Презентация на тему "Терминология и символика, используемая в генетике." 11 класс

Презентация: Терминология и символика, используемая в генетике.
Включить эффекты
1 из 22
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
5.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Скачать презентацию (0.54 Мб). Тема: "Терминология и символика, используемая в генетике.". Предмет: биология. 22 слайда. Для учеников 11 класса. Добавлена в 2021 году. Средняя оценка: 5.0 балла из 5.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    22
  • Аудитория
    11 класс
  • Слова
    биология
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Терминология и символика, используемая в генетике.
    Слайд 1

    Тема урока: Терминология и символика, используемая в генетике.

    Урок разработала: учитель старших классов ГБОУ СОШ №629 г.Москвы Агапова Ульяна Вячеславовна

  • Слайд 2

    Цель: ознакомить учащихся с основными терминами и символами, используемыми в генетике. Задачи: 1. дать первое представление о терминологии и символике, используемой в генетике 2. сформировать знания об основных понятиях используемых в генетике; 3. начать формировать умения использовать символику для написания схем и для последующего решения генетических задач; 4. познакомить учащихся с исторической оценкой развитья генетики – как науки; 5. продолжить формирование навыков работы с текстом.

  • Слайд 3

    План. 1. Генетика – как наука. 2. Открытие законов наследования. 3. Развитие представлений о гене. 4. Терминология, используемая в генетике. 5. Символика, используемая в генетике.

  • Слайд 4

    Генетика— наука, изучающая закономерности и материальные основы наследственности и изменчивости организмов, а также механизмы эволюции живого. Дети похожи на своих родителей и хотя это сходство далеко не абсолютно, оно тем не менее явно свидетельствует о существовании биологической наследственности. Люди давно поняли, что половой акт и у человека и у животных связан с размножением. Следовательно, естественно было предположить, что семя самцов служит носителем наследственности, однако, как именно это происходит оставалось не ясно.

  • Слайд 5

    Многие века господствовала теория пангенеза, согласно которой, семя образуется во всех частях тела, а затем, по кровеносным сосудам попадает через семенники в половые органы. Сходство между родителями и потомками объяснялось тем, что семя, образуясь в различных частях тела, отражает характерные особенности каждой из них.

  • Слайд 6

    Теория пангенеза была известна уже Аристотелю (384-322 г.до н.э.) и другим греческим философам и преобладала еще в XIX веке. Генетика – как наука

  • Слайд 7

    Жан Батист де Ламарк (1744-1829г.) считал пангенез основным механизмом эволюционных изменений. По Ламарку, эволюция была накоплением в чреде многих поколений благоприобретенных признаков: упражнение или неупражнение органов, по его мнению, приводят к таким изменениям в организме, которые могут передаваться потомству.

  • Слайд 8

    Август Вейсман (1834-1914 г.) сделал первый серьезный вызов теории пангенеза. Он противопоставил ей теорию зародышевой плазмы. Вейсман провел различия между зародышевой плазмой, включающей половые клетки, из которых они образуются, и соматоплазмой, к которой отнес клетки остальной части организма. По Вейсману, зародышевая плазма остается неизменной, передаваясь при размножении из поколения в поколение, тогда как соматоплазма преходяща и создается зародышевой плазмой лишь для того, чтобы защитить себя от повреждений и способствовать размножению. Эта точка зрения полностью противоречит теории пангенеза.

  • Слайд 9

    Опыт Вейсмана в подтверждении его теории: на протяжении многих поколений он отрезал хвосты мышам и заметил, что длина хвостов остается неизменной. Вывод: наследственные признаки хвоста определяются не частицами их образующими, а формируются благодаря клеткам зародышевой плазмы, которая при отрезании хвостов остается неизменной. Итак, Август Вейсман. Наследственные признаки формируются благодаря клеткам зародышевой плазмы.

  • Слайд 10

    Первый этап развития генетики: открытие (1865 г.) дискретности (делимости) наследственных факторов и разработка правил скрещивания организмов и учета признаков у их потомства. ГрегорМендель (1822 – 1884)

  • Слайд 11

    В 1901 —1903 гг. де Фриз выдвинул мутационную теорию изменчивости, которая сыграла большую роль в дальнейшем развитии генетики. Хуго де Фриз (1848—1935)

  • Слайд 12

    Вильгельм Иогансен (1857 – 1927)  Вильгельм Иогансен сформулировал понятие “популяция” предложил называть менделевские “наследственные факторы” словом ген, дал определения понятий “генотип” и “фенотип”.

  • Слайд 13

    Второй этап характеризуетсяпереходом к изучению явлений наследственности на клеточном уровне. Т. Морганом установлено, что гены расположены в хромосомах в линейном порядке, образуя сцепления. Морган установил закономерности наследования признаков, сцепленных с полом. Томас Морган (1866 – 1945)

  • Слайд 14

    Третий этап: В 1953 г. Ф. Крик и Дж. Уотсон, опираясь на результаты опытов генетиков и биохимиков и на данные рентгеноструктурного анализа, создали структурную модель ДНК в форме двойной спирали.

  • Слайд 15

    Развитие представлений о гене. Переоткрытие законов Менделя вызвало стремительное развитие науки о наследственности и изменчивости организмов – генетики. Элементарные единицы наследственности стали называть генами. Было доказано, что гены расположены в хромосомах. Но молекулярная структура генов еще долгое время оставалась неизвестной. Открытие химической структуры ДНК позволило понять молекулярные основы наследственности и механизмы действия генов и их передачи – в форме молекул ДНК из поколения в поколение. На протяжении последних лет генетики разработали методы, которые позволили им в лабораторных условиях воссоздать последовательные этапы эволюции организмов. Новое знание и возможности использовать его для достижения новых целей имеют глубокие последствия для всей биологии. Термин генетика предложил Бэтсон в 1906 году.

  • Слайд 16

    Терминология, используемая в генетике. Генетика – наука о законах наследственности и изменчивости Ген – участок молекулы ДНК. Генотип – совокупность генов в организме. Фенотип – совокупность всех признаков организма. Геном – совокупность генов, для гаплоидного набора хромосом. Гамета – половая клетка. Гаплоидность – организм, или клетка с одинарным набором хромосом. Диплоидность – организм, или клетка с двойным набором хромосом. Гетерозиготность – организм, или клетка несут различные аллели. Гомозиготность – организм, или клетка несут одинаковые аллели. Гибридность – (от латыни помесь) процесс образования помесей. Дигибридность – объединение генетического материала по двум признакам. Полигибридность – объединение генетического материала по двум и более признакам. Моногибридность – организм, или клетка с одинарным набором хромосом. Аллель – парные гены, отвечающие за развитие одного и того же признака. Изменчивость – свойство живых организмов приобретать новые признаки. Доминирование – преобладающий признак наследования. Рецессивность – подавляемый наследственный генофонд. Комплементарность – или дополнительно действующий ген. Наследственность – свойство живых организмов обеспечивать преемственность между поколениями. Признак – свойство особей. Скрещивание – объединение генетического материала разных клеток в одной клетки.

  • Слайд 17

    Символика, используемая в генетике. (зеркала Венеры) – женский пол В схемах на первом месте принято обозначать генотип женского пола. А – фактор наследственности, определяющий доминантный признак а – фактор наследственности, определяющий рецессивный признак АА, аа – гомозиготные особи Аа – гетерозиготная особь (щит и копье Марса) – мужской пол. Р(лат. parento) – родительские особи G(Г) (гр. Gamete) – гаметы F (filii) - дети, (F1, F2, и т.д. – поколения) X - знак скрещивания

  • Слайд 18

    Обобщение и систематизация знаний. Учащимся предлагается ответить на вопросы теста ТЕСТ по теме: Терминология и символика, используемая в генетике 1 вариант Выберите правильные ответы: Генетика – наука о законах наследственности и изменчивости Полигибридность – объединение генетического материала по двум и более признакам. Доминирование – преобладающий признак наследования. Геном – совокупность генов, для гаплоидного набора хромосом Признак – свойство особей по генофонду. Гаплоидность – организм, или клетка с тройным набором хромосом. Фенотип – совокупность всех признаков организма. Ответьте на вопросы теста: Совокупность генов галоидного набора хромосом — это: А) генотип; В) генофонд; Б) геном; Г) кариотип. Генотип — это: А) совокупность всех генов организма, взаимодействующих между собой и с факторами внешней среды; Б) совокупность генов всех особей популяции; В) совокупность внешних и внутренних признаков организма. Участок хромосомы, в котором расположен ген, называется: А) аллель; В) кодон; Б) локус; Г) антикодон. Напишите, символы, соответствующие этим определениям: знак скрещивания женский пол гомозиготные особи

  • Слайд 19

    ТЕСТ по теме: Терминология и символика, используемая в генетике 2 вариант Выберите правильные ответы: Ген – участок молекулы ДНК. Гомозиготность – организм, или клетка несут различные аллели. скрещивание – объединение генетического материала разных клеток в одной клетки. Комплементарность – или дополнительно действующий ген. Моногибридность – организм, или клетка с одинарным набором хромосом. Ответьте на вопросы теста: Фенотип — это совокупность внешних и внутренних признаков: А) организма; В) всех особей вида; Б) всех особей популяции; . Наследственность — это: А) свойство организмов передавать особенности строения, функционирования и развития своему потомству; Б) конкретный способ передачи наследственной информации в поколениях B) изменение наследственной информации или проявление генов в фенотипе. Набор хромосом соматической клетки, характеризующийся определенным их числом, размерами, формой, называется: А) генотип; В) ген; Б) геном; Г) кариотип. Напишите, символы, соответствующие этим определениям: родительские особи ……… гаметы ……… поколения ………….

  • Слайд 20

    ТЕСТ по теме: Терминология и символика, используемая в генетике 3 вариант Выберите правильные ответы: Генотип – совокупность генов в хромосоме. Гибридность – (от латыни помесь) процесс образования помесей. Наследственность – свойство живых организмов приобретать новые признаки. Дигибридность – объединение генетического материала по одному признаку. Рецессивность – преобладающий наследственный генофонд. Ответьте на вопросы теста: Совокупность генов всех особей популяции — это: А) генотип; В) генофонд; Б) ген; Г) кариотип. Изменчивость — это: А) конкретный способ передачи наследственной информации в поколениях; Б) свойство организмов передавать особенности строения, функционирования и развития своему потомству; B) свойство организмов приобретать признаки-различия в пределах вида Гомологичными называются парные хромосомы, имеющие: А) одинаковую форму, размер и конъюгирующие в мейозе; Б) сходный набор генов и конъюгирующие в митозе; B) сходное строение, но разное число генов.. Напишите, символы, соответствующие этим определениям: фактор наследственности, определяющий рецессивный признак…………. дети ………… знак скрещивания …………….

  • Слайд 21

    ТЕСТ по теме: Терминология и символика, используемая в генетике 4 вариант Выберите правильные ответы: Гамета – соматическая клетка. Изменчивость – свойство живых организмов существовать в различных условиях. Аллель – парные гены, отвечающие за развитие одного и того же признака. Гетерозиготность – организм, или клетка несут различные аллели. Дигибридность – организм, или клетка с двойным набором хромосом. Ответьте на вопросы теста: Гены, контролирующие развитие противоположных признаков, называются: А) аллельными; В) гомозиготными. Б) гетерозиготными; Организм, имеющий одинаковые аллели данного гена и не дающий в потомстве расщепления, называется: A) гетерозиготным; В) гомозиготным; Б) моногибридным; Г) гибридным Участок молекулы ДНК, несущий информацию о первичной структуре белка, называется: А) генотип; В) ген; Б) геном; Г) кариотип. Напишите, символы, соответствующие этим определениям: мужской пол ……… фактор наследственности, определяющий доминантный признак……. гетерозиготная особь ……..

  • Слайд 22

    Подведение итогов урока. 1. Август Вейсман. Наследственные признаки формируются благодаря клеткам зародышевой плазмы. 2. Термин генетика предложил Бэтсон в 1906 году. 3. Наука и практика накопили к середине XIX века огромный фактический материал, но в чем причины сходства и различия организмов, что предшествовало развитию такой науки как генетики.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке