Содержание
-
-
Урок 4. Методы изучения природы
Глава 1. Биология – наука о живом мире (9 ч)
-
Повторение
Кто нарисовал различные виды организмов? Что такое живая природа? Какие процессы входят в обмен веществ? Чем рост отличается от развития? Благодаря какому свойству жизнь на Земле не исчезает? Что такое организм? Что такое орган? Приведите пример, что происходит с организмом, если какой-либо орган перестает работать (функционировать).
-
Выберите из представленных тел природы организмы Магнит Берёза Мрамор Белка Кусочек льда
-
Какие явления природы называются биологическими? Дыхание Питание Храп Рост Сопение Размножение Смерть
-
Чем живое отличается от неживого? Не движется Не питается Не дышит Не растёт Не умирает
-
Новая тема
Мы много с вами говорим, что природу надо любить. Мы любим полноводные реки и тихие озера, бескрайние леса нашего родного края, безбрежные морские просторы, высокие горы и красивые долины. Но мало только говорить о любви, надо уметь изучать природу и нужно приложить все силы, чтоб была она еще краше и богаче на радость людям. Природу можно изучать с помощью различных методов.
-
Методы изучения природы наблюдение описание измерение эксперимент сравнение моделирование
-
Чтобы понять, чем эти методы отличаются друг от друга, мы выполним задания по группам и самостоятельно определим как какая группа изучили природу. Один ряд – одна группа.
Задание 1 группе Подойти к окошку и изучить, как изменилась окраска листьев деревьев и кустарников, много ли на улице животных, чем они занимаются. Рассказать про погоду сегодняшнего дня.
-
Задание 2 группе Перед вами стаканы с водой и речной песок; кнопки и магнит. С помощью магнита попробуйте кнопки очистить от песка. Песок растворите в воде. Что вы увидели и что получили? Какие свойства этих веществ вы изучили?
-
Задание 3 группе Вам даны измерительная линейка, термометр и измеритель артериального давления. Трое участников группы измеряют своё артериальное давление, рост и температуру.
-
Итоги работы в группах
Вопросы 1 группе Какие органы чувств использует человек, наблюдая за животными ( 90 % -зрение, 8-9 % слух, 1-2 остальные органы чувств) Как мы назовем этот метод познания природы? Что можно узнать с помощью наблюдения?
-
Вопросы 2 группе Можно ли увиденное и сделанное назвать методом наблюдения? Чем отличается наблюдение от данного метода работы? Как назовем этот метод познания природы?
-
Вопросы 3 группе Можно ли ваше изучение назвать экспериментом? Как делают измерения? Нужен ли этот метод для изучения природы?
-
Как важно и интересно изучать природу. Но необходимо знать, как это правильно делать. Для познания природных явлений исключительно большое значение имеет метод, которым пользуется ученый («методос»– с греческого означает способ познания, путь). Давайте рассмотрим подробнее методы изучения природы на примере работы орнитолога. Орнитолог – это биолог, изучающий птиц.
-
Н А Б Л Ю Д Е Н И Е Наблюдение – это способ изучения предметов и явлений с помощью органов чувств и увеличительных приборов.
-
-
Наблюдение – это один их самых доступных методов изучения природы, но для его проведения необходимо и желание, и терпение, и умение.
- наблюдаем, - записываем (это будет метод описания), - анализируем (не вмешиваемся)
-
В биологии, например, описан такой случай.
Сборщицы винограда шли рано утром на свою работу. У дороги они заметили человека в чёрной широкополой шляпе. Он склонился над землёй и что-то рассматривал. Каково же было удивление женщин, когда вечером, возвращаясь домой, они застали этого человека там же, в той же позе. Кто был этот странный человек и чем он занимался весь день? Это был замечательный французский учёный ЖанАнри Фабр.
-
В тот день он наблюдал за повадками маленькой осы, устроившей себе норку возле дороги.
Надо сказать, что изучению насекомых Фабр посвятил всю свою долгую жизнь. Не жалея времени и сил для наблюдений за осами, пчёлами, бабочками, жуками, он стал лучшим в мире знатоком насекомых. Свои открытия Фабр описал в книгах, которыми и сегодня восхищаются учёные и любители природы разных стран.
-
И З М Е Р Е Н И Е Особо важные объекты наблюдений орнитолог обследует вблизи – взвешивает птенцов, измеряет величину яиц, длину растущих перьев и т.д.
-
-
Чтобы объяснить, почему происходят те или иные явления, какие при этом факторы влияют на ускорение или замедление наблюдаемых процессов, человек проводит эксперименты, или ставит опыты. Э К С П Е Р И М Е Н Т
-
В переводе с латинского языка «эксперимент» означает опыт, «проба».
На основе данных, полученных при наблюдениях, ученые делают научные предположения, которые затем проверяются в эксперименте. Инструменты для опытов
-
Опыт ван Гельмонта
Весьма знаменитый в 17 веке ученый описал опыт, в котором за три недели можно создать мышей. Кто был этот ученый? Что он хотел доказать этим опытом? + + =
-
Опыт Франческо Реди
Какой итальянский врач 17 века усомнился в опыте Гельмонта? Какой опыт провёл он? Что он доказал? Почему в банках получились разные результаты? Откуда появились личинки мух в открытой банке?
-
При эксперименте ученые внимательно следят за тем, как он происходит, они могут также изменить условия и ещё раз пронаблюдать за изучаемым объектом. Полученные данные они сравнивают – это метод сравнения. Давайте посмотрим, как описан этот метод в учебнике (с.14-15) С Р А В Н Е Н И Е
-
Вопросы
Для чего нужно изучать природу? чтобы наблюдать за жизнью животных и растений, узнать об их особенностях роста и развития; путем эксперимента человек, изучает возможные свойства неживой и способности живой природы; путем измерения люди могут узнать вес, рост, температуру, пульс животных и людей, объем, длину, высоту, ширину предметов и т. д. благодаря изучению природы, человек должен начать беречь и любить ее.
-
Какие методы были применены автором этих строк для изучения природы?
За 1 час муравьи берут в « плен» на 0, 4 га леса вокруг муравейника 2 тыс. гусениц? Лен цветет голубыми цветочками только до обеда. Самое крупное соцветие у одной из индийских пальм. Оно достигает в высоту 14 м, его диаметр 12 м. Грязный снег быстрее тает, чем чистый.
-
Заключение
Природа прекрасна, многообразна, величава, богата и нами любима. Наблюдайте, измеряйте и экспериментируйте. Но никогда не вредите природе!
-
Домашнее задание
§3, вопросы, принести небольшой зрелый помидор. *Проведите измерения площади своего рабочего стола с помощью измерительной ленты или линейки. *Проведите измерения роста всех членов своей семьи.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.