Презентация на тему "Нуклеиновые кислоты"

Презентация: Нуклеиновые кислоты
Включить эффекты
1 из 38
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.7
11 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентационная работа по биологии на тему: "Нуклеиновые кислоты ", адресованная учащимся старших классов. Данная работа вполне может рассматриваться в рамках подготовки школьников к ЕГЭ, так как помимо теоретического блока, содержит и тестовую работу.

Краткое содержание

  • История открытия и изучения
  • Строение
  • Виды
  • Биологическая роль
  • Итоговое тестирование

Содержание

  • Презентация: Нуклеиновые кислоты
    Слайд 1

    Нуклеиновые кислоты.

    Работу выполнила Целикова И.В. учитель биологии МОУ Николо-Кормская сош Рыбинского района Ярославской области

  • Слайд 2

    ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УРОКА:

    Образовательные:

    • сформировать знания о строении, свойствах, структуре молекул нуклеиновых кислот, как биополимеров, о принципе комплементарности в ДНК;
    • раскрыть роль нуклеиновых кислот в живой природе.

    Развивающие:

    • развивать общеучебные умения (понимать и запоминать прочитанное, делать краткие записи, представление основных мыслей в виде схем, заполнение таблиц и др.);
    • развивать интеллектуальные умения (научить логически мыслить (поиск ответов на вопросы творческого характера), задавать вопросы и составлять суждения, сравнивать, находить взаимосвязи (состава, структуры и функций молекул ДНК и РНК)
  • Слайд 3

    развивать коммуникационные умения (умение понятно, кратко, точно, вежливо излагать свои мысли, задавать вопросы и отвечать на них, слушать и сосредотачивать внимание).

    Воспитательные:

    • воспитывать у учащихся культуру общения и труда в ходе беседы, просмотра презентации и, выполнения заданий.
    • воспитывать критическую и объективную самооценку знаний.
  • Слайд 4

    План изучения нуклеиновых кислот

    • История открытия и изучения.
    • Строение.
    • Виды.
    • Биологическая роль.
    • Итоговое тестирование.
  • Слайд 5

    История создания нуклеиновых кислот

    • ДНК открыта в 1868 г швейцарским врачом И. Ф. Мишером в клеточных ядрах лейкоцитов, отсюда и название – нуклеиновая кислота (лат. «nucleus» - ядро).
    • В 20-30-х годах XX в. определили, что ДНК – полимер (полинуклеотид), в эукариотических клетках она сосредоточена в хромосомах.
    • Предполагали, что ДНК играет структурную роль.
    • В 1944 г. группа американских бактериологов из Рокфеллеровского института во главе с О. Эвери показала, что способность пневмококков вызывать болезнь передается от одних к другим при обмене ДНК. ДНКявляетсяносителем наследственной информации.
  • Слайд 6

    Фридрих Фишер

    Швейцарский биохимик.Из остатков клеток,содержащихся в гное,он выделил вещество,в состав которого входят азот и фосфор.Учёный назвал это нуклеином,полагая,что оно содержится лишь в ядре клетки. Позднее небелковая часть этого вещества была названа нуклеиновой кислотой

  • Слайд 7

    Модель строения молекулы ДНК предложили Дж. Уотсон и Ф. Крик в 1953 г. Она полностью подтверждена экспериментально и сыграла исключительно важную роль в развитии молекулярной биологии и генетики

  • Слайд 8

    УОТСОН Джеймс Дьюи

    Американский биофизик, биохимик, молекулярный биолог, предложил гипотезу о том, что ДНК имеет форму двойной спирали, выяснил молекулярную структуру нуклеиновых кислот и принцип передачи наследственной информации. Лауреат Нобелевской премии 1962 года по физиологии и медицине (вместе с Фрэнсис Харри Комптоном Криком и Морисом Уилкинсом).

  • Слайд 9

    КРИК Френсис Харри Комптон

    Английский физик, биофизик, специалист в области молекулярной биологии, выяснил молекулярную структуру нуклеиновых кислот; открыв основные типы РНК, предложил теорию передачи генетического кода и показал, как происходит копирование молекул ДНК при делении клеток. в 1962 году стал лауреатом Нобелевской премии по физиологии и медицине

  • Слайд 10

    Нуклеиновые кислоты являются биополимерами, мономеры которых – нуклеотиды. Каждый нуклеотид состоит из 3-х частей:азотистого основания,пентозы – моносахарида,остатка фосфорной кислоты.

  • Слайд 11

    11

    НУКЛЕИНОВЫЕ КИСЛОТЫ

    МОНОМЕРЫ - НУКЛЕОТИДЫ

    ДНК – дезоксирибонуклеиновая кислота

    РНК рибонуклеиновая кислота

    • Состав нуклеотида в ДНК
    • Состав нуклеотида в РНК
    • Азотистые основания:
    • Аденин (А)
    • Гуанин (Г)
    • Цитозин (Ц)
    • Урацил (У):
    • Рибоза
    • Остаток фосфорной кислоты
    • Азотистые основания:
    • Аденин (А)
    • Гуанин (Г)
    • Цитозин (Ц)
    • Тимин (Т)
    • Дезоксирибоза
    • Остаток фосфорной кислоты
    • Информационная (матричная)
    • РНК (и-РНК)
    • Транспортная РНК (т-РНК)
    • Рибосомная РНК (р-РНК)
    • Передача и хранение наследственной информации
  • Слайд 12

    12

    СТРУКТУРЫ ДНК И РНК

    ДНК

  • Слайд 13

    По мере изучения материала учащиеся заполняют таблицу

  • Слайд 14

    14

    Параметры ДНК

  • Слайд 15
    • Полный оборот – через 10 пар нуклеотидов
    • Длина: простейшие вирусы – несколькотысячзвеньев, бактерии – несколько миллионов звеньев, высшие организмы – миллиарды звеньев.
    • Если все молекулы ДНК одной клетки человека вытянуть в одну линию, то получится нить длиной около 2 метров!
  • Слайд 16

    Строение и функции РНК

    РНК — полимер, мономерами которой являются рибонуклеотиды. В отличие от ДНК, РНК образована не двумя, а одной полинуклеотидной цепочкой (исключение — некоторые РНК-содержащие вирусы имеют двухцепочечную РНК). Нуклеотиды РНК способны образовывать водородные связи между собой. Цепи РНК значительно короче цепей ДНК.

  • Слайд 17

    Химическое строение азотистых оснований и углеводов

  • Слайд 18

    Принцип комплементарности

    Азотистые основания двух полинуклеотидных цепей ДНК соединяются между собой попарно при помощи водородных связей по принципу комплементарности. Пиримидиновое основание связывается с пуриновым: тимин Т с аденином А (две ВС), цитозин Цс гуанином Г (три ВС). Таким образом, содержание Т равно содержанию А, содержание Ц равно содержанию Г. Зная последовательность нуклеотидов в одной цепи ДНК, можно расшифровать строение (первичную структуру) второй цепи.

    Для лучшего запоминания принципа комплементарности можно воспользоваться мнемоническим приемом: запомни словосочетания

    Тигр – Альбинос и Цапля - Голубая

  • Слайд 19

    Эрвин Чаргафф ( 1905 – 2002г.) впервые обнаружил в 1950г, что количество пуринового основания аденина (А) равно количеству пиримидинового основания тимина (Т), т. е. А = Т. Сходным образом количество второго пурина — гуанина (Г) всегда равно количеству второго пиримидина—цитозина (Ц),т. е. Г = Ц. Таким образом, число пуриновых оснований в ДНК всегда равно числу пиримидиновых, количество аденина равно количеству тимина, а гуанина — количеству цитозина. Такая закономерность получила название правило Чаргаффа.

  • Слайд 20

    Репликация ДНК

    Удвоение молекулы ДНК называют репликациейили редупликацией. Во время репликации часть молекулы «материнской» ДНК расплетается на две нити с помощью специального фермента , причем это достигается разрывом водородных связей между комплементарными азотистыми основаниями: аденином —тимином и гуанином – цитозином. Далее к каждому нуклеотиду разошедшихся нитей ДНК фермент ДНК-полимераза подстраивает комплементарный ему нуклеотид.

  • Слайд 21

    Состав и структура РНК. I этап биосинтеза белка

    С помощью специального белка РНК-полимеразы молекула информационной РНК строится по принципу комплементарности по участку одной нити ДНК в процессе транскрипции (первого этапа синтеза белка). Сформированная цепочка и-РНК представляет точную копию второй (нематричной) цепочки ДНК, только вместо тимина Т включен урацил У.

    Мнемоника: вместо Тигра – Альбиноса есть Утка – Альбинос! и-РНК

  • Слайд 22

    Биосинтез белка

    Трансляция– это перевод последовательности нуклеотидов молекулы и-РНК (матричной) в последовательность аминокислот молекулы белка.

    и-РНК взаимодействует с рибосомой, которая начинает двигаться по и-РНК, задерживаясь на каждом ее участке, который включает в себя два кодона (т.е. 6 нуклеотидов).

  • Слайд 23

    Виды РНК

    • В клетке имеется несколько видов РНК. Все они участвуют в синтезе белка.
    • Транспортные РНК (т-РНК) - это самые маленькие по размерам РНК (80-100 нуклеотидов). Они связывают аминокислоты и транспортируют их к месту синтеза белка.
    • Информационные РНК (и-РНК) - они в 10 раз больше тРНК. Их функция состоит в переносе информации о структуре белка от ДНК к месту синтеза белка.
    • Рибосомные РНК (р-РНК) - имеют наибольшие размеры молекулы(3-5 тыс.нуклеотидов), входят в состав рибосом.
  • Слайд 24

    Биологическая роль и-РНК

    и-РНК, являясь копией с определенного участка молекулы ДНК, содержит информацию о первичной структуре одного белка. Последовательность из трех нуклеотидов (триплет или кодон) в молекуле и-РНК (первооснова –ДНК!) кодирует определенный вид аминокислоты. Эту информацию сравнительно небольшая молекула и-РНК переносит из ядра, проходя через поры в ядерной оболочке, к рибосоме – месту синтеза белка. Поэтому и-РНК иногда называют «матричной», подчеркивая ее роль в данной процессе. Генетический код был расшифрован в 1965-1967 г.г., за что Х. Г. Корану была присуждена Нобелевская премия.

  • Слайд 25

    РибосомныеРНК

    Рибосомные РНК синтезируются в сновном в ядрышке и составляют примерно 85-90% всех РНК клетки. В комплексе с белками они входят в состав рибосом и осуществляют синтез пептидных связей между аминокислотными звеньями при биосинтезе белка. Образно говоря, рибосома – это молекулярная вычислительная машина, переводящая тексты с нуклеотидного языка ДНК и РНК на аминокислотный язык белков.

  • Слайд 26

    Транспортные РНК

    РНК, доставляющие аминокислоты к рибосоме в процессе синтеза белка, называются транспортными. Эти небольшие молекулы, форма которых напоминает лист клевера, несут на своей вершине последовательность из трех нуклеотидов. С их помощью т-РНК будут присоединяться к кодонам и-РНК по принципу комплементарности.

    Противоположный конец молекулы

    т-РНКприсоединяет аминокислоту, причем только определенный вид, который соответствует его антикодону

  • Слайд 27

    Генетический код

    • Наследственная информация записана в молекулах НК в виде последовательности нуклеотидов. Определенные участки молекулы ДНК и РНК (у вирусов и фагов) содержат информацию о первичной структуре одного белка и называются генами.
    • 1 ген = 1 молекула белка
    • Поэтому наследственную информацию, которую содержат ДНК называют генетической.
  • Слайд 28

    Свойства генетического кода:

    • Универсальность
    • Дискретность (кодовые триплеты считываются с молекулы РНК целиком)
    • Специфичность (кодон кодирует только АК)
    • Избыточность кода (несколько)
  • Слайд 29

    Проверка правильности заполнения таблицы

  • Слайд 30

    Биологическое значение нуклеиновых кислот

    Нуклеиновые кислоты обеспечивают

    • хранение наследственной информации в виде генетического кода,
    • передачу ее при размножении дочерним организмам,
    • ее реализацию при росте и развитии организма в течение жизни в виде участия в очень важном процессе – биосинтезе белков.
  • Слайд 31

    Итоговое тестирование

    1. Молекулы ДНК представляют собой материальную основу наследственности, так как в них закодирована информация о структуре молекул

    а – полисахаридов б – белков в – липидов г – аминокислот

    2. В состав нуклеиновых кислот НЕ входят

    а – азотистые основания б – остатки пентоз в – остатки фосфорной кислоты г – аминокислоты

    3. Связь, возникающая между азотистыми основаниями двух комплементарных цепей ДНК, -

    а – ионная б – пептидная в – водородная г – сложноэфирная

    4. Комплементарными основаниями НЕ является пара

    а – тимин - аденин б – цитозин - гуанин в – цитозин - аденин г – урацил - аденин

    5. В одном из генов ДНК 100 нуклеотидов с тимином, что составляет 10% от общего количества. Сколько нуклеотидов с гуанином?

    а – 200 б – 400 в – 1000 г – 1800

    6. Молекулы РНК, в отличие от ДНК, содержат азотистое основание

    а – урацил б – аденин в – гуанин г – цитозин

  • Слайд 32

    7. Благодаря репликации ДНК

    а – формируется приспособленность организма к среде обитания

    б – у особей вида возникают модификации

    в – появляются новые комбинации генов

    г – наследственная информация в полном объеме передается от материнской клетки к дочерним во время митоза

    8. Молекулы и-РНК

    а – служат матрицей для синтеза т-РНК

    б – служат матрицей для синтеза белка

    в – доставляют аминокислоты к рибосоме

    г – хранят наследственную информацию клетки

    9. Кодовому триплету ААТ в молекуле ДНК соответствует триплет в молекуле и-РНК

    а – УУА б – ТТА в – ГГЦ г – ЦЦА

    10. Белок состоит из 50 аминокислотных звеньев. Число нуклеотидов в гене, в котором зашифрована первичная структура этого белка, равно

    а – 50 б – 100 в – 150 г – 250

  • Слайд 33

    11. В рибосоме при биосинтезе белка располагаются два триплета и-РНК, к которым в соответствии с принципом комплементарности присоединяются антикодоны

    а – т-РНК б – р-РНК в – ДНК г – белка

    12. Какая последовательность правильно отражает путь реализации генетической информации?

    а) ген – ДНК – признак – белок б) признак – белок – и-РНК – ген – ДНК

    в) и-РНК – ген – белок – признак г) ген – и-РНК – белок – признак

    13. Собственные ДНК и РНК в эукариотической клетке содержат

    а – рибосомы б – лизосомы в – вакуоли г – митохондрии

    14. В состав хромосом входят

    а – РНК и липиды б – белки и ДНК в – АТФ и т-РНК г – АТФ и глюкоза

    15. Ученые, которые предположили и доказали, что молекула ДНК – двойная спираль, это

    а – И. Ф. Мишер и О. Эвери б – М. Ниренберг и Дж. Маттеи

    в – Дж. Д. Уотсон и Ф. Крик г – Р. Франклин и М. Уилкинс

  • Слайд 34

    Выполнение задачи на комплементарность

    Комплементарность – это взаимное дополнение азотистых оснований в молекуле ДНК.

    Задача :фрагмент цепи ДНК

    имеет последовательность нуклеотидов: Г Т Ц Ц А Ц Г А А Постройте по принципу комплементарности 2-ю цепочку ДНК.

    РЕШЕНИЕ:

    1-я цепь ДНК: Г-Т-Ц-Ц-А-Ц-Г-А-А.

    Ц-А-Г-Г-Т-Г-Ц-Т-Т

    Значение комплементарности:

    Благодаря ей происходят реакции матричного синтеза и самоудвоение ДНК, который лежит в основе роста и размножения организмов.

  • Слайд 35

    Повторение и закрепление знаний:

    35

    Вставьте нужные слова:

    • В составе РНК есть сахар…
    • В составе ДНК есть азотистые основания…;
    • И в ДНК, и в РНК есть….;
    • В ДНК нет азотистого основания…
    • Структура молекулы РНК в виде…
    • ДНК в клетках может находиться в …
    • Функции РНК:…
    • В составе РНК есть азотистые основания…;
    • В составе ДНК есть сахар…;
    • В РНК нет азотистого основания…
    • Структура молекулы ДНК в виде…
    • Мономерами ДНК и РНК являются…;
    • РНК в клетках может находиться в…
    • Функции ДНК:…
    • (рибоза)
    • (А,Г,Ц,Т)
    • (А,Г,Ц,сахар, Ф )
    • (У)
    • (Цепочки
    • Нуклеотидов)
    • (В ядре, митохондриях, хлоропластах)
    • (Участие в синтезе белков)
    • А,Г,Ц, (У)
    • (дезоксирибоза)
    • (Т)
    • (Двойной спирали)
    • (Нуклеотиды)
    • (В ядре, цитоплазме, митохондриях, хлоропластах)
    • (Хранение и передача наслед. информ.)
  • Слайд 36

    Проверь себя–правильные ответы

    • Б
    • Г
    • В
    • В
    • Б
    • А
    • Г
    • Б
    • Б
    • А
    • В
    • А
    • Г
    • Г
    • В
  • Слайд 37

    Выводы

    • Нуклеиновые кислоты: ДНК и РНК
    • ДНК – полимер. Мономер – нуклеотид.
    • Молекулы ДНК обладают видовой специфичностью.
    • Молекула ДНК – двойная спираль, поддерживается водородными связями.
    • Цепи ДНК строятся по принципу комплиментарности.
    • Содержание ДНК в клетке постояннно.
    • Функция ДНК – хранение и пердача наследственной информации.
  • Слайд 38

    Использованные источники информации

    • Каменский А. А., Криксунов Е. А., Пасечник В. В. - Учебник Общая биология 10-11 классы – М.: Дрофа, 2006
    • Мамонтов С. Г., Захаров В. Б. – Общая биология: учебное пособие – М.: Высшая школа, 1986
    • Бабий Т. М., Беликова С. Н. – Нуклеиновые кислоты и АТФ // «Я иду на урок» // М.: «Первое сентября», 2003
    • ЕГЭ 2011 Биология // Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся./ Г. С. Калинова, А. Н. Мягкова, В. З. Резникова. – М.: Интеллект-Центр, 2007
Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке