Содержание
-
Уровни структурной организации организма человека.
Организм человека как единое целое. Общие закономерности роста и развития.
-
ЛИТЕРАТУРА:
- Гайворонский И.В. Анатомия и физиология человека. – М.: Академия, 2006.
- Курепина М.М., Анатомия человека.- М., Владос. 2002.
- Физиология человека: Учебник (курс лекций)/ Н.А.Агаджанян, Л.З.Тель, В.И.Циркин и др.; под ред Н.А.Агаджаняна и В.И.Циркина.- Изд. 1, 2-е, перераб. и доп.- СПб: СОТИС, 1992, 1998.
-
Система рейтинговой оценки знаний студентов по курсу «Анатомия и физиология человека»
-
ВОПРОСЫ:
- Предмет и методы анатомии и физиологии человека.
- Основные анатомические и физиологические понятия.
- Общая организация клетки и ее основные жизненные свойства (самостоятельно).
- Общая структурная и функциональная характеристика тканей (самостоятельно).
- Понятие об органах, системах органов и аппаратах.
- Понятие об организме как едином целом. Общие свойства живого.
- Общие закономерности роста и развития
-
1. Предмет и методы анатомии и физиологии человека.
Анатомия – наука о происхождении и развитии, формах и строении человеческого организма.
- внешние формы и пропорции тела человека и его частей,
- отдельные органы, их конструкция, микроскопическое строение,
- основные этапы развития человека в процессе эволюции,
- особенности строения тела и отдельных органов в различные возрастные периоды,
- формирования человеческого организма в условиях внешней среды.
-
- Физиология – наука о функциональных механизмах живых организмов.
- основывается на анатомии и из анатомии же ведет свое историческое происхождение.
- Объектомфизиологических исследованийявляется живой организм.
-
Методы анатомии:
на трупном материале -
- метод препарирования – основной, используется с древних времен до настоящего времени - все организмы уникальны
- метод мацерации
- метод микроскопирования (на живом – биопсия)
на живом человеке -
- рентгеновский метод (на живом)
- метод антропометрии (формы и пропорции)
- эндоскопический метод
-
Методы физиологии:
- Метод наблюдения
- Метод эксперимента –
- острый эксперимент
- хронический эксперимент (И.П.Павлов)
-
2. Основные анатомические и физиологические понятия.
Тело человека рядом плоскостей может быть мысленно разделено на части.
- Сагиттальной плоскостью (sagitta – стрела) можно рассечь тело на правую и левую части, причем срединная плоскость делит его на две равные половины.
- Фронтальная плоскость (от frons – лоб) делит тело на брюшную, или вентральную (от venter – брюхо), и спинную, или дорсальную (от dorsum – спина), половины.
- Горизонтальная, или сегментальная, плоскость рассекает тело на поперечные отрезки – сегменты.
-
- Части поверхности, края органов, обращенные к срединной плоскости, называют медиальными; обращенные в сторону от этой плоскости носят название латеральных.
- Положение органов, находящихся ближе к головному концу тела, называют краниальным (cranium – череп), а расположенных ближе к хвостовому концу – каудальным (cauda – хвост).
- На конечностях ближайшую к туловищу часть называют проксимальной, а удаленную от него – дистальной (например, дистальная часть кисти образована пальцами, а проксимальная – запястьем).
-
- Основой жизнедеятельности организма являются физиологические процессы – сложная форма взаимодействия и единства биохимических и физиологических реакций.
- Физиологические процессы лежат в основе физиологических функций.
-
Физиологические функции
Соматические функции
- ответные реакции
- организма (преимущественно двигательные) на действие раздражителей
- внешней и внутренней среды
Вегетативные функции обеспечивают рост, размножение, обмен веществ
-
Регуляция – такая форма взаимодействия элементов в организме, когда одна структура или процесс направленно подчиняет другую структуру или процесс в интересах целого организма. Регуляция осуществляется нервным, гуморальным и нейрогуморальным способами.
Саморегуляция – такая форма жизнедеятельности, при которой отклонение той или иной функции от уровня, обеспечивающего нормальную жизнедеятельность, является причиной возвращения этой функции к исходному уровню.
-
- Гомеостаз (от греч. homoios – подобный и stasis - неподвижный) – способность сохранять относительное постоянство состава внутренней среды и свойств организма.
- Адаптация (от лат. adaptation – приспособление) – эффективная и экономная, адекватная приспособительная деятельность организма к воздействию факторов внешней среды – одно из основополагающих качеств живой материи.
-
Онтогенез (от греч. ontos – сущее и genesis – происхождение) – процесс индивидуального развития организма от момента образования зиготы до смерти.
Общее или частное определение?
-
- Не у всех организмов есть оплодотворение (бесполое размножение)
- Смерть как обязательное условие конца есть не у всех (деление особи на две дочерние)
Общее определение – от начала жизненного цикла до его завершения
-
5. Понятие об органах, системах органов и аппаратах.
- Орган– это часть тела, имеющая определенную форму, отличающаяся особой для этого органа конструкцией, занимающая определенное место в организме и выполняющая характерную функцию.
- В образовании каждого органа участвуют все ткани, но одна является ведущей.
- Для мозга это нервная ткань, для мышц – мышечная, для желез – эпителиальная. Другие ткани а органе выполняют вспомогательную функцию.
-
Систему органов составляют органы, выполняющие единую функцию и имеющие общее происхождение и общий план строения (пищеварительная система, дыхательная система, мочевая, половая, сердечно-сосудистая, лимфатическая и др.).
-
- Аппараты органов представляют собой органы, которые связаны единой функцией, однако имеют разное строение и происхождение.
- Опорно-двигательный, мочеполовой, эндокринный аппараты.
-
6. Понятие об организме как едином целом. Общие свойства живого.
- Организм (от лат. organiso – устраиваю, придаю стройный вид) – это сложная открытая биологическая система отдельного живого существа:
- сложная, т.к. состоит из большого числа элементов (органов, клеток, тканей);
- открытая, т.к. не может существовать без обмена веществами, энергией и информацией с окружающей средой;
- биологическая, т.е. живая;
- система, т.к. составляющие ее элементы взаимосвязаны между собой.
-
Живой организм отличается от неживой природы совокупностью следующих свойств:
- высокоупорядоченное строение, на поддержание которого требуется энергия. Структурной и функциональной единицей является клетка.
-
способность к обмену веществами и энергией –
совокупность физических и химических превращений, протекающих в организме и обеспечивающих его жизнедеятельность во взаимосвязи с окружающей средой
-
способность к росту и развитию
- под ростом понимают количественные изменения, происходящие в живом организме: увеличение количества клеток, увеличение размеров клеток, что сопровождается изменением размеров органов и организма в целом
- под развитием понимают качественные изменения, происходящие в организме: процессы дифференцировки, которые приводят к изменению структурных и функциональных характеристик организма
-
Развитие
- Прогрессивное улучшение, увеличение, совершенствование
- Регрессивное деградация, ухудшение, уменьшение
-
Развитие
- Физическое
- Психическое
- Биологическое созревание
-
Критерии развития:
- Физического – признаки роста (длина, окружности) и физиологические признаки (сила, ЖЕЛ и др.)
- Психического – уровень развития речи, мышления, эмоций
- Биологического созревания –
- Сроки внутриутробного развития (доношенность)
- Сроки окостенения скелета (заращивание родничков)
- Сроки прорезывания молочных зубов и замены на постоянные
- Сроки полового созревания и увядания
-
свойство памяти, т.е. способность воспринимать, хранить и воспроизводить информацию.
В живом организме различают генетическую, иммунную память, а также память как свойство мозга, как психическую функцию.
-
- раздражимость – способность реагировать на действие раздражителей изменением уровня физиологической активности
- возбудимость– способность отвечать на действие раздражителя реакцией возбуждения
-
- способность к саморегуляции, в которой принимают участие нервная и эндокринная система
- способность к адаптации, т.е. возможность приспособления к изменяющимся условиям существования
- способность к размножению
- движение
-
В организме человека различают следующие уровни организации:
- субклеточные уровни (уровень мембран, уровень органоидов и уровень молекул или биохимический уровень),
- клеточный,
- тканевый,
- органный,
- системный
- организменный.
Субординационные взаимоотношения уровней организации организма представляют иллюстрацию существующей в науке концепции целостности.
-
7. Общие закономерности роста и развития
единство роста и развития
- Количественные изменения всегда сопровождаются качественными изменениями (наращивание мышечной массы – увеличение силы мышц)
- Рост и развитие не могут одновременно происходить в одной и той же группе клеток (Иван Ивановия Шмальгаузен, 1935), они должны быть разделены либо во времени, либо в пространстве – наличие этапов возрастного развития
-
непрерывность роста и развития в течение онтогенеза.
Количественные и качественные изменения продолжаются в течение всей жизни, но могут быть более или менее интенсивными, могут носить прогрессивный (приводящий к созреванию, к расцвету) и регрессивный (сопровождающийся инволюцией органа, угасанием функции) характер
-
надежность роста и развития –
наличие резервных возможностей организма, которые обеспечивают рост и развитие в разных обстоятельствах (травма, болезнь и т.д.) и в меняющихся условиях существования.
Концепция биологической надежности сформулирована Ашотом Арташесовичем Маркосяном.
-
В основе надежности лежат механизмы:
а) дублирования функций (2 почки, 2 глаза, 2 уха и т.д.);
б) дублирования механизмов достижения адаптивного эффекта (для поддержания температуры внутренней среды)
в) избыточности (избыточное число нервных клеток в ЦНС)
г) пластичности (одни структуры ЦНС могут брать на себя функции утраченных в результате травмы, инфекции и т.д.)
-
гетерохронность– разновременное созревание функциональных систем, под которыми понимают совокупность органов и систем органов, необходимых для достижения «полезного» для организма результата, другими словами, адаптивного результата.
-
Положение о гетерохронности развития впервые сформулировано П.К.Анохиным, который назвал свою теорию созревания организма теорией системогенеза.
Под системогенезом понимается поэтапное включение и смена функциональных систем в процессе индивидуального развития.
-
гармоничность роста и развития -
на каждом этапе онтогенеза уровень развития организма соответствует требованиям среды и задачам дальнейшего развития.
Все функциональные системы маленького ребенка обладают достаточным уровнем надежности для функционирования в тех конкретных условиях, в которых ребенок живет.
-
Границы адаптивных возможностей ребенка существенно уже, чем у взрослых. По этой причине ребенок предъявляет повышенные требования к условиям обитания, что определяет особые гигиенические и психолого-педагогические характеристики среды ребенка.
-
гетеросенситивность роста и развития – различная чувствительность развивающихся систем к разным внешним воздействиям на отдельных этапах онтогенеза.
Депривация, т.е. исключение некоторых внешних факторов в определенные этапы развития может фатально сказываться на развитии соответствующих функций.
Поиск сенситивных периодов для развития тех или иных качеств с целью его эффективного использования в учебном процессе – одна из важных современных задач физиолого-педагогических и психолого-педагогических исследований.
-
Критические и кризисные периоды развития.
- Критический период – переломный этап в морфофункциональном развитии организма. Он завершает предыдущий период онтогенеза и начинает качественно новый этап развития.
- Кризисный период – период выраженных перестроек личности, происходящих в определенное время (изменение жизненной позиции, появление новых мотивов и т.д.).
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.