скрещивании потомков первого поколения между собой, во втором поколении наблюдается расщепление: по генотипу 1:2:1; по фенотипу 3:1.
- II закон Менделя
МАОУ лицей №8 им.Н.Н. Рукавишникова г. Томска, Батракова К.А.
22
-
- Закон чистоты гамет.
- При образовании половых клеток в каждую гамету попадает только один ген из аллельной пары.
МАОУ лицей №8 им.Н.Н. Рукавишникова г. Томска, Батракова К.А.
23
-
- Дигибридное скрещивание - скрещивание особей различных по двум изучаемым признакам.
- Третий закон Менделя (закон независимого наследования).
МАОУ лицей №8 им.Н.Н. Рукавишникова г. Томска, Батракова К.А.
24
-
МАОУ лицей №8 им.Н.Н. Рукавишникова г. Томска, Батракова К.А.
25
-
- F1.:АаВbАаВb
- g.:АВ; аВ; Аb; ab АВ; аВ; Аb; ab
МАОУ лицей №8 им.Н.Н. Рукавишникова г. Томска, Батракова К.А.
26
-
- Расщепление по фенотипу:
- 9 (жг) : 3 (жм) : 3 (зг) : 1 (зм)
- III закон Менделя
- При скрещивании особей, отличающихся друг от друга по двум изучаемым признакам, гены и соответствующие им признаки наследуются независимо друг от друга.
МАОУ лицей №8 им.Н.Н. Рукавишникова г. Томска, Батракова К.А.
27
-
Анализирующее скрещивание.
- - используют для определения генотипа особи с доминантным фенотипом.
- Р.: АА аа
- g.: А а
- F1.: Аа
- Р.: Аа аа
- g.: А, а а
- F1.: Аа; аа.
МАОУ лицей №8 им.Н.Н. Рукавишникова г. Томска, Батракова К.А.
28
-
- Задача № 1.
- Черная окраска шерсти у крупного рогатого скота определяется доминантным геном В, а красная - рецессивным b. Каким будет F1 от скрещивания гомозиготного черного быка с красной коровой?
МАОУ лицей №8 им.Н.Н. Рукавишникова г. Томска, Батракова К.А.
29
-
- Задача № 2.
- Плоды томата бывают круглыми и грушевидными. Ген круглой формы доминирует. Каков будет внешний вид первого и второго поколений при скрещивании растения, гомозиготного по гену, определяющему круглую форму плодов с растением, имеющим грушевидные плоды?
МАОУ лицей №8 им.Н.Н. Рукавишникова г. Томска, Батракова К.А.
30
-
- Задача № 3.
- У собак черный цвет шерсти доминирует над коричневым. Каков генотип черных и коричневых животных? Какое потомство может появиться от скрещивания черных и коричневых собак, двух черных собак? Можно ли ждать рождения черных щенков от скрещивания коричневых собак?
МАОУ лицей №8 им.Н.Н. Рукавишникова г. Томска, Батракова К.А.
31
-
- Задача № 4.
- Растение с желтыми цветками и гладкими коробочками скрещено с растением, имеющим желтые цветки и колючие коробочки. В первом поколении было получено соотношение - 3/8 желтых колючих : 3/8 желтых гладких : 1/8 пурпурных колючих : 1/8 пурпурных гладких. Определите генотипы родителей и потомства, зная, что колючие коробочки и желтые цветки - доминантные признаки.
МАОУ лицей №8 им.Н.Н. Рукавишникова г. Томска, Батракова К.А.
32
-
- Задача № 5.
- Скрещены мыши, самец и самка имели черную длинную шерсть. В потомстве были коричневые длинношерстные мыши и черные короткошерстные мыши. Определите генотипы родителей.
МАОУ лицей №8 им.Н.Н. Рукавишникова г. Томска, Батракова К.А.
33
-
- Задача № 6.
- Определить генотип черной крольчихи, если известно, что черная окраска доминирует над белой.
МАОУ лицей №8 им.Н.Н. Рукавишникова г. Томска, Батракова К.А.
34
-
- Задача № 7.
- Скрещены два растения, которые имели плод желтой окраски и сферической формы. Из полученных семян взошло только два растения: одно из них имело плод желтого цвета и сферической формы, а другое коричневой и удлиненной формы. С какими еще плодами могли появиться растения?
МАОУ лицей №8 им.Н.Н. Рукавишникова г. Томска, Батракова К.А.
35
-
- Задача № 8.
- У человека глухонемота наследуется как рецессивный признак, а подагра - доминантный признак. Определите вероятность рождения глухонемого ребенка с предрасположенностью к подагре, у глухонемой матери, но не страдающей подагрой, и у мужчины с нормальным слухом и речью, болеющего подагрой.
МАОУ лицей №8 им.Н.Н. Рукавишникова г. Томска, Батракова К.А.
36
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.