Содержание
-
Нуклеиновые кислоты.
Работу выполнила Целикова И.В. учитель биологии МОУ Николо-Кормская сош Рыбинского района Ярославской области
-
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УРОКА:
Образовательные:
- сформировать знания о строении, свойствах, структуре молекул нуклеиновых кислот, как биополимеров, о принципе комплементарности в ДНК;
- раскрыть роль нуклеиновых кислот в живой природе.
Развивающие:
- развивать общеучебные умения (понимать и запоминать прочитанное, делать краткие записи, представление основных мыслей в виде схем, заполнение таблиц и др.);
- развивать интеллектуальные умения (научить логически мыслить (поиск ответов на вопросы творческого характера), задавать вопросы и составлять суждения, сравнивать, находить взаимосвязи (состава, структуры и функций молекул ДНК и РНК)
-
развивать коммуникационные умения (умение понятно, кратко, точно, вежливо излагать свои мысли, задавать вопросы и отвечать на них, слушать и сосредотачивать внимание).
Воспитательные:
- воспитывать у учащихся культуру общения и труда в ходе беседы, просмотра презентации и, выполнения заданий.
- воспитывать критическую и объективную самооценку знаний.
-
План изучения нуклеиновых кислот
- История открытия и изучения.
- Строение.
- Виды.
- Биологическая роль.
- Итоговое тестирование.
-
История создания нуклеиновых кислот
- ДНК открыта в 1868 г швейцарским врачом И. Ф. Мишером в клеточных ядрах лейкоцитов, отсюда и название – нуклеиновая кислота (лат. «nucleus» - ядро).
- В 20-30-х годах XX в. определили, что ДНК – полимер (полинуклеотид), в эукариотических клетках она сосредоточена в хромосомах.
- Предполагали, что ДНК играет структурную роль.
- В 1944 г. группа американских бактериологов из Рокфеллеровского института во главе с О. Эвери показала, что способность пневмококков вызывать болезнь передается от одних к другим при обмене ДНК. ДНКявляетсяносителем наследственной информации.
-
Фридрих Фишер
Швейцарский биохимик.Из остатков клеток,содержащихся в гное,он выделил вещество,в состав которого входят азот и фосфор.Учёный назвал это нуклеином,полагая,что оно содержится лишь в ядре клетки. Позднее небелковая часть этого вещества была названа нуклеиновой кислотой
-
Модель строения молекулы ДНК предложили Дж. Уотсон и Ф. Крик в 1953 г. Она полностью подтверждена экспериментально и сыграла исключительно важную роль в развитии молекулярной биологии и генетики
-
УОТСОН Джеймс Дьюи
Американский биофизик, биохимик, молекулярный биолог, предложил гипотезу о том, что ДНК имеет форму двойной спирали, выяснил молекулярную структуру нуклеиновых кислот и принцип передачи наследственной информации. Лауреат Нобелевской премии 1962 года по физиологии и медицине (вместе с Фрэнсис Харри Комптоном Криком и Морисом Уилкинсом).
-
КРИК Френсис Харри Комптон
Английский физик, биофизик, специалист в области молекулярной биологии, выяснил молекулярную структуру нуклеиновых кислот; открыв основные типы РНК, предложил теорию передачи генетического кода и показал, как происходит копирование молекул ДНК при делении клеток. в 1962 году стал лауреатом Нобелевской премии по физиологии и медицине
-
Нуклеиновые кислоты являются биополимерами, мономеры которых – нуклеотиды. Каждый нуклеотид состоит из 3-х частей:азотистого основания,пентозы – моносахарида,остатка фосфорной кислоты.
-
11
НУКЛЕИНОВЫЕ КИСЛОТЫ
МОНОМЕРЫ - НУКЛЕОТИДЫ
ДНК – дезоксирибонуклеиновая кислота
РНК рибонуклеиновая кислота
- Состав нуклеотида в ДНК
- Состав нуклеотида в РНК
- Азотистые основания:
- Аденин (А)
- Гуанин (Г)
- Цитозин (Ц)
- Урацил (У):
- Рибоза
- Остаток фосфорной кислоты
- Азотистые основания:
- Аденин (А)
- Гуанин (Г)
- Цитозин (Ц)
- Тимин (Т)
- Дезоксирибоза
- Остаток фосфорной кислоты
- Информационная (матричная)
- РНК (и-РНК)
- Транспортная РНК (т-РНК)
- Рибосомная РНК (р-РНК)
- Передача и хранение наследственной информации
-
12
СТРУКТУРЫ ДНК И РНК
ДНК
-
По мере изучения материала учащиеся заполняют таблицу
-
14
Параметры ДНК
-
- Полный оборот – через 10 пар нуклеотидов
- Длина: простейшие вирусы – несколькотысячзвеньев, бактерии – несколько миллионов звеньев, высшие организмы – миллиарды звеньев.
- Если все молекулы ДНК одной клетки человека вытянуть в одну линию, то получится нить длиной около 2 метров!
-
Строение и функции РНК
РНК — полимер, мономерами которой являются рибонуклеотиды. В отличие от ДНК, РНК образована не двумя, а одной полинуклеотидной цепочкой (исключение — некоторые РНК-содержащие вирусы имеют двухцепочечную РНК). Нуклеотиды РНК способны образовывать водородные связи между собой. Цепи РНК значительно короче цепей ДНК.
-
Химическое строение азотистых оснований и углеводов
-
Принцип комплементарности
Азотистые основания двух полинуклеотидных цепей ДНК соединяются между собой попарно при помощи водородных связей по принципу комплементарности. Пиримидиновое основание связывается с пуриновым: тимин Т с аденином А (две ВС), цитозин Цс гуанином Г (три ВС). Таким образом, содержание Т равно содержанию А, содержание Ц равно содержанию Г. Зная последовательность нуклеотидов в одной цепи ДНК, можно расшифровать строение (первичную структуру) второй цепи.
Для лучшего запоминания принципа комплементарности можно воспользоваться мнемоническим приемом: запомни словосочетания
Тигр – Альбинос и Цапля - Голубая
-
Эрвин Чаргафф ( 1905 – 2002г.) впервые обнаружил в 1950г, что количество пуринового основания аденина (А) равно количеству пиримидинового основания тимина (Т), т. е. А = Т. Сходным образом количество второго пурина — гуанина (Г) всегда равно количеству второго пиримидина—цитозина (Ц),т. е. Г = Ц. Таким образом, число пуриновых оснований в ДНК всегда равно числу пиримидиновых, количество аденина равно количеству тимина, а гуанина — количеству цитозина. Такая закономерность получила название правило Чаргаффа.
-
Репликация ДНК
Удвоение молекулы ДНК называют репликациейили редупликацией. Во время репликации часть молекулы «материнской» ДНК расплетается на две нити с помощью специального фермента , причем это достигается разрывом водородных связей между комплементарными азотистыми основаниями: аденином —тимином и гуанином – цитозином. Далее к каждому нуклеотиду разошедшихся нитей ДНК фермент ДНК-полимераза подстраивает комплементарный ему нуклеотид.
-
Состав и структура РНК. I этап биосинтеза белка
С помощью специального белка РНК-полимеразы молекула информационной РНК строится по принципу комплементарности по участку одной нити ДНК в процессе транскрипции (первого этапа синтеза белка). Сформированная цепочка и-РНК представляет точную копию второй (нематричной) цепочки ДНК, только вместо тимина Т включен урацил У.
Мнемоника: вместо Тигра – Альбиноса есть Утка – Альбинос! и-РНК
-
Биосинтез белка
Трансляция– это перевод последовательности нуклеотидов молекулы и-РНК (матричной) в последовательность аминокислот молекулы белка.
и-РНК взаимодействует с рибосомой, которая начинает двигаться по и-РНК, задерживаясь на каждом ее участке, который включает в себя два кодона (т.е. 6 нуклеотидов).
-
Виды РНК
- В клетке имеется несколько видов РНК. Все они участвуют в синтезе белка.
- Транспортные РНК (т-РНК) - это самые маленькие по размерам РНК (80-100 нуклеотидов). Они связывают аминокислоты и транспортируют их к месту синтеза белка.
- Информационные РНК (и-РНК) - они в 10 раз больше тРНК. Их функция состоит в переносе информации о структуре белка от ДНК к месту синтеза белка.
- Рибосомные РНК (р-РНК) - имеют наибольшие размеры молекулы(3-5 тыс.нуклеотидов), входят в состав рибосом.
-
Биологическая роль и-РНК
и-РНК, являясь копией с определенного участка молекулы ДНК, содержит информацию о первичной структуре одного белка. Последовательность из трех нуклеотидов (триплет или кодон) в молекуле и-РНК (первооснова –ДНК!) кодирует определенный вид аминокислоты. Эту информацию сравнительно небольшая молекула и-РНК переносит из ядра, проходя через поры в ядерной оболочке, к рибосоме – месту синтеза белка. Поэтому и-РНК иногда называют «матричной», подчеркивая ее роль в данной процессе. Генетический код был расшифрован в 1965-1967 г.г., за что Х. Г. Корану была присуждена Нобелевская премия.
-
РибосомныеРНК
Рибосомные РНК синтезируются в сновном в ядрышке и составляют примерно 85-90% всех РНК клетки. В комплексе с белками они входят в состав рибосом и осуществляют синтез пептидных связей между аминокислотными звеньями при биосинтезе белка. Образно говоря, рибосома – это молекулярная вычислительная машина, переводящая тексты с нуклеотидного языка ДНК и РНК на аминокислотный язык белков.
-
Транспортные РНК
РНК, доставляющие аминокислоты к рибосоме в процессе синтеза белка, называются транспортными. Эти небольшие молекулы, форма которых напоминает лист клевера, несут на своей вершине последовательность из трех нуклеотидов. С их помощью т-РНК будут присоединяться к кодонам и-РНК по принципу комплементарности.
Противоположный конец молекулы
т-РНКприсоединяет аминокислоту, причем только определенный вид, который соответствует его антикодону
-
Генетический код
- Наследственная информация записана в молекулах НК в виде последовательности нуклеотидов. Определенные участки молекулы ДНК и РНК (у вирусов и фагов) содержат информацию о первичной структуре одного белка и называются генами.
- 1 ген = 1 молекула белка
- Поэтому наследственную информацию, которую содержат ДНК называют генетической.
-
Свойства генетического кода:
- Универсальность
- Дискретность (кодовые триплеты считываются с молекулы РНК целиком)
- Специфичность (кодон кодирует только АК)
- Избыточность кода (несколько)
-
Проверка правильности заполнения таблицы
-
Биологическое значение нуклеиновых кислот
Нуклеиновые кислоты обеспечивают
- хранение наследственной информации в виде генетического кода,
- передачу ее при размножении дочерним организмам,
- ее реализацию при росте и развитии организма в течение жизни в виде участия в очень важном процессе – биосинтезе белков.
-
Итоговое тестирование
1. Молекулы ДНК представляют собой материальную основу наследственности, так как в них закодирована информация о структуре молекул
а – полисахаридов б – белков в – липидов г – аминокислот
2. В состав нуклеиновых кислот НЕ входят
а – азотистые основания б – остатки пентоз в – остатки фосфорной кислоты г – аминокислоты
3. Связь, возникающая между азотистыми основаниями двух комплементарных цепей ДНК, -
а – ионная б – пептидная в – водородная г – сложноэфирная
4. Комплементарными основаниями НЕ является пара
а – тимин - аденин б – цитозин - гуанин в – цитозин - аденин г – урацил - аденин
5. В одном из генов ДНК 100 нуклеотидов с тимином, что составляет 10% от общего количества. Сколько нуклеотидов с гуанином?
а – 200 б – 400 в – 1000 г – 1800
6. Молекулы РНК, в отличие от ДНК, содержат азотистое основание
а – урацил б – аденин в – гуанин г – цитозин
-
7. Благодаря репликации ДНК
а – формируется приспособленность организма к среде обитания
б – у особей вида возникают модификации
в – появляются новые комбинации генов
г – наследственная информация в полном объеме передается от материнской клетки к дочерним во время митоза
8. Молекулы и-РНК
а – служат матрицей для синтеза т-РНК
б – служат матрицей для синтеза белка
в – доставляют аминокислоты к рибосоме
г – хранят наследственную информацию клетки
9. Кодовому триплету ААТ в молекуле ДНК соответствует триплет в молекуле и-РНК
а – УУА б – ТТА в – ГГЦ г – ЦЦА
10. Белок состоит из 50 аминокислотных звеньев. Число нуклеотидов в гене, в котором зашифрована первичная структура этого белка, равно
а – 50 б – 100 в – 150 г – 250
-
11. В рибосоме при биосинтезе белка располагаются два триплета и-РНК, к которым в соответствии с принципом комплементарности присоединяются антикодоны
а – т-РНК б – р-РНК в – ДНК г – белка
12. Какая последовательность правильно отражает путь реализации генетической информации?
а) ген – ДНК – признак – белок б) признак – белок – и-РНК – ген – ДНК
в) и-РНК – ген – белок – признак г) ген – и-РНК – белок – признак
13. Собственные ДНК и РНК в эукариотической клетке содержат
а – рибосомы б – лизосомы в – вакуоли г – митохондрии
14. В состав хромосом входят
а – РНК и липиды б – белки и ДНК в – АТФ и т-РНК г – АТФ и глюкоза
15. Ученые, которые предположили и доказали, что молекула ДНК – двойная спираль, это
а – И. Ф. Мишер и О. Эвери б – М. Ниренберг и Дж. Маттеи
в – Дж. Д. Уотсон и Ф. Крик г – Р. Франклин и М. Уилкинс
-
Выполнение задачи на комплементарность
Комплементарность – это взаимное дополнение азотистых оснований в молекуле ДНК.
Задача :фрагмент цепи ДНК
имеет последовательность нуклеотидов: Г Т Ц Ц А Ц Г А А Постройте по принципу комплементарности 2-ю цепочку ДНК.
РЕШЕНИЕ:
1-я цепь ДНК: Г-Т-Ц-Ц-А-Ц-Г-А-А.
Ц-А-Г-Г-Т-Г-Ц-Т-Т
Значение комплементарности:
Благодаря ей происходят реакции матричного синтеза и самоудвоение ДНК, который лежит в основе роста и размножения организмов.
-
Повторение и закрепление знаний:
35
Вставьте нужные слова:
- В составе РНК есть сахар…
- В составе ДНК есть азотистые основания…;
- И в ДНК, и в РНК есть….;
- В ДНК нет азотистого основания…
- Структура молекулы РНК в виде…
- ДНК в клетках может находиться в …
- Функции РНК:…
- В составе РНК есть азотистые основания…;
- В составе ДНК есть сахар…;
- В РНК нет азотистого основания…
- Структура молекулы ДНК в виде…
- Мономерами ДНК и РНК являются…;
- РНК в клетках может находиться в…
- Функции ДНК:…
- (рибоза)
- (А,Г,Ц,Т)
- (А,Г,Ц,сахар, Ф )
- (У)
- (Цепочки
- Нуклеотидов)
- (В ядре, митохондриях, хлоропластах)
- (Участие в синтезе белков)
- А,Г,Ц, (У)
- (дезоксирибоза)
- (Т)
- (Двойной спирали)
- (Нуклеотиды)
- (В ядре, цитоплазме, митохондриях, хлоропластах)
- (Хранение и передача наслед. информ.)
-
Проверь себя–правильные ответы
- Б
- Г
- В
- В
- Б
- А
- Г
- Б
- Б
- А
- В
- А
- Г
- Г
- В
-
Выводы
- Нуклеиновые кислоты: ДНК и РНК
- ДНК – полимер. Мономер – нуклеотид.
- Молекулы ДНК обладают видовой специфичностью.
- Молекула ДНК – двойная спираль, поддерживается водородными связями.
- Цепи ДНК строятся по принципу комплиментарности.
- Содержание ДНК в клетке постояннно.
- Функция ДНК – хранение и пердача наследственной информации.
-
Использованные источники информации
- Каменский А. А., Криксунов Е. А., Пасечник В. В. - Учебник Общая биология 10-11 классы – М.: Дрофа, 2006
- Мамонтов С. Г., Захаров В. Б. – Общая биология: учебное пособие – М.: Высшая школа, 1986
- Бабий Т. М., Беликова С. Н. – Нуклеиновые кислоты и АТФ // «Я иду на урок» // М.: «Первое сентября», 2003
- ЕГЭ 2011 Биология // Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся./ Г. С. Калинова, А. Н. Мягкова, В. З. Резникова. – М.: Интеллект-Центр, 2007
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.