Содержание
-
Органы дыханиячеловекаУчитель биологии МОУ « Езвинская СОШ» Касьянова Светлана Валентиновна( урок с элементами моделирования)
-
Цели и задачи урока
- раскрыть значение органов дыхания;
-раскрыть взаимосвязь органов дыхания и органов кровообращения;
- показать роль кислорода в энергетическом обмене;
-познакомиться со строением и функциями органов дыхания;
Рассмотреть функции гортани как органа голосообразования.
-
Задания на повторение или подготовка к новой теме
Объясните схему
1. Клетка--- ткань--- орган---- система органов ---- организм
2. Эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Что это? Назовите их функции
-
План работы
1. Значение дыхания
2. Связь дыхательной и кровеносной системы.
3. Органы дыхания: строение и функции
4. Закрепление:
- заполнение таблицы сиспользованием учебника,
- проблемные вопросы
- «собери модель»
-тест
-заполнение листа достижений, рефлексия
-
И это все о воздухе:.
поговорка « Это нужно нам как воздух!» выражает потребность организма в воздухе;
В 1846 году на судне « Мери Сомс» погиб батальон солдат, укрывшись во время шторма в трюме, хотя судно осталось невредимым. Почему все погибли? Ответ прост: им не хватило воздуха. Ведь никто не знал, что для дыхания человеку необходимо 2 куб. м в час.
-
Что такое дыхание?
Дыхание – это обмен газов между клетками и окружающей средой.
-
Процесс дыхания состоитиз четырех этапов:
- обмен газов между воздушной средой и легкими;
- обмен газов между легкими и кровью;
- транспорт газов кровью;
- газообмен в тканях.
-
Органы, которые проводят воздух к альвеолам легких, называются дыхательными путями.Верхние дыхательные пути: носовая и ротовая полости, носоглотка, глотка.Нижние дыхательные пути: гортань трахея, бронхи.
-
Носовая полость
- Строение: состоит из нескольких извилистых носовых ходов. Внутренняя поверхность выстлана мерцательным эпителием. В стенках носовой полости проходит густая сеть кровеносных капилляров.
- Функции: согревание, увлажнение воздуха и очищение его от пыли; защита организма от вредных воздействий через воздух; восприятие запахов (орган обоняния).
- Из носовой полости воздух попадает в носоглотку, а затем в глотку, с которой сообщается ротовая полость. Из глотки воздух попадает в гортань.
-
Гортань – орган голосообразования
Строение: широкая трубка, напоминающая воронку, состоит из хрящей. Спереди и с боков ее прикрывает щитовидный хрящ. У мужчин он несколько выступает вперед, образуя кадык. В узкой части гортани находятся голосовые связки. Вход в гортань защищает особый полуподвижный хрящ – надгортанник.
Функции: Защита воздухоносных путей от попадания в них пищи; образование звуков.
-
Из гортани воздух попадает в трахею.
Трахея
- Строение: широкая трубка, состоящая и хрящевых полуколец с мягкой стороны, обращенной к пищеводу. Внутренняя стенка трахеи покрыта мерцательным эпителием.
- Функции: свободное прохождение воздуха в легкие, выведение пыльцевых частиц из легких в глотку.
Бронхи
- Строение: ветвящиеся трубки более мелкого диаметра. Состоят из хрящевых колец, которые защищают их от спадания во время вдоха.
- Функции: Поступление воздуха к альвеолам легких.
-
Легкие занимают все свободное пространство в грудной полости. Расширенная часть легких
прилегает к диафрагме. Общая поверхность легких 100 м2.
Каждое легкое одето оболочкой - легочной плеврой. Грудную полость тоже выстилает оболочка – пристеночная плевра. Между пристеночной и легочной плеврой узкая щель – плевральная полость, которая заполнена тончайшим слоем жидкости, которая облегчает скольжение легочной стенки во время вдоха и выдоха.
-
Легкие человека состоят из мельчайших легочных пузырьков – альвеол.
Альвеолы густо оплетены сетью кровеносных сосудов – капилляров. Образованы альвеолы эпителием, который выделяет специальную жидкость, тончайшей пленкой выстилающую альвеолу. Ее функции: уменьшает поверхностное натяжение и не дает альвеолам смыкаться; убивает микробов, проникших в легкие. В альвеолах осуществляется газообмен между кровью и окружающим воздухом путем диффузии.
-
Органы дыхания
выполняет лишь первую часть газообмена. Остальное выполняет система органов кровообращения.
Между дыхательной и кровеносной системами существует глубокая взаимосвязь.
-
Различают
- легочное дыхание, обеспечива-ющее газообмен между воздухом и кровью
- тканевое дыхание, осуществляю-щее газообмен
- между кровью и клетками тканей.
-
Заполнить таблицу
-
Используя таблицу в тетради, объясните следующие факты:
1. Почему дыхание через нос предпочтительнее, чем через рот?
2. Щелкните себя по щеке – получился тихий звук. Надуйте щеку и щелкните по надутой щеке- звук громкий и звучный. Почему?
-
Собери модель
- Класс делится на 2 – 3 группы по 5 человек.. Из предложенного материала составьте модель органов дыхания.
- Каждый ученик выбирает материал для одного органа дыхания и объясняет свой выбор. Вместе группа собирает органы дыхания.
-
Дополни предложение
1.Газообмен между легкими и тканями происходит в …
2. Воздух из трахеи попадает в …
3. Гортань образована …
4. Верхние дыхательные пути….
-
Заполнение листа достижений
- Я знал…..
- Я узнал…….
-
Домашнее задание
- Параграф 22
- Задача: человек вдохнул сахарную пудру и через 10 минут почувствовал сладкий вкус во рту. Объясните это явление?
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.