Содержание
-
Слуховой анализатор. Орган равновесия.
МБОУ СОШ № 14 им. В.Г Короленко
Учитель: Ручкина О.В.
-
- Обучающие: сформировать знания о слуховом анализаторе и органе равновесия; освоить основные правила гигиены органов слуха;
- Развивающие: развивать логическое и аналитическое мышление; уметь анализировать информацию;
- Воспитательные: воспитать уважительное отношение к своему здоровью.
Цели урока:
-
Анализаторы
Анализаторы– это системы чувствительных нервных образований, воспринимающих и анализирующих различные внешние и внутренние раздражения.
-
- Периферический отдел (рецептор)
- Проводниковый отдел (чувствительные нервы)
- Центральный отдел (специальные зоны коры больших полушарий)
Части анализатора
-
Анализатор слуха
- Два уха обеспечивают бинауральный слух, т.е. слышание двумя ушами.
- Это позволяет определить направление звука.
- Человек способен различать боле 400 000 разных звуков.
-
Характеристика звука
- физическая
- физиологическая
- частота
- сила
- звуковой спектр
- высота
- громкость
- тембр
-
Сила звука измеряется в децибелах. Вот некоторые звуки, оцениваемые в этих единицах:
- 0 - абсолютная тишина
- 10 - шелест падающих с дерева листьев
- 20 - шепот
- 30 - звуки в тихом жилом квартале
- 40 - тиканье будильника
- 50 - почти бесшумный автомобиль
- 60 - обычная беседа
- 70 - максимальная громкость телевизора
- 80 - шум машинок в большом машинописном бюро
- 90 - шум, издаваемый большим грузовиком
- 100 - интенсивное дорожное движение
- 110 - рок-музыка в исполнении оркестра
- 120 - гром
- 130 - мотор без глушителя
- 140 - работающий двигатель реактивного самолета
Если вы обсуждаете эту книгу со своим коллегой, то голос звучит с силой 60 децибел.
-
-
-
-
Орган равновесия
Строение отолитового аппарата
1 – отолиты, 2 –отолитовая мембрана,
3 – волоски рецепторных клеток,
4 – рецепторные клетки, 5 – опорные клетки, 6 – нервные клетки лабиринт
3 полукружных канала, заполненных жидкостью
Отолитовый аппарат, заполненный желеобразной массой
- Ускоренное движение
- Движение жидкости в лабиринте
- Рецепторные клетки
- Повороты и наклоны головы
- Смещение отолитов
- Рецепторы вестибулярного аппарата находятся в лабиринте
- Строение лабиринта
-
Экология и гигиена слуха
Нарушение и ослабление слуха может быть вызвано:
1. Внутренними изменениями
- Повреждение слухового нерва
- Нарушение передачи импульса в слуховую зону коры
- Образование «серной» пробки в наружном слуховом проходе
- Нарушение передачи звуковых колебаний к внутреннему уху
-
2. Внешними факторами
Экология и гигиена слуха
- Патогенные микроорганизмы (воспаление среднего уха)
- Сильные резкие звуки (разрыв барабанной перепонки)
- Попадание в наружный слуховой проход инородных тел и насекомых (клещ, оса) (повреждение барабанной перепонки, отек среднего уха)
- Постоянные громкие шумы (потеря эластичности барабанной перепонки
-
1. Пытаться достать посторонние предметы из ушного прохода самостоятельно.
2. Слушать очень громкую музыку.
3. При сильных, резких звуках держать рот закрытым.
4. При сильном ветре и минусовой температуре ходить без головного убора
НЕЛЬЗЯ:
-
Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, объясните их.
1. Орган слуха позволяет человеку различать звуки и шумы. 2. В органе слуха различают наружное, среднее и внутреннее ухо. 3. Наружное и среднее ухо разделено перепонкой овального окна. 4. В полости среднего уха расположены улитка и орган равновесия. 5. Нервные импульсы по слуховому нерву поступают в затылочную долю коры больших полушарий и анализируются.
-
Установите, в какой последовательности располагаются органы слухового анализатора, через которые звуковые колебания достигают рецепторов органа слуха:А) наружное ухоБ) перепонка овального окнаВ) слуховые косточкиГ) барабанная перепонкаД) жидкость в улиткеЕ) рецепторы органа слуха
-
- Почему при подъеме и посадке самолета предлагают леденцы?
- Каково значение органа слуха и вестибулярного аппарата?
-
Список литературы
- Анатомия и физиология детей и подростков: Учеб. пособие для студ. пед. вузов /М.Р.Сапин, З.Г.Брыксина. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 432 с.
- Шустанова Т.А. Репетитор по биологии: готовимся к ЕГЭ и ГИА.//4-е издание – Р.н/Д., 2012. – 539 с.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.