Содержание
-
Урок биологии
10 класс
МОУ Сусанинская средняя школа, учитель биологии
Карпушева А.Э.
-
Проверка домашнего задания:
дайте ответ на предложенный вопрос
Чем живое отличается от неживого?
Какими свойствами обладают живые организмы?
Что является основой строения любого организма ?
Наука, изучающая клетку?
Какими особенностями строения и жизнедеятельности обладает клетка?
Какая структура является носителем наследственной информации в клетках живых организмов?
-
-
Тема урока:
Вирусы – неклеточная
форма жизни
-
Цель: узнать состав, строение и особенности жизнедеятельности вирусов
Проблемный вопрос.Почему с вирусами – возбудителями заболеваний трудно вести борьбу и полностью их уничтожить?
-
В 1852 году русский ботаник
Дмитрий Иосифович Ивановский получил инфекционный экстракт из растений табака, пораженных мозаичной болезнью.
История изучения вирусов
-
В 1898 году голландец Мартин Бейеринкввел термин «вирус», чтобы обозначить инфекционную природу определенных профильтрованных растительных жидкостей
История изучения вирусов
-
Вирусология – наука о вирусах
-
Работа в группах
Первая группа- «Вирусы – это плохие новости в хорошей упаковке из белка».
Вторая группа - «Вирусы – самозваные диктаторы и двигатели эволюции».
Третья группа - «Жизнь похожа на коробку спичек. Обращаться несерьезно - опасно".
-
Ви́рус(от лат. virus — яд) — микроскопическая частица, способная инфицировать клетки живых организмов.
Вирусы являются облигатными (обязательными) внутриклеточными паразитами — они не способны размножаться вне клетки.
Понятие о вирусах
-
Строение вируса
Нуклеиновая
Кислота (ДНК
РНК)
Белковая оболочка - капсид
Мельчайшие живые организмы
Размеры варьируют от 20 до 300нм
В среднем в 50 раз меньше бактерий
Нельзя увидеть с помощью светового микроскопа
Проходят через фильтры, не пропускающие бактерий
-
Состав вирусов
Химические вещества.
ДНК
РНК
Белки
Углеводы
Липиды
-
Этапы жизненного цикла вируса
Прикрепление вируса к клетке –хозяина.
2.Проникновение вируса в клетку – инфицирование.
3. Настраивает метаболический аппарат хозяина на воспроизведение вириона.
4. Синтез вирусных белков и самосборкакапсида.
5. Выход множества вирусов из клетки.
6. При этом клетка либо погибает, либо остается жива.
-
Многообразие вирусов
Болезни растений:
Мозаичная болезнь табака, огурцов, томатов
Карликовость
Скручивание листьев
Желтуха
Скручивание листьев
Вирус табачной мозаики
-
Многообразие вирусов
Болезни животных:
Ящур
Инфекционная анемия лошадей
Чума свиней, птиц
Грипп свиней, птиц
Ящур коров
Вирусная болезнь плотоядных животных (болезнь Карре)
Чума плотоядных животных
-
Ребенок, больной оспой
Человек, больной герпесом
корь
Многообразие вирусов
Болезни человека:
свинка
грипп
оспа
некоторые онкологические
(опухолевые) болезни
желтая лихорадка
бешенство
полиомиелит
энцефалит
СПИД
бородавки
герпес
Вирус гриппа увеличен в 300 раз
Вирус папилломы человека
-
Многообразие вирусов
СПИД – болезнь 21 века! Возбудителем которой является ВИЧ!
Вирусные частицы атакуют здоровые лимфоциты
Строение вируса иммунодефицита человека.
ВИЧ
(вирус иммунодефицита человека)
Вирус который атакует иммунную систему человека и делает организм уязвимым для вирусов и бактерий
СПИД
(Синдром
Приобретенного
Иммунодефицита)
Состояние, когда
Иммунная система
человека
ослаблена и не может
сопротивляться
различным болезням
-
Способы передачи вирусов
Капельная инфекция
Переносчик
Контагиозная передача (при непосредственном физическом контакте).
-
-
Многообразие вирусов
Бактериофаги – вирусы поражающие бактерии
Биологический способ борьбы с бактериями вызывающими заболевания живых организмов
-
Вирусы являются возбудителями многих опасных болезней человека, животных и растений
Использование в генетике и в селекции для получения вакцин против вирусных заболеваний, уничтожение вредных для сельского хозяйства насекомых, растений, животных.
Значение вирусов
-
Вирусы - это неклеточная форма жизни, способная проникать в живую клетку и размножаться внутри её.
-
Проблемный вопрос.Почему с вирусами – возбудителями заболеваний трудно вести борьбу и полностью их уничтожить?
Мельчайшие живые организмы
Устроены очень просто
Не имеют клеточного строения
Химический состав представлен только органическими веществами, а такие важные неорганические компоненты, как вода и минеральные соли, отсутствуют.
Вирусы не вырабатывают энергии, не потребляют пищу
Вирусы не растут и не имеют обмена вещееств
Способны жить и воспроизводиться, паразитируя внутри других клеток
Находятся на границе живого и неживого
Каждый тип вируса распознает и инфицирует лишь определенные типы клеток
Легко приспосабливаются к новым условиям
Мутируют
Большинство вызывает болезни
Могут долгое время находиться в скрытой форме
-
-
б) самостоятельно, вне клеток хозяина
-
? Наука, изучающая вирусы
называется -
б) эпидемиология
в) вирусология
-
? Синтез вирусного белка
осуществляется
а) на собственных
рибосомах вируса
б) на рибосомах клетки-хозяина
-
Домашнее задание
Параграф 20, ответить на вопросы после параграфа
Творческое задание: написать памятки учащимся о профилактике различных видах вирусных заболеваний.
Провести мини-исследование по вопросу: почему то, что поражает компьютерные программы, тоже назвали вирусом?
-
И в завершении нашего урока выскажите свое мнение о нем, о своем самочувствии на уроке, о своих товарищах и работе с ними. Можно воспользоваться подсказками: -
Сегодня я узнал …
Я удивился …
Теперь я умею …
Я хотел бы …
-
Любая форма жизни является уникальной, требует к себе уважения, независимо от ее
ценности для человека.
«Всемирнаяхартия о природе»,
принятаГенеральнойАссамблеейООН (1982)
-
http://freddieforaday.odessastrings.com/ru/freddie-mercury-biography
http://musopedia.ru/author/Freddie+Mercury.html
http://dnevniki.ykt.ru/%D0%9D%D0%B5%D1%84%D1%80%D0%98%D0%BC/464782
http://yuricg.narod.ru/rock/queen.html
http://www.xn--1-btbmlni5exc.xn--p1ai/blog/
http://ab-vet.ru/bolezni?page=4
-
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.