Содержание
-
Природа человека.
- антропогенез, социогенез, антропосоциогенез
- смысл жизни
- объективность и субъективность
-
АНТРОПОГЕНЕЗ
Процесс становления человека, выделения его из мира животных получил в науке название антропогенеза
- Австралопитек около 5 млн.
- Питекантроп около 1,5 млн.
- Неандерталец около 300 тыс.
- Кроманьонец около 40 тыс.
- homo habilis
- homo sapiens
-
Исследования процесса становления человека идут по трем направлениям
-
- Антропогенез – процесс становления и человека
- Социогенез – процесс появления человеческого общества
- Антропосоциогенез – двуединый процесс появления человека и становления человеческого общества.
-
Становление общества
В процессе эволюции менялись формы человеческого сообщества. Первые коллективы были нестабильны и назывались человеческим стадом. Отношения в нем напоминали поведение животных. Постепенно коллективы становились сплоченней и устойчивей, появилась новая форма совместной жизни – общество.
Эти коллективы были основаны на кровном родстве, совместно владели имуществом и совместно трудились. С усложнением труда и орудий усложнялась структура общества. Большое значение в сфере общения имели обычаи, табу, верования, мифы, обычаи.
-
С переходом к производящему хозяйству (возникновением земледелия), к оседлому образу жизни изменились и усложнились общественные отношения. Одновременно росла численность людей и шло их расселение по Земле. В коллективах жили уже не родичи, а соратники по труду; появились отношения подчинения и управления, отношения обмена и союзов и др. Одновременно с усложнением жизни и отношений развивались продукты человеческого общества, его ценности: язык, искусство, мораль, религия. Опыт предков накапливался и передавался из поколения в поколение. На основе общего прошлого, общей истории формировалось человечество. Человечество – общность народов, населяющих Землю, объединяющее всех представителей разумного. «Человечество возникает тогда, когда эта общность осознается. Именно постепенное признание одинаковости судьбы способствует рождению такого универсального образования, как человечество». Г.Лессинг
-
- Признаки (критерии) человека
- Прямохождение
- Мышление (развитие мозга)
- Развитие рук (подвижная и способная к тонкому манипулированию кисть с развитым большим пальцем)
- Умение изготавливать орудия труда и целенаправленно использовать их в производстве
- Речь
-
В отличие от животного, у которого полушария дублируют друг друга, удваивая возможности организма и позволяя в случае поражения одного полушария другому взять на себя все его функции, у человека оба полушария действуютпо разной программе. Это могло произойти в результате повреждения одного из соединенных друг с другом участков мозга.
-
Становление культуры – неотъемлемая часть становления человека и человечества
Отличительная особенность человека – его способность творить «вторую культуру». В процессе творчества менялся и сам человек, и общество. Постепенно формируется социальная память – совокупность накопленных знаний, ценностей, форм деятельности и др. Культура – феномен человечества. Существует точка зрения, что первой формой культурного творчества была магия (поклонения в виде обрядов). Другая точка зрения: в основе творчества лежит способность человека создавать образы, символы, модели предстоящих действий; наскальные рисунки –образ действий. Только человек испытывает потребность в творчестве, в прекрасном, дорожит добром и справедливостью. Вне культуры человечество не существует – это бесспорно.
-
Культура – свидетельство человеческих усилий и результат целенаправленного труда. Культура – специфика исключительно человеческой деятельности.
- Река – природа, канал – культура.
- Запах – природа, ______- культура.
- Кусок камня – природа, _____ - культура.
-
Природа человека
- Биологическое начало
- инстинкты
- биологическая программа развития
- анатомия, физиология
- € к высшим млекопитающим
- часть живой природы
- Социальное начало
- деятельность
- общение
- мышление
- речь
- навыки
- Психическое начало
- внутренний мир человека
- характер, воля
- эмоциональная сфера
Человек– это субъект общественно-исторической деятельности и культуры, биосоциальное существо, обладающее сознанием, членораздельной речью, нравственными качествами и способностью изготавливать орудия труда
-
- Антропология – область научного знания, предметом исследования которой является человек.
- Антропология – комплекс дисциплин, занимающихся изучением человека и человеческого общества.
Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.) Область знания, изучающая духовную сторону человеческой природы.
-
Главная задача антропологии – «Познай самого себя» (Сократ). Антропология Физическая антропология:
- предмет – человек как биологический вид и его ближайшие родственники
Социальная и культурная антропология:
- предмет - сравнительное изучение человеческих обществ
-
Какие науки можно отнести к антропологии?
- Философия – пытается ответить на вопрос - Что есть человек?
- Медицина (и ее дисциплины)- изучает здоровье человека.
- Педагогика – занята проблемами воспитания.
- Психология – изучает внутренний мир человека.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.