Содержание
-
Генетика пола
pptcloud.ru
-
Диалог под окном роддома:- Родила?- Да!- Мальчик?- Нет!- … А кто?!!...
Проблема происхождения половых различий, механизмов определения пола и поддержания определенного соотношения полов в группах животных организмов очень важна и для теоретической биологии, и для практики.
-
Достаточно сказать, что возможность искусственного регулирования пола животных
была бы исключительно полезна для сельского хозяйства. Регулирование численности самок насекомых-вредителей позволит избежать вспышек их численности.
Cибирский коконопряд (шелкопряд)
Dendrolimus superans sibiricus Tschetw.
-
От чего зависит пол организма?
Можно ли «запрограммировать» пол будущего организма?
Какие признаки организма передаются вместе с полом?
- На эти и многие другие вопросы можно получить ответы в ходе урока
Генетика пола.
Сцепленное с полом наследование
На этом уроке вам предстоит:
Убедиться, что генотип является сложной системой, в которой осуществляется разнообразное взаимодействие генов.
Получить представление о сложном наследовании сцепленных признаков
Изучить материальную основу признака пола, выраженного в виде половых хромосом.
Развивать умение анализировать результаты скрещивания и классифицировать тип наследования.
Тренироваться в решении задач.
-
генетическое определение пола
В наборе хромосом зиготы содержатся парные – гомологичные хромосомы, одинаковые по форме, размерам и содержащие одинаковые гены. В женском кариотипе все хромосомы парные. В мужском кариотипе всегда имеется одна крупная равноплечая непарная хромосома, не имеющая гомолога, и маленькая палочковидная хромосома, встречающаяся только в кариотипе мужчин.
Хромосомный набор дрозофилы
Хромосомный набор человека:
а - мужчины, б - женщины
-
Кариотип человека содержит 22 пары хромосом, одинаковых у мужского и женского организма, и одну пару хромосом, по которой различаются оба пола.
Хромосомы, одинаковые у обоих полов, называются аутосомами. Хромосомы, по которым мужской и женский пол отличается друг от друга, называются половыми, или гетерохромосомами.
Половые хромосомы у женщин одинаковы, их называют Х-хромосомами. У мужчин имеется Х-хромосома и одна У-хромосома.
-
При созревании половых клеток в результате мейоза гаметы получают гаплоидный набор хромосом. При этом все яйцеклетки имеют по одной Х-хромосоме. Пол, который образует гаметы, одинаковые по половой хромосоме, называется гомогаметным и обозначается ХХ.
При сперматогенезе получаются гаметы двух сортов: половина несет Х-хромосому, половина – У-хромосому. Пол, который формирует гаметы, неодинаковые по половой хромосоме, называется гетерогаметным и обозначается как ХУ.
У человека, дрозофилы и ряда других организмов гомогаметен женский пол; у бабочек, пресмыкающихся, птиц – мужской. Кариотип петуха обозначается как ХХ, а кариотип курицы – ХУ.
-
У человека решающую роль в определении пола играет У-хромосома. Если яйцеклетка оплодотворяется сперматозоидом, несущим Х-хромосому, развивается женский организм. Следовательно, женщины имеют одну Х-хромосому от отца и одну Х-хромосому от матери.
Если яйцеклетка оплодотворяется сперматозоидом, несущим У-хромосому, развивается мужской организм. Мужчина (ХУ) получает Х-хромосому только от матери.
-
сцепленное с полом наследование
Наследование признаков, гены которых находятся в Х- или У-хромосомах, называют наследованием, сцепленным с полом.
При этом в половых хромосомах могут находиться и гены, не участвующие в развитии половых признаков. Классическим примером действия гена, сцепленного с Х - хромосомами является гемофилия.
Х-хромосома
с геном Н
Х-хромосома
С геном h
У-хромосома
-
Решение задач
Алгоритм решения задач
Определите доминантный и рецессивный признак. Введите буквенные обозначения: А – доминантный, а - рецессивный.
Определите, с какой половой хромосомой сцеплены указанные гены.
Запишите генотипы особей с известным по условию задачи генотипом и гаметы.
Если нужно, запишите гаметы в решетку Пеннета по горизонтали и по вертикали.
Запишите генотипы потомства в клетках пересечения гамет. Определите соотношения фенотипов в F1.
Аналогично определяются генотипы гибридов F2.
-
1 группа – за компьютерами: Ознакомиться с материа-
лами УМК «генетика пола». Выполнить тест. – 10 минут
2 группа – работа с заданиями «Листа классной работы»
(решение задач) – 10 минут.
Через 13 минут группы меняются местами.
В конце урока работа каждого ученика оценивается по:
- результату тестирования;
- решению задач в «Листе классной работы».
Желаю удачи!
А дальше работаем так:
-
Рефлексия
«Самым трудным при изучении генетики пола для меня было …»
«Мой уровень подготовленности к контрольной работе - (не изменился, возрос, снизился)»
«Мои впечатления от урока – …»
«Цель урока мною достигнута … (не достигнута, потому что…)»
«Мне нужно обратить внимание на …»
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.