Содержание
-
Урок-викторина «Обобщение и повторение материала по темам «Надкласс Рыбы, Класс
Земноводные и Класс Пресмыкающиеся»
Цель урока: повторение и обобщение знаний по темам: «Надкласс Рыбы, Класс Земноводные и Класс Пресмыкающиеся».
Задачи урока:
- расширить представление учащихся о многообразии животных форм;
- развивать интерес к биологии, бережное отношение к животным;
- развивать самостоятельное мышление, умение анализировать;
- закрепить полученные знания по пройденной теме;
- обобщить знания учащихся 7 класса об особенностях морфологии, экологии и этологии холоднокровных животных;
- провести занимательную викторину, которая поможет повысить интерес к биологии, как к одной из фундаментальных наук человечества.
-
Правила проведения познавательной викторины.
Ученики 7 класса формируют 3 команды (по числу рядов в классе).
- Каждый правильный ответ - + 10 баллов команде (при неполном ответе допускается судьей-учителем засчитать 5 баллов из 10).
- При неверном ответе, другие две команды могут попытаться ответить на этот вопрос в порядке очередности.
- В конце – подведение итогов и выставление оценок для выявления победившей команды.
-
Тема «Надкласс Рыбы».1. Рыбы (ерш и окунь), чистое полотенце и раствор йода. Какая связь между
ними?
Ответ: Спинной и анальный плавники этих рыб имеют жесткие и колючие лучи. Уколы лучей при ловле и разделке рыб очень чувствительны и болезненны, приводят к образованию опухолей на коже рук. Руки при уколе необходимо вытереть чистым полотенцем, а ранки продезинфицировать раствором йода.
-
Тема: «Класс Земноводные».1. Лягушка и спортивный стиль плавания. Какая связь между ними?
Ответ:
Брасс – спортивный стиль плавания, основанный на эффективном лягушачьем плавании.
-
Тема: «Класс Пресмыкающиеся».1. Аллигатор, анаконда, саламандра, черепаха, удав. Какое
животное лишнее в этой компании? Почему?
Ответ: Саламандра – земноводное.
-
Тема «Надкласс Рыбы».2. Чешуя рыб «паспорт» и «медицинская» книжка одновременно. Почему?
Ответ: Чешуя рыб имеет годичные кольца, как ствол дерева. Эти кольца можно рассмотреть под микроскопом. В составе годичных колец два слоя: летний – широкий и светлый; зимний – узкий и темный. Подсчет годичных колец на чешуе рыбы дает возможность определить не только возраст, но и условия жизни рыбы в разные годы.
-
Тема: «Класс Земноводные». 2. Можно ли сделать рентген грудной клетки лягушки?
Ответ: Нельзя. У лягушки нет ребер и грудной клетки. Отсутствуют и дыхательные мышцы, которые поднимают и опускают ребра при вдохе и выдохе.
-
Тема: «Класс Пресмыкающиеся». 2. В зеленой траве он зеленый, в высохшей и пожелтевшей –
желтый. На стволе дерева он имеет цвет коры и листьев. Кто это? Каковы его биологические особенности?
Ответ: Хамелеон. Изменчивость окраски обусловлена перераспределением пигментов кожи под влиянием определенных факторов. Глаза хамелеона могут независимо друг от друга совершать повороты. Питается хамелеон насекомыми, которых он добывает при помощи своего длинного языка.
-
Тема «Надкласс Рыбы». 3. В аквариум к слепой щуке пустили рыб. Не видя их, щука бросилась на
них и всех без промаха переловила. Каким образом она их обнаружила?
Ответ: Боковая линия – орган чувств – заменяет рыбам зрение, она позволяет: определять направление и скорость движения воды; воспринимать колебание воды и отраженные от различных объектов волны; определять величину движущихся объектов.
-
Тема: «Класс Земноводные». 3. Может ли лягушка сбрасывать с себя кожу как в сказке про
Ивана-царевича? Почему?
Ответ: Может. Кожа лягушки со временем стареет и изнашивается. Линька у обычных лягушек происходит до 4 раз в год.
-
Тема: «Класс Пресмыкающиеся». 3. Почему змеи часто высовывают язык из межчелюстного
отверстия?
Ответ: Длинный и узкий язык змей – орган осязания, который позволяет им общаться в внешним миром: ощупывать предметы и пищу, улавливать запах, ощущать тепло, воспринимать звуковые колебания.
-
Тема «Надкласс Рыбы». 4. Обычай рыболовов плевать на приманку – не просто дань традиции.
Почему?
Ответ: В состав слюны человека входят вещества, оказывающие стимулирующие воздействие на вкусовые почки некоторых рыб. Эти почки располагаются на усиках, челюстях, жаберных дугах, в полости рта и глотке.
-
Тема: «Класс Земноводные». 4. Растут ли лягушки средней полосы России зимой? Почему?
Ответ: Зимой лягушки находятся в состоянии оцепенения на дне водоемов, в норах грызунов, под опавшей листвой и др. У амфибий резко понижается обмен веществ, клетки не делятся, рост лягушек не происходит.
-
Тема: «Класс Пресмыкающиеся». 4. Живой организм не может обходиться без воды. Но вот гремучая
змея, обитающая в пустынях юго-запада США, никогда не пьет воду. Как она решает «водную» проблему?
Ответ: Гремучая змея, питаясь грызунами, получает воду из их крови.
-
Тема «Надкласс Рыбы».5. Почему избыток растений в аквариуме оказывает вредное влияние на
рыб?
Ответ: Процесс фотосинтеза ночью не происходит. Растения кислород не выделяют, только поглощают его в процессе дыхания. Рыбам кислорода достается меньше, происходит угнетение их жизнедеятельности.
-
Тема: «Класс Земноводные». 5. Как по посадке можно различить лягушку и жабу?
Ответ: Объект охоты у жаб – ползающие и бегающие по земле насекомые, а у лягушки – летающие насекомые (в основном). Ввиду этого голова жабы наклонена ближе к земле, а у лягушек приподнята вверх.
-
Тема: «Класс Пресмыкающиеся». 5. Если пасть крокодила закрыта, ничего не стоит удержать ее в
этом состоянии одной рукой. Зато, если она открыта, то уж лучше держаться от него подальше. Как можно объяснить этот факт?
Ответ: Мышцы, смыкающие челюсти крокодила, во много раз сильнее мышц, размыкающих их.
-
Тема «Надкласс Рыбы».6. После дождя клев рыбы в водоеме заметно усилился. Почему?
Ответ: Дождевые капли сбивают на поверхность воды насекомых, обогащают воду кислородом, охлаждают воду в жаркий день.
-
Тема: «Класс Земноводные». 6. Жаба теряет на ночь около 15% своего веса. Как и чем она
восполняет недостаток влаги?
Ответ: Жаба восполняет потерю воды, поглощая ее из влажной почвы, из росы при помощи специального участка кожи на животе в паху.
-
Тема: «Класс Пресмыкающиеся». 6. Как можно различить укус двух змей: ядовитой и неядовитой?
Ответ: Укус змей оставляет на теле человека следы зубов в виде двух серповидных полос, образующих полуовал. След от укуса ядовитой змеи имеет в передней части полуовала две кровоточащие ранки (следы от ядовитых зубов), Неядовитые змеи оставляют только след в виде полуовала.
-
Тема «Надкласс Рыбы». 7. У японцев существует поговорка: «Хочешь съесть фугу – напиши сначала
завещание». Каков ее смысл?
Ответ: Национальным блюдом в Японии является рыба-собака, которую готовят опытные повара в специальных ресторанах. В этих ресторанах всегда висит объявление: «Администрация не несет ответственность за жизнь клиентов».
-
Тема: «Класс Земноводные». 7. На головастика тритона напала рыба. Рванулся головастик,
вырвался, а хвоста и ноги нет. Через некоторое время вместо хвоста выросла лапа, а вместо лапы появился хвост. Возможно ли это? Как называется такое явление?
Ответ: Да, возможно. У тритона хорошо развита способность к регенерации, но вместо одного органа может вырасти другой.
-
Тема: «Класс Пресмыкающиеся». 7. Объясните, почему говорят: «Плачет крокодиловыми слезами»?
Ответ: Так говорят о неискренних людях. У крокодилов во время еды выделяются слезы, и они как бы оплакивают свою жертву, хотя в это время рвут ее на куски. На самом деле появление слез – просто физиологический процесс. Со слезами у крокодилов выделяются излишки солей.
-
Литература.
Для подготовки вопросов занимательной викторины использовалось пособие:
Дмитров Е.Н. Познавательные задачи по зоологии позвоночных и их решения. Тула: «Родничок», 1999. – 144 с.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.