Содержание
-
Тайны головного мозга
8 класс
Даулятшина Л.С., учитель биологии, гимназия № 155
-
Вспомните !
Своя игра 1 раунд
-
Своя игра1 раунд
-
10 баллов
Что такое рефлекс?
ответная реакция организма на раздражитель
-
20 баллов Коленный рефлекс
Начертите схему рефлекторной дуги
-
30 баллов
Что будет с лягушкой, у которой удален головной мозг, если кожу лапки ее раздражать кислотой. Почему?
- отдергивание лапки
-
10* баллов
У собаки поврежден чувствительный нерв спинного мозга. Будет ли она реагировать на удар по лапке?
- нет
-
20 баллов
У человека выявлено заболевание при котором нарушено проведение нервного импульса от спинного мозга. Сохранится ли движение ноги при коленном рефлексе?
- движение ноги не будет
-
30 баллов
У человека обнаружена опухоль в поясничном отделе спинного мозга. Какая часть туловища будет реагировать на раздражители?
- выше места повреждения
-
Общая характеристика
- Головной мозг расположен в мозговой части черепа.
- Покрыт тремя оболочками
- Внутри мозга имеются 4 желудочка
- От головного мозга отходят 12 пар черепно-мозговых нервов
- Средняя масса головного мозга людей- 1100 до 2000 грамм
- Образован белым и серым веществом
-
Сравнение массы головного мозга человека и млекопитающих
-
Головной мозг в цифрах:
- Число нейронов в мозге-100 млрд..;
- Число нейронов в коре полушарий- 12 млн.;
- Длина нервов в полушариях-500 тыс. км.;
- Длина кровеносных сосудов полушарий-560 км.;
- Поверхность коры-20 м ²;
- Вода составляет 84 % массы головного мозга;
- Количество крови, протекающей через сосуды мозга в 1 мин- ¾ литра;
- Мозг потребляет кислорода в 20 раз больше, чем мышца.
-
Отделы головного мозга:
- Продолговатый;
- Мост;
- Средний;
- Мозжечок;
- Промежуточный;
- Полушария большого мозга.
-
Продолговатый мозг
Строение: длина 2-3 мм, ширина 2,5 мм и является продолжением с.м
Функции:
В ядрах серого вещества продолговатого мозга находятся центры оборонительных рефлексов - мигательного и рвотного, рефлексов кашля и чихания, некоторых других. Другая группа центров связана с питанием и дыханием - это центры вдоха и выдоха, слюноотделения, глотания и отделения желудочного сока.
В продолговатом мозге лежит жизненно важный центр блуждающего нерва, который участвует в регуляции многих внутренних органов, например сердца, кровеносных сосудов, желудочно-кишечного тракта, обмена веществ.
-
Рефлексы продолговатого мозга
1. Глотательный рефлекс. Сделайте в быстром темпе подряд несколько глотательных движений;
2. Получите мигательный рефлекс. Мигательный рефлекс заключается в непроизвольном смыкании век при прикосновении к зрачку или склере глаза.
-
Мозжечок
Строение:
- Имеет два полушария и кору из серого вещества
Функции:
- Мозжечок осуществляет координацию движений, делает их плавными, точными и соразмеренными.
-
Функции мозжечка:
1. Роль мозжечка в противодействии случайным движениям, возникающим в силу инерции;
2. Пальценосовая проба и особенности движения, связанные с функцией мозжечка.
-
Мост
Строение:
- Состоит из серого, который представлен ядрами и белого вещества.
Функции:
- Центры отвечают за движением глазных яблок, мимикой, а также проводит в г.м. слуховые пути.
-
Средний мозг
Строение:
Он образован ножками мозга и четверохолмием. Ножки - это проводящие пути, которые связывают полушария конечного мозга с нижними этажами нервной системы.
Функции:
Средний мозг – участвует в рефлекторной регуляции различного рода движений, возникающих под влиянием зрительных и слуховых импульсов. Например, он обеспечивает изменение величины зрачка, кривизны хрусталика в зависимости от яркости света или поворот головы, глаз в сторону источника света.
-
Рефлексы среднего мозга:
1. Одну ногу поставьте перед другой так, чтобы носок ноги, стоящей сзади, прикасался к пятке передней ноги. Обе ступни располагаются на одной линии. Руки складываются в «замок», предплечья сближаются, глаза закрыты. Застыньте в этой неудобной позе;
2. Прочитайте текст в учебнике с.213.
-
-
-
-
10 баллов
У больного, страдающего гипертонией, нарушена координация движений. При этом его умственные способности не пострадали. Поражение какого отдела головного мозга привело к такому результату?
мозжечка
-
20 баллов
В клинике лежит человек, у которого в одном из отделов опухоль. Человек хочет стоять, но не может сохранить равновесие. Поражение какого отдела головного мозга привело к такому результату?
граница среднего мозга и мозжечка
-
30 баллов
У ребенка высокая температура и кашель, сопровождающийся рвотой. Родители обратились к врачу с подозрением на пищевое отравление. А после обследования больного врач диагностировал респираторное заболевание. Почему сильный кашель у ребенка часто сопровождается рвотой?
центры кашля и рвоты находятся рядом в продолговатом мозге
-
40 баллов
В клинике лежит человек, у которого в одном из отделов опухоль. Лицо этого человек не может выражать эмоции. Поражение какого отдела головного мозга привело к такому результату?
моста
-
Выполни тест
Вариант №1
1. Средняя масса головного мозга взрослого человека составляет:
а) меньше 950 г; б) 950-1100 г;
в) 1100-2000 г.
2. Головной мозг человека состоит из:
а) ствола и полушарий большого мозга;
б) мозжечка и полушарий большого мозга;
в) ствола, мозжечка, полушарий большого мозга.
3. Продолговатый мозг является продолжением:
а) среднего мозга;
б) спинного мозга;
в) промежуточного мозга.
4. В каком отделе головного мозга находятся центры, которые влияют на величину зрачка, кривизну хрусталика:
а) в мосте;
б) в среднем мозге;
в) в продолговатом мозге.
Вариант №2
1. В головном мозге полушария и кору имеют:
а) средний мозг и полушария большого мозга;
б) мозжечок и промежуточный мозг;
в) полушария большого мозга и мозжечок.
2. зависят ли умственные способности взрослого человека от массы головного мозга:
а) да;
б) нет.
3. В каком отделе головного мозга находятся центры, которые вызывают рвотную реакцию:
а) в мосте;
б) в среднем мозге;
в) в продолговатом мозге.
4. Кора мозжечка образована:
а) серым веществом;
б) белым веществом;
в) полушариями.
-
Проверь соседа и поставь баллы
Вариант №1
- В
- В
- Б
- Б
Вариант №2
- В
- Б
- В
- А
1 балл за правильный ответ
-
Домашнее задание
1. Составьте связанный рассказ, в который входили бы следующие понятия. Запишите его в тетради. Приготовьте рассказать его на следующем уроке.
Ориентировочный рефлекс, головной мозг, кашель, средний мозг, серое вещество, белое вещество, мозжечок, движение
2. Составьте тест для своих одноклассников из 10 вопросов к теме “Нервная система". Для каждого вопроса придумайте три неверных и один правильный ответ. Оформите работу на отдельном листе формата А4.
-
За отличную работу на уроке и все принявшие активное участие в подготовке докладов, работе у доски, собирание жетонов
Получите приз!
" 5 "
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.