Содержание
-
Особенности решения некоторых задач № 27 и 28 в ЕГЭ по биологии
Учитель биологии МБОУ СОШ 16 Юрова Галина Степановна Сентябрь 2024
-
В рамках Единого государственного экзамена (ЕГЭ) по биологии
появились новые задачи, связанные с генетическими закономерностями. Одним из интересных вопросов является голандрический тип наследования, сцепленный с Y-хромосомой. Этот тип наследования представляет собой особую форму генетической связи, которая может существенно влиять на проявление признаков у потомков. Решение задач, связанных с голандрическим типом наследования сцепленного с Y-хромосомой, требует от учеников хорошего знания генетических законов и умения применять их на практике.
-
Особенности голандрического типа наследования:
Наследование голандрического типа происходит только от отца к сыну. Хромосома Y не претерпевает существенных изменений при перемещении от одного поколения к другому. Мужчины, несущие мутацию на Y-хромосоме, будут передавать ее только своим сыновьям, но не дочерям. У мужчин, не имеющих мутации на Y-хромосоме, их сыновья не несут риск развития голандрического наследования.
-
Задача 1#29486
У человека наследственное заболевание цистинурия проявляется наличием цистиновых камешков в почках (тяжелая гоморецессивная форма) или повышенным уровнем цистина в моче (легкая форма у гетерозигот). Волосатость ушной раковины (гипертрихоз) - это признак с голандрическим характером наследования. Женщина с легкой формой цистинурии вышла замуж за мужчину с гипертрихозом и легкой формой цистинурии. Их дочь с тяжелой формой цистинурии вышла замуж за здорового мужчину с гипертрихозом. 1)Составьте схемы решения задачи. 2)Определите генотипы родительских особей, генотипы и фенотипы, пол потомства. 3)Какой характер наследования имеет заболевание цистинурия? 4)Возможно ли во втором браке рождение сыновей без обеих патологий? Ответ поясните.
-
Из условия задачи:
AA - норма;Aa - легкая форма цистонурии;аа - тяжелая форма цистонурии;Yg - гипертрихоз. Y
-
-
-
-
-
Задача (задание № 27)
Известно, что все виды РНК синтезируются на ДНК-матрице. Комплементарные цепи нуклеиновых кислот антипараллельны (5ʹ– концу водной цепи соответствует 3ʹ– конец другой цепи). Синтез нуклеиновых кислот начинается с 5ʹ– конца. Рибосома движется по и-РНК в направлении от 5ʹ– к 3ʹ– концу. В цепи РНК и ДНК могут иметься специальные комплементарные участки – палиндромы, благодаря которым у молекулы может возникать вторичная структура. Фрагмент молекулы ДНК, на которой синтезируется участок центральной петли т-РНК, имеет следующую последовательность нуклеотидов (нижняя цепь – матричная):
-
ДНК (из условия задачи)
-
Задача (продолжение)
Установите нуклеотидную последовательность участка т-РНК, который синтезируется на данном фрагменте. Найдите на данном участке палиндром и установите вторичную структуру центральной петли т-РНК. Определите аминокислоту, которую будет транспортировать эта т-РНК в процессе биосинтеза белка, если антикодон равноудалён от концов палиндрома. Объясните последовательность ваших действий при решении задачи. Для решения задачи используйте таблицу генетического кода. При написании последовательности нуклеотидов в цепи нуклеиновой кислоты указывайте 5ʹ– и 3ʹ– концы.
-
Определение вопросов, на которые необходимо ответить:
Установите нуклеотидную последовательность участка т-РНК, который синтезируется на данном фрагменте. Найдите на данном участке палиндром и установите вторичную структуру центральной петли т-РНК. Определите аминокислоту, которую будет транспортировать эта т-РНК в процессе биосинтеза белка, если антикодон равноудалён от концов палиндрома. Объясните последовательность ваших действий при решении задачи. Для решения задачи используйте таблицу генетического кода. При написании последовательности нуклеотидов в цепи нуклеиновой кислоты указывайте 5ʹ– и 3ʹ– концы.
-
Принцип решения задачи:
1. По транскрибируемой цепи ДНК по принципу комплементарности определяем нуклеотидную последовательность участка центральной петли т-РНК. 2. Мысленно полученную цепочку складываем пополам (5ʹ–конец складываем с 3ʹ–). 3. Находим комплементарные участки – это ПАЛИНДРОМ. 4. Оставшиеся не комплементарные нуклеотиды образуют петлю. 5. В центре петли находим антикодон (антикодон равноудалён от концов палиндрома) из условия задачи. 6. По принципу комплементарности для антикодона т-РНК определяем кодон и-РНК. 7. ОБЯЗАТЕЛЬНО определяем и записываем 5ʹ– и 3ʹ– концы. 8. Помним,что в таблице генетического кода принято кодоны и-РНК записывать с 5ʹ– конца на 3ʹ–конец. 9. По таблице генетического кода по кодону и-РНК определяем аминокислоту.
-
Схема решения задачи:
-
-
т- РНК вторичная структура:
-
Решение (продолжение)
-
Задача (2) (задание № 27)
Известно, что все виды РНК синтезируются на ДНК-матрице. Комплементарные цепи нуклеиновых кислот антипараллельны (5ʹ– концу водной цепи соответствует 3ʹ– конец другой цепи). Синтез нуклеиновых кислот начинается с 5ʹ– конца. Рибосома движется по и-РНК в направлении от 5ʹ– к 3ʹ– концу. В цепи РНК и ДНК могут иметься специальные комплементарные участки – палиндромы, благодаря которым у молекулы может возникать вторичная структура. Фрагмент молекулы ДНК, на которой синтезируется участок центральной петли т-РНК, имеет следующую последовательность нуклеотидов (нижняя цепь – матричная):
-
ДНК (из условия задачи)
-
Задача (2) (продолжение)
Установите нуклеотидную последовательность участка т-РНК, который синтезируется на данном фрагменте. Найдите на данном участке палиндром и установите вторичную структуру центральной петли т-РНК. Определите аминокислоту, которую будет транспортировать эта т-РНК в процессе биосинтеза белка, если антикодон равноудалён от концов палиндрома. Объясните последовательность ваших действий при решении задачи. Для решения задачи используйте таблицу генетического кода. При написании последовательности нуклеотидов в цепи нуклеиновой кислоты указывайте 5ʹ– и 3ʹ– концы.
-
Схема решения задачи (2):
-
-
Всем коллегам !!! Успехов в новом 2024 – 2025 учебном году!
Здоровья! Сил! Благословения! Творческих побед и свершений!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.