Содержание
-
Органические вещества клетки. Нуклеиновые кислоты.
Урок биологии в 10 классе.
Учитель: Бердникова Е.Г.
Муниципальное автономное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа№53 п. Ильиногорска Володарского района Нижегородской области
-
Цели урока:
1. Расширить знания о строении, свойствах, типах и функциях нуклеиновых кислот.
2. Знать и уметь применять правило Чаргаффа.
3. Уметь объяснять такие процессы как редупликация ДНК, транскрипцию.
4. Иметь представления о генетическом коде и его свойствах.
5. Знать какие виды РНК существуют в клетке и их функции.
6. Выявить чем ДНК отличается от РНК.
-
План урока
Проверка и актуализация знаний.
Расширение знаний
-Строение и функции ДНК. Редупликация.
-Передача наследственной информации.
- Генетический код и его свойства.
-Строение, виды и функции РНК.
-Сравнение ДНК с РНК.
4. Закрепление материала.
5. Выводы.
6.Домашнее задание
7. Рефлексия.
-
Задание. Рассмотрите внимательно формулы веществ и определите к каким органическим
веществам они относятся.
-
Задание. Что изображено на рисунке. Дайте характеристику данным структурам молекул.
-
Задание. Используя материалы учебника закончите предложения
- В 1868 году Иоганн Фридрих Мишер………………………………………………..
- Профессор Эрвин Чаргафф определил……
- В 1953 году физик Ф. Крик и генетик Дж.Уотсон расшифровали………………………
-
Открытие нукленовых кислот.
В 1868 году швейцарский врач и биохимик Иоганн Фридрих Мишер выделил из ядер погибших лейкоцитов вещество, обладающее кислыми свойствами.
Ученый назвал это вещество нуклеином.
-
Модель ДНК
1853 г. – создание модели ДНК
-
Вопрос. Что является мономером нуклеиновой кислоты?
Нуклеотид -химическое соединение остатков трех веществ: азотистого основания, углевода, фосфорной кислоты.
-
Строение нуклеотида ДНК
Азотистые основания:
- Аденин (А)
- Гуанин (Г)
- Цитозин (Ц)
- Тимин (Т)
Дезоксирибоза
Остаток фосфорной кислоты
ДНК –двуцепочечная молекула
-
Какова закономерность в расположении нуклеотидов в цепи ДНК?
-
Комплементарность
- Комплементарность- пространственная взаимодополняемость молекул или их частей, приводящая к образованию водородных связей.
- В ДНК человека 30% А, 30% Т, 20% Г, 20% Ц.
- Закономерность соотношения количества аденина и тимина (А-Т) и гуанина и цитозина (Г-Ц) получило название правила Чаргаффа.
- Напротив основания А одной цепи всегда стоит Т, а напротив Г-Ц.
- Цепи удерживаются за счет водородных связей.
(А+Т)+(Г+Ц)=100%
-
Функции ДНК. 1. Хранение наследственной информации
- Порядок расположения нуклеотидов в молекуле ДНК определяет порядок расположения аминокислот в молекулах белковых молекул.
- Участок молекулы ДНК, кодирующий первичную структуру полипептидной цепи, называют геном.
-
Генетический код
- Наследственная информация записана в молекулах НК в виде последовательности нуклеотидов. Определенные участки молекулы ДНК и РНК (у вирусов и фагов) содержат информацию о первичной структуре одного белка и называются генами.
- 1 ген = 1 молекула белка
- Поэтому наследственную информацию, которую содержат ДНК называют генетической.
-
Функции ДНК. 2. Редупликация
–процесс самоудвоения молекулы ДНК на основе принципа комплементарности.
15
Значение репликации: благодаря самоудвоению ДНК, происходят процессы деления клеток.
-
Свойства генетического кода
- Универсальность
- Дискретность (кодовые триплеты считываются с молекулы РНК целиком)
- Специфичность (кодон кодирует только АК)
- Избыточность кода (несколько)
-
3. Передача генетической информации из ядра в цитоплазму
Транскрипция – это...................................
-
Азотистые основания:
- Аденин (А)
- Гуанин (Г)
- Цитозин (Ц)
- Урацил (У)
- Рибоза
- Остаток фосфорной кислоты
- Рибонуклеиновая кислота.
-
Виды РНК
- В клетке имеется несколько видов РНК. Все они участвуют в синтезе белка.
- Транспортные РНК (т-РНК) - это самые маленькие по размерам РНК. Они связывают АК и транспортируют их к месту синтеза белка.
- Информационные РНК (и-РНК) - они в 10 раз больше тРНК. Их функция состоит в переносе информации о структуре белка от ДНК к месту синтеза белка.
- Рибосомные РНК (р-РНК) - имеют наибольшие размеры молекулы, входят в состав рибосом.
-
Сравнение ДНК с РНК
-
Составьте таблицу«Сравнительная храктеристика ДНК с РНК».
21
-
Сравнительная характеристика ДНК с РНК
22
-
23
-
Сравнительная характеристика ДНК с РНК.
24
-
Выводы
- Нуклеиновые кислоты: ДНК и РНК
- ДНК – полимер. Мономер – нуклеотид.
- Молекулы ДНК обладают видовой специфичностью.
- Молекула ДНК – двойная спираль, поддерживается водородными связями.
- Цепи ДНК строятся по принципу комплементарности.
- Содержание ДНК в клетке постояннно.
- Функция ДНК – хранение и пердача наследственной информации.
- РНК – одноцепочечная молекула. Ее количество в клетке может варьировать.
- Различают т-РНК, р-РНК, и-РНК.
-
Закрепление материала.
1.Какой из нуклеотидов не входит в состав ДНК?
а)тимин; н)урацил; п)гуанин; г)цитозин; е)аденин.
2.Если нуклеотидный состав ДНК-АТТ-ГЦГ-ТАТ-то каким должен быть нуклеотидный состав и-РНК?
а)ТАА-ЦГЦ-УТА; б)ТАА-ГЦГ-УТУ; в)уаа-цгц-ауа;
г)уаа-цгц-ата.
3.В каком случае правильно указан состав нуклеотида ДНК?
а) рибоза, остаток фосфорной кислоты, тимин;
и)остаток фосфорной кислоты, урацил, дезоксирибоза;
к) остаток фосфорной кислоты, дезоксирибоза, аденин;
к) остаток фосфорной кислоты, рибоза, гуанин.
4.Мономерами ДНК и РНК являются?
а) азотистое основание
б)дезоксирибоза и рибоза
в)азотистое основание и фосфорная кислота
г) нуклеотиды.
5.В каком случае правильно названы все отличия и -РНК от ДНК?
а) одноцепочечная, содержит дезоксирибозу, хранение информации
б) двуцепочечная, содержит рибозу, передает информацию
в) одноцепочечная, содержит рибозу, передает информацию
г)двуцепочечная, содержит дезоксирибозу, хранит информацию
-
Рефлексия.
- Что нового вы узнали?
- Что было интересно?
- Какие сложности по данным вопросам у вас возникли?
-
Домашнее задание.
- П. 2.6 изучить.
- В конце параграфа ответить на вопросы.
-
Рефлексия.
- Оцените уровень знаний по данной теме: низкий, средний, высокий.
- Что плохо, а что хорошо вами было усвоено?
- Над каким вопросом еще необходимо работать?
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.