Содержание
- 
              
            
 Уровни структурной организации организма человека. Организм человека как единое целое. Общие закономерности роста и развития. 
- 
              
            ЛИТЕРАТУРА:- Гайворонский И.В. Анатомия и физиология человека. – М.: Академия, 2006.
- Курепина М.М., Анатомия человека.- М., Владос. 2002.
- Физиология человека: Учебник (курс лекций)/ Н.А.Агаджанян, Л.З.Тель, В.И.Циркин и др.; под ред Н.А.Агаджаняна и В.И.Циркина.- Изд. 1, 2-е, перераб. и доп.- СПб: СОТИС, 1992, 1998.
 
- 
              
            
 Система рейтинговой оценки знаний студентов по курсу «Анатомия и физиология человека» 
- 
              
            ВОПРОСЫ:- Предмет и методы анатомии и физиологии человека.
- Основные анатомические и физиологические понятия.
- Общая организация клетки и ее основные жизненные свойства (самостоятельно).
- Общая структурная и функциональная характеристика тканей (самостоятельно).
- Понятие об органах, системах органов и аппаратах.
- Понятие об организме как едином целом. Общие свойства живого.
- Общие закономерности роста и развития
 
- 
              
            1. Предмет и методы анатомии и физиологии человека.Анатомия – наука о происхождении и развитии, формах и строении человеческого организма. - внешние формы и пропорции тела человека и его частей,
- отдельные органы, их конструкция, микроскопическое строение,
- основные этапы развития человека в процессе эволюции,
- особенности строения тела и отдельных органов в различные возрастные периоды,
- формирования человеческого организма в условиях внешней среды.
 
- 
              
            
 - Физиология – наука о функциональных механизмах живых организмов.
- основывается на анатомии и из анатомии же ведет свое историческое происхождение.
- Объектомфизиологических исследованийявляется живой организм.
 
- 
              
            
 Методы анатомии: на трупном материале - - метод препарирования – основной, используется с древних времен до настоящего времени - все организмы уникальны
- метод мацерации
- метод микроскопирования (на живом – биопсия)
 на живом человеке - - рентгеновский метод (на живом)
- метод антропометрии (формы и пропорции)
- эндоскопический метод
 
- 
              
            
 Методы физиологии: - Метод наблюдения
- Метод эксперимента –
 - острый эксперимент - хронический эксперимент (И.П.Павлов) 
- 
              
            2. Основные анатомические и физиологические понятия.Тело человека рядом плоскостей может быть мысленно разделено на части. - Сагиттальной плоскостью (sagitta – стрела) можно рассечь тело на правую и левую части, причем срединная плоскость делит его на две равные половины.
- Фронтальная плоскость (от frons – лоб) делит тело на брюшную, или вентральную (от venter – брюхо), и спинную, или дорсальную (от dorsum – спина), половины.
- Горизонтальная, или сегментальная, плоскость рассекает тело на поперечные отрезки – сегменты.
 
- 
              
            
 - Части поверхности, края органов, обращенные к срединной плоскости, называют медиальными; обращенные в сторону от этой плоскости носят название латеральных.
- Положение органов, находящихся ближе к головному концу тела, называют краниальным (cranium – череп), а расположенных ближе к хвостовому концу – каудальным (cauda – хвост).
- На конечностях ближайшую к туловищу часть называют проксимальной, а удаленную от него – дистальной (например, дистальная часть кисти образована пальцами, а проксимальная – запястьем).
 
- 
              
            
 - Основой жизнедеятельности организма являются физиологические процессы – сложная форма взаимодействия и единства биохимических и физиологических реакций.
- Физиологические процессы лежат в основе физиологических функций.
 
- 
              
            
 Физиологические функции Соматические функции - ответные реакции
- организма (преимущественно двигательные) на действие раздражителей
- внешней и внутренней среды
 Вегетативные функции обеспечивают рост, размножение, обмен веществ 
- 
              
            
 Регуляция – такая форма взаимодействия элементов в организме, когда одна структура или процесс направленно подчиняет другую структуру или процесс в интересах целого организма. Регуляция осуществляется нервным, гуморальным и нейрогуморальным способами. Саморегуляция – такая форма жизнедеятельности, при которой отклонение той или иной функции от уровня, обеспечивающего нормальную жизнедеятельность, является причиной возвращения этой функции к исходному уровню. 
- 
              
            
 - Гомеостаз (от греч. homoios – подобный и stasis - неподвижный) – способность сохранять относительное постоянство состава внутренней среды и свойств организма.
- Адаптация (от лат. adaptation – приспособление) – эффективная и экономная, адекватная приспособительная деятельность организма к воздействию факторов внешней среды – одно из основополагающих качеств живой материи.
 
- 
              
            
 Онтогенез (от греч. ontos – сущее и genesis – происхождение) – процесс индивидуального развития организма от момента образования зиготы до смерти. Общее или частное определение? 
- 
              
            
 - Не у всех организмов есть оплодотворение (бесполое размножение)
- Смерть как обязательное условие конца есть не у всех (деление особи на две дочерние)
 Общее определение – от начала жизненного цикла до его завершения 
- 
              
            5. Понятие об органах, системах органов и аппаратах.- Орган– это часть тела, имеющая определенную форму, отличающаяся особой для этого органа конструкцией, занимающая определенное место в организме и выполняющая характерную функцию.
- В образовании каждого органа участвуют все ткани, но одна является ведущей.
- Для мозга это нервная ткань, для мышц – мышечная, для желез – эпителиальная. Другие ткани а органе выполняют вспомогательную функцию.
 
- 
              
            
 Систему органов составляют органы, выполняющие единую функцию и имеющие общее происхождение и общий план строения (пищеварительная система, дыхательная система, мочевая, половая, сердечно-сосудистая, лимфатическая и др.). 
- 
              
            
 - Аппараты органов представляют собой органы, которые связаны единой функцией, однако имеют разное строение и происхождение.
- Опорно-двигательный, мочеполовой, эндокринный аппараты.
 
- 
              
            6. Понятие об организме как едином целом. Общие свойства живого.- Организм (от лат. organiso – устраиваю, придаю стройный вид) – это сложная открытая биологическая система отдельного живого существа:
- сложная, т.к. состоит из большого числа элементов (органов, клеток, тканей);
- открытая, т.к. не может существовать без обмена веществами, энергией и информацией с окружающей средой;
- биологическая, т.е. живая;
- система, т.к. составляющие ее элементы взаимосвязаны между собой.
 
- 
              
            
 Живой организм отличается от неживой природы совокупностью следующих свойств: - высокоупорядоченное строение, на поддержание которого требуется энергия. Структурной и функциональной единицей является клетка.
 
- 
              
            
 способность к обмену веществами и энергией – совокупность физических и химических превращений, протекающих в организме и обеспечивающих его жизнедеятельность во взаимосвязи с окружающей средой 
- 
              
            
 способность к росту и развитию - под ростом понимают количественные изменения, происходящие в живом организме: увеличение количества клеток, увеличение размеров клеток, что сопровождается изменением размеров органов и организма в целом
- под развитием понимают качественные изменения, происходящие в организме: процессы дифференцировки, которые приводят к изменению структурных и функциональных характеристик организма
 
- 
              
            
 Развитие - Прогрессивное улучшение, увеличение, совершенствование
- Регрессивное деградация, ухудшение, уменьшение
 
- 
              
            
 Развитие - Физическое
- Психическое
- Биологическое созревание
 
- 
              
            
 Критерии развития: - Физического – признаки роста (длина, окружности) и физиологические признаки (сила, ЖЕЛ и др.)
- Психического – уровень развития речи, мышления, эмоций
- Биологического созревания –
 - Сроки внутриутробного развития (доношенность) - Сроки окостенения скелета (заращивание родничков) - Сроки прорезывания молочных зубов и замены на постоянные - Сроки полового созревания и увядания 
- 
              
            
 свойство памяти, т.е. способность воспринимать, хранить и воспроизводить информацию. В живом организме различают генетическую, иммунную память, а также память как свойство мозга, как психическую функцию. 
- 
              
            
 - раздражимость – способность реагировать на действие раздражителей изменением уровня физиологической активности
- возбудимость– способность отвечать на действие раздражителя реакцией возбуждения
 
- 
              
            
 - способность к саморегуляции, в которой принимают участие нервная и эндокринная система
- способность к адаптации, т.е. возможность приспособления к изменяющимся условиям существования
- способность к размножению
- движение
 
- 
              
            
 В организме человека различают следующие уровни организации: - субклеточные уровни (уровень мембран, уровень органоидов и уровень молекул или биохимический уровень),
- клеточный,
- тканевый,
- органный,
- системный
- организменный.
 Субординационные взаимоотношения уровней организации организма представляют иллюстрацию существующей в науке концепции целостности. 
- 
              
            7. Общие закономерности роста и развитияединство роста и развития - Количественные изменения всегда сопровождаются качественными изменениями (наращивание мышечной массы – увеличение силы мышц)
- Рост и развитие не могут одновременно происходить в одной и той же группе клеток (Иван Ивановия Шмальгаузен, 1935), они должны быть разделены либо во времени, либо в пространстве – наличие этапов возрастного развития
 
- 
              
            
 непрерывность роста и развития в течение онтогенеза. Количественные и качественные изменения продолжаются в течение всей жизни, но могут быть более или менее интенсивными, могут носить прогрессивный (приводящий к созреванию, к расцвету) и регрессивный (сопровождающийся инволюцией органа, угасанием функции) характер 
- 
              
            
 надежность роста и развития – наличие резервных возможностей организма, которые обеспечивают рост и развитие в разных обстоятельствах (травма, болезнь и т.д.) и в меняющихся условиях существования. Концепция биологической надежности сформулирована Ашотом Арташесовичем Маркосяном. 
- 
              
            
 В основе надежности лежат механизмы: а) дублирования функций (2 почки, 2 глаза, 2 уха и т.д.); б) дублирования механизмов достижения адаптивного эффекта (для поддержания температуры внутренней среды) в) избыточности (избыточное число нервных клеток в ЦНС) г) пластичности (одни структуры ЦНС могут брать на себя функции утраченных в результате травмы, инфекции и т.д.) 
- 
              
            
 гетерохронность– разновременное созревание функциональных систем, под которыми понимают совокупность органов и систем органов, необходимых для достижения «полезного» для организма результата, другими словами, адаптивного результата. 
- 
              
            
 Положение о гетерохронности развития впервые сформулировано П.К.Анохиным, который назвал свою теорию созревания организма теорией системогенеза. Под системогенезом понимается поэтапное включение и смена функциональных систем в процессе индивидуального развития. 
- 
              
            
 гармоничность роста и развития - на каждом этапе онтогенеза уровень развития организма соответствует требованиям среды и задачам дальнейшего развития. Все функциональные системы маленького ребенка обладают достаточным уровнем надежности для функционирования в тех конкретных условиях, в которых ребенок живет. 
- 
              
            
 Границы адаптивных возможностей ребенка существенно уже, чем у взрослых. По этой причине ребенок предъявляет повышенные требования к условиям обитания, что определяет особые гигиенические и психолого-педагогические характеристики среды ребенка. 
- 
              
            
 гетеросенситивность роста и развития – различная чувствительность развивающихся систем к разным внешним воздействиям на отдельных этапах онтогенеза. Депривация, т.е. исключение некоторых внешних факторов в определенные этапы развития может фатально сказываться на развитии соответствующих функций. Поиск сенситивных периодов для развития тех или иных качеств с целью его эффективного использования в учебном процессе – одна из важных современных задач физиолого-педагогических и психолого-педагогических исследований. 
- 
              
            
 Критические и кризисные периоды развития. - Критический период – переломный этап в морфофункциональном развитии организма. Он завершает предыдущий период онтогенеза и начинает качественно новый этап развития.
- Кризисный период – период выраженных перестроек личности, происходящих в определенное время (изменение жизненной позиции, появление новых мотивов и т.д.).
 
 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
  
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.