Содержание
-
Логические задачи по основам экологии
Учитель биологии Деркач С.О. МОУ СОШ №1 г. Тверь
-
Задача №1
Все вещества в природе включены в круговорот веществ в биосфере, однако вещества, выпускаемые химической промышленностью, не могут быть включены в этот круговорот. Почему?
-
Задача №2
Иногда ребята едят щавель с сырых лугов, дикий лук или просто жуют травинки. Объясните, почему этого нельзя делать.
-
Задача №3
Условия в реке считаются нормальными только в том случае, если в ней обитают многочисленные виды, относящиеся к различным систематическим группам. Однако численность каждого вида даже в благоприятных условиях не превышает определенного предела. Почему?
-
Задача №4
В одном из районов Колумбии в борьбе с вредными насекомыми многократно применялись сильнейшие химикаты. Через некоторое время выяснилось, что в ближайших реках полностью исчезли лососи. Почему?
-
Задача №5
Кукушонок выбрасывает яйца или птенцов приемных родителей и один поедает корм, который они ему приносят, но потом как бы искупает свою вину. Как?
-
Задача №6
На двух полях посеяли горох. Первое поле обработали препаратом, уничтожающим бактерии, второе не обрабатывали. На каком поле урожай будет лучше?
-
Задача №7
Одним из важнейших свойств природных экосистем является саморегуляция. Можно ли считать агроценоз саморегулирующейся системой?
-
Задача №8
Объясните, почему в районе леса, где были уничтожены гусеницы, хуже стали расти деревья.
-
Задача №9
В поверхностном слое океана плавают серебристые рыбы, на глубине 200-400м – красноватого цвета, еще глубже – фиолетовые и черные, а вот донные глубоководные рыбы вовсе не окрашены. Раскройте биологическое значение различия окраски рыб.
-
Задача №10
Современная биологическая наука способна придумать средства, чтобы в отдельных регионах совсем уничтожить комаров, гнуса, мух и других вредных насекомых. Однако ученые ищут другие пути борьбы с вредителями, уничтожая только часть их или защищаясь от них и их вредного воздействия на людей и народное хозяйство. Объясните, почему нельзя уничтожить всех вредных насекомых. Подумайте, какие могут быть исключения из этого правила.
-
Задача №11
Лишайники чувствительны к чистому воздуху. Они широко распространены в природе, но почти не встречаются в больших городах. Почему?
-
Задача №12
Руды железа и марганца встречаются не только в местах залегания пород, но и на дне многих озер и болот. Откуда они могли там появиться?
-
Задача №13
На месте вырубленного леса часто начинается заболачивание почвы. Чем это можно объяснить, ведь эти участки гораздо сильнее освещаются солнцем?
-
Задача №14
Замечено, что в новых парках птицы встречаются редко, в то время как в старых их много. Чем объяснить это явление?
-
Варианты кратких ответов на вопросы
-
Задача №1
Круговорот веществ в природе сложился в процессе эволюции. Химическая же промышленность выпускает новые вещества, не встречающиеся в природе. Поэтому требуется значительное время, чтобы они разложились на простые вещества и включились в круговорот веществ.
-
Задача №2
На щавеле, луке, других травах могут оказаться цисты печеночного сосальщика.
-
Задача №3
В устойчивых биоценозах обитают многочисленные виды, которые находятся в определенном равновесии. Изменение их относительной численности или исчезновение некоторых говорит о неблагополучии в окружающей среде, о неправильном поведении людей по отношению к биоценозу.
-
Задача №4
Ядохимикаты уничтожили беспозвоночных животных, которыми питалась рыба, в том числе и лососи.
-
Задача №5
Когда кукушонок становится взрослым, он поедает различных насекомых – вредителей леса, в том числе мохнатых гусениц, которых не едят другие птицы.
-
Задача №6
На необработанном поле урожай будет лучше, так как на корнях гороха образуются клубеньки, в которых живут бактерии, поглощающие азот из воздуха. Они не только питаются им сами, но и накапливают его в растениях.
-
Задача №7
Агроценоз нельзя считать саморегулирующейся системой потому, что человек контролирует влияние различных факторов среды на экосистему и изменяет их (количество удобрений, воды, минеральных веществ и т.д. регулируются человеком)
-
Задача №8
Гусеницы питаются листьями растений, регулируя таким образом величину листового покрова, одновременно они удобряют лесную подстилку.
-
Задача №9
Окраска рыб имеет приспособительное значение и зависит от цвета и освещенности воды на данной глубине. На большую глубину свет не попадает, поэтому покровительственная окраска не имеет биологического значения для глубоководных рыб (большинство донных рыб не окрашено).
-
Задача №10
Большинство даже вредных для народного хозяйства насекомых нельзя полностью уничтожить, потому что это повлечет нарушение необходимых пищевых связей между организмами в природе. Исключение можно сделать для «одомашненных» вредных насекомых, вроде вшей, тараканов, моли.
-
Задача №11
Для лишайников нужен чистый воздух, богатый кислородом. Лишайники – своего рода индикаторы чистоты воздуха.
-
Задача №12
Руды железа и марганца образуются на дне многих озер и болот в результате деятельности бактерий, которые накапливают эти вещества. (Концентрационная функция живого вещества)
-
Задача №13
Сведение лесов часто вызывает интенсивное развитие мхов, способствующих заболачиванию почвы.
-
Задача №14
В старых парках птиц больше потому, что в них больше деревьев с дуплами для гнезд, гуще листва, больше трещин на деревьях, где можно найти насекомых, устойчивые пищевые связи, экологические ниши.
-
Литература
Демьянков Е.Н. Биология в вопросах и ответах. М. «Просвещение». 1999г. Лернер Г.И. Общая биология. Подготовка к ЕГЭ. 10-11 классы. М.Эксмо,2009г. Агафонова И.Б., Сивоглазов В.И. Биология. Общая биология. Базовый уровень. 11 класс. Серия «Навигатор». М. «Дрофа» 2011г. Мовчан В.Н. Экология человека. Изд. С-Петербургского университета. 2006г.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.