Презентация на тему "Организм человека как единое целое"

Включить эффекты
1 из 40
Смотреть похожие
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.0
1 оценка

Рецензии

Добавить свою рецензию

Аннотация к презентации

Презентационная работа по биологии на тему: "Организм человека как единое целое", адресованная студентам. Благодаря этой работе учащиеся узнают какими методами пользуется анатомия для изучения физиологии человека и что это дает для понимания организма как единого целого.

Краткое содержание

  • Предмет и методы анатомии и физиологии человека
  • Основные анатомические и физиологические понятия
  • Общая организация клетки и ее основные жизненные свойства (самостоятельно)
  • Общая структурная и функциональная характеристика тканей (самостоятельно)
  • Понятие об органах, системах органов и аппаратах
  • Понятие об организме как едином целом. Общие свойства живого
  • Общие закономерности роста и развития

Содержание

  • Слайд 1

    Уровни структурной организации организма человека.

    Организм человека как единое целое. Общие закономерности роста и развития.

  • Слайд 2

    ЛИТЕРАТУРА:

    • Гайворонский И.В. Анатомия и физиология человека. – М.: Академия, 2006.
    • Курепина М.М., Анатомия человека.- М., Владос. 2002.
    • Физиология человека: Учебник (курс лекций)/ Н.А.Агаджанян, Л.З.Тель, В.И.Циркин и др.; под ред Н.А.Агаджаняна и В.И.Циркина.- Изд. 1, 2-е, перераб. и доп.- СПб: СОТИС, 1992, 1998.

  • Слайд 3

    Система рейтинговой оценки знаний студентов по курсу «Анатомия и физиология человека»

  • Слайд 4

    ВОПРОСЫ:

    • Предмет и методы анатомии и физиологии человека.
    • Основные анатомические и физиологические понятия.
    • Общая организация клетки и ее основные жизненные свойства (самостоятельно).
    • Общая структурная и функциональная характеристика тканей (самостоятельно).
    • Понятие об органах, системах органов и аппаратах.
    • Понятие об организме как едином целом. Общие свойства живого.
    • Общие закономерности роста и развития

  • Слайд 5

    1. Предмет и методы анатомии и физиологии человека.

    Анатомия – наука о происхождении и развитии, формах и строении человеческого организма.

    • внешние формы и пропорции тела человека и его частей,
    • отдельные органы, их конструкция, микроскопическое строение,
    • основные этапы развития человека в процессе эволюции,
    • особенности строения тела и отдельных органов в различные возрастные периоды,
    • формирования человеческого организма в условиях внешней среды.

  • Слайд 6

    • Физиология – наука о функциональных механизмах живых организмов.
    • основывается на анатомии и из анатомии же ведет свое историческое происхождение.
    • Объектомфизиологических исследованийявляется живой организм.

  • Слайд 7

    Методы анатомии:

    на трупном материале -

    • метод препарирования – основной, используется с древних времен до настоящего времени - все организмы уникальны
    • метод мацерации
    • метод микроскопирования (на живом – биопсия)

    на живом человеке -

    • рентгеновский метод (на живом)
    • метод антропометрии (формы и пропорции)
    • эндоскопический метод

  • Слайд 8

    Методы физиологии:

    • Метод наблюдения
    • Метод эксперимента –

    - острый эксперимент

    - хронический эксперимент (И.П.Павлов)

  • Слайд 9

    2. Основные анатомические и физиологические понятия.

    Тело человека рядом плоскостей может быть мысленно разделено на части.

    • Сагиттальной плоскостью (sagitta – стрела) можно рассечь тело на правую и левую части, причем срединная плоскость делит его на две равные половины.
    • Фронтальная плоскость (от frons – лоб) делит тело на брюшную, или вентральную (от venter – брюхо), и спинную, или дорсальную (от dorsum – спина), половины.
    • Горизонтальная, или сегментальная, плоскость рассекает тело на поперечные отрезки – сегменты.

  • Слайд 10

    • Части поверхности, края органов, обращенные к срединной плоскости, называют медиальными; обращенные в сторону от этой плоскости носят название латеральных.
    • Положение органов, находящихся ближе к головному концу тела, называют краниальным (cranium – череп), а расположенных ближе к хвостовому концу – каудальным (cauda – хвост).
    • На конечностях ближайшую к туловищу часть называют проксимальной, а удаленную от него – дистальной (например, дистальная часть кисти образована пальцами, а проксимальная – запястьем).

  • Слайд 11

    • Основой жизнедеятельности организма являются физиологические процессы – сложная форма взаимодействия и единства биохимических и физиологических реакций.
    • Физиологические процессы лежат в основе физиологических функций.

  • Слайд 12

    Физиологические функции

    Соматические функции

    • ответные реакции
    • организма (преимущественно двигательные) на действие раздражителей
    • внешней и внутренней среды

    Вегетативные функции обеспечивают рост, размножение, обмен веществ

  • Слайд 13

    Регуляция – такая форма взаимодействия элементов в организме, когда одна структура или процесс направленно подчиняет другую структуру или процесс в интересах целого организма. Регуляция осуществляется нервным, гуморальным и нейрогуморальным способами.

    Саморегуляция – такая форма жизнедеятельности, при которой отклонение той или иной функции от уровня, обеспечивающего нормальную жизнедеятельность, является причиной возвращения этой функции к исходному уровню.

  • Слайд 14

    • Гомеостаз (от греч. homoios – подобный и stasis - неподвижный) – способность сохранять относительное постоянство состава внутренней среды и свойств организма.
    • Адаптация (от лат. adaptation – приспособление) – эффективная и экономная, адекватная приспособительная деятельность организма к воздействию факторов внешней среды – одно из основополагающих качеств живой материи.

  • Слайд 15

    Онтогенез (от греч. ontos – сущее и genesis – происхождение) – процесс индивидуального развития организма от момента образования зиготы до смерти.

    Общее или частное определение?

  • Слайд 16

    • Не у всех организмов есть оплодотворение (бесполое размножение)
    • Смерть как обязательное условие конца есть не у всех (деление особи на две дочерние)

    Общее определение – от начала жизненного цикла до его завершения

  • Слайд 17

    5. Понятие об органах, системах органов и аппаратах.

    • Орган– это часть тела, имеющая определенную форму, отличающаяся особой для этого органа конструкцией, занимающая определенное место в организме и выполняющая характерную функцию.
    • В образовании каждого органа участвуют все ткани, но одна является ведущей.
    • Для мозга это нервная ткань, для мышц – мышечная, для желез – эпителиальная. Другие ткани а органе выполняют вспомогательную функцию.

  • Слайд 18

    Систему органов составляют органы, выполняющие единую функцию и имеющие общее происхождение и общий план строения (пищеварительная система, дыхательная система, мочевая, половая, сердечно-сосудистая, лимфатическая и др.).

  • Слайд 19

    • Аппараты органов представляют собой органы, которые связаны единой функцией, однако имеют разное строение и происхождение.
    • Опорно-двигательный, мочеполовой, эндокринный аппараты.

  • Слайд 20

    6. Понятие об организме как едином целом. Общие свойства живого.

    • Организм (от лат. organiso – устраиваю, придаю стройный вид) – это сложная открытая биологическая система отдельного живого существа:
    • сложная, т.к. состоит из большого числа элементов (органов, клеток, тканей);
    • открытая, т.к. не может существовать без обмена веществами, энергией и информацией с окружающей средой;
    • биологическая, т.е. живая;
    • система, т.к. составляющие ее элементы взаимосвязаны между собой.

  • Слайд 21

    Живой организм отличается от неживой природы совокупностью следующих свойств:

    • высокоупорядоченное строение, на поддержание которого требуется энергия. Структурной и функциональной единицей является клетка.

  • Слайд 22

    способность к обмену веществами и энергией –

    совокупность физических и химических превращений, протекающих в организме и обеспечивающих его жизнедеятельность во взаимосвязи с окружающей средой

  • Слайд 23

    способность к росту и развитию

    • под ростом понимают количественные изменения, происходящие в живом организме: увеличение количества клеток, увеличение размеров клеток, что сопровождается изменением размеров органов и организма в целом
    • под развитием понимают качественные изменения, происходящие в организме: процессы дифференцировки, которые приводят к изменению структурных и функциональных характеристик организма

  • Слайд 24

    Развитие

    • Прогрессивное улучшение, увеличение, совершенствование
    • Регрессивное деградация, ухудшение, уменьшение

  • Слайд 25

    Развитие

    • Физическое
    • Психическое
    • Биологическое созревание

  • Слайд 26

    Критерии развития:

    • Физического – признаки роста (длина, окружности) и физиологические признаки (сила, ЖЕЛ и др.)
    • Психического – уровень развития речи, мышления, эмоций
    • Биологического созревания –

    - Сроки внутриутробного развития (доношенность)

    - Сроки окостенения скелета (заращивание родничков)

    - Сроки прорезывания молочных зубов и замены на постоянные

    - Сроки полового созревания и увядания

  • Слайд 27

    свойство памяти, т.е. способность воспринимать, хранить и воспроизводить информацию.

    В живом организме различают генетическую, иммунную память, а также память как свойство мозга, как психическую функцию.

  • Слайд 28

    • раздражимость – способность реагировать на действие раздражителей изменением уровня физиологической активности
    • возбудимость– способность отвечать на действие раздражителя реакцией возбуждения

  • Слайд 29

    • способность к саморегуляции, в которой принимают участие нервная и эндокринная система
    • способность к адаптации, т.е. возможность приспособления к изменяющимся условиям существования
    • способность к размножению
    • движение

  • Слайд 30

    В организме человека различают следующие уровни организации:

    • субклеточные уровни (уровень мембран, уровень органоидов и уровень молекул или биохимический уровень),
    • клеточный,
    • тканевый,
    • органный,
    • системный
    • организменный.

    Субординационные взаимоотношения уровней организации организма представляют иллюстрацию существующей в науке концепции целостности.

  • Слайд 31

    7. Общие закономерности роста и развития

    единство роста и развития

    • Количественные изменения всегда сопровождаются качественными изменениями (наращивание мышечной массы – увеличение силы мышц)
    • Рост и развитие не могут одновременно происходить в одной и той же группе клеток (Иван Ивановия Шмальгаузен, 1935), они должны быть разделены либо во времени, либо в пространстве – наличие этапов возрастного развития

  • Слайд 32

    непрерывность роста и развития в течение онтогенеза.

    Количественные и качественные изменения продолжаются в течение всей жизни, но могут быть более или менее интенсивными, могут носить прогрессивный (приводящий к созреванию, к расцвету) и регрессивный (сопровождающийся инволюцией органа, угасанием функции) характер

  • Слайд 33

    надежность роста и развития –

    наличие резервных возможностей организма, которые обеспечивают рост и развитие в разных обстоятельствах (травма, болезнь и т.д.) и в меняющихся условиях существования.

    Концепция биологической надежности сформулирована Ашотом Арташесовичем Маркосяном.

  • Слайд 34

    В основе надежности лежат механизмы:

    а) дублирования функций (2 почки, 2 глаза, 2 уха и т.д.);

    б) дублирования механизмов достижения адаптивного эффекта (для поддержания температуры внутренней среды)

    в) избыточности (избыточное число нервных клеток в ЦНС)

    г) пластичности (одни структуры ЦНС могут брать на себя функции утраченных в результате травмы, инфекции и т.д.)

  • Слайд 35

    гетерохронность– разновременное созревание функциональных систем, под которыми понимают совокупность органов и систем органов, необходимых для достижения «полезного» для организма результата, другими словами, адаптивного результата.

  • Слайд 36

    Положение о гетерохронности развития впервые сформулировано П.К.Анохиным, который назвал свою теорию созревания организма теорией системогенеза.

    Под системогенезом понимается поэтапное включение и смена функциональных систем в процессе индивидуального развития.

  • Слайд 37

    гармоничность роста и развития -

    на каждом этапе онтогенеза уровень развития организма соответствует требованиям среды и задачам дальнейшего развития.

    Все функциональные системы маленького ребенка обладают достаточным уровнем надежности для функционирования в тех конкретных условиях, в которых ребенок живет.

  • Слайд 38

    Границы адаптивных возможностей ребенка существенно уже, чем у взрослых. По этой причине ребенок предъявляет повышенные требования к условиям обитания, что определяет особые гигиенические и психолого-педагогические характеристики среды ребенка.

  • Слайд 39

    гетеросенситивность роста и развития – различная чувствительность развивающихся систем к разным внешним воздействиям на отдельных этапах онтогенеза.

    Депривация, т.е. исключение некоторых внешних факторов в определенные этапы развития может фатально сказываться на развитии соответствующих функций.

    Поиск сенситивных периодов для развития тех или иных качеств с целью его эффективного использования в учебном процессе – одна из важных современных задач физиолого-педагогических и психолого-педагогических исследований.

  • Слайд 40

    Критические и кризисные периоды развития.

    • Критический период – переломный этап в морфофункциональном развитии организма. Он завершает предыдущий период онтогенеза и начинает качественно новый этап развития.
    • Кризисный период – период выраженных перестроек личности, происходящих в определенное время (изменение жизненной позиции, появление новых мотивов и т.д.).

Посмотреть все слайды

Предложить улучшение Сообщить об ошибке