Содержание
-
Тема «Влияние абиотических факторов среды на амфибионтов»
2008 г.
УЧЕБНЫЙ ПРОЕКТ 7 класс
-
выяснить пределы толерантности амфибионтов по отношению к температуре и солёности воды
ЦЕЛЬ:
ЗАДАЧИ:
- выявление зависимости интенсивности процессов жизнедеятельности в организме холоднокровного животного от факторов внешней среды;
- провести необходимые исследования лабораторным путём;
- создать и представить мультимедийный проект.
-
Оборудование:
- Акватеррариум с лягушками
- Кипятильник
- Холодильник
- Чашечные весы
- Водные термометры
- Стеклянные палочки
- Химические стаканы на 400 мл
- Мерные цилиндры на 500-1000 мл
- Дистиллированная вода
- Поваренная соль (NaCl)
-
Исследуемый объект
- Известно, что земноводные являются обитателями двух сред: наземно-воздушной и водной, т.е. относятся к амфибионтам. Главным ограничивающим фактором распространения амфибий по земному шару являются температура, влажность воздуха и химический состав среды.
- Основной задачей нашего исследование являлось выявление зависимости интенсивности процессов жизнедеятельности в организме холоднокровного животного от факторов внешней среды.
- Для этого мы изучили влияние высокой и низкой температуры, растворов хлорида натрия (поваренной соли) различной концентрации на частоту дыхательных движений у лягушки.
-
- I-вая группа исследовала зависимость интенсивности дыхания в интервале температуры от 00 С до + 250 С.
- II-рая группа работала над определением интенсивности дыхания лягушки после воздействия температурой в диапазоне от + 250 С до + 450 С.
-
Каждая группа фиксировала количество дыхательных движений лягушки в дистиллированной воде, подсчитывая число вертикальных движений дна её ротовой полости.
Измерения повторялись три раза, получали среднее значение, заносили в таблицу (см. след.слайд).
-
Зависимость частоты дыхательных движений лягушки от температуры воды
Температура
Результаты опытов
х1х2х3+ 50 С2433+ 100 С39404140+ 150 С77767275+ 250 С110111109110+ 300 С118120122120+ 400 С33313232+ 450 С15161415
-
При понижении температуры частота дыхательных движений уменьшается (до 76 при +150 С), что свидетельствует о понижении интенсивности обмена веществ в организме лягушки и, следовательно, уменьшении количества потребляемого кислорода. При температуре +50 С лягушка впадает в оцепенение. Дальнейшее понижение температуры может привести к гибели животного.
При повышении температуры наблюдается уменьшение числа вертикальных движений дна ротовой полости (до 32 при +400 С), что может быть связано с перегревом животного и нарушением процессов жизнедеятельности. Дальнейшее повышение температуры может привести к гибели животного.
Оптимальная температура, при которой наблюдается наибольшее число вертикальных движений дна ротовой полости (110-120 дыхательных движений в минуту), составляет +25…+300 С.
-
III-тья группа изучала влияние солёности воды на жизнедеятельность лягушки. Для этого мы готовили несколько солевых растворов с концентрацией от 0,1% до 1,0%: соль взвешивали на чашечных весах, отмеряли при помощи мерного цилиндра заданный объём дистиллированной воды, переливали её в стакан, высыпали туда взвешенную соль и помешивали раствор стеклянной палочкой. Результаты опыта заносились в таблицу.
- 0,1%
- 0,5%
- 1,0%
-
Зависимость частоты дыхательных движений лягушки от солёности воды
- Фактор
- Интенсивность фактора
- Результаты опытов
- х1х2х3хср
- Солёность воды
При помещении лягушки в раствор поваренной соли с концентрацией 1% наблюдается уменьшение числа дыхательных движений, что связано с проникновением соли через кожу и нарушением жизненных функций организма животного.
-
Общие выводы
Температура и соленость является ограничивающим фактором в распространении лягушки.
Данные исследования могут служить опорой для изучения влияния антропогенного загрязнения сред обитания амфибионтов в полевых условиях, кроме того, пределы выносливости лягушки является индикатором степени загрязнения окружающей среды.
-
Над проектом работали:
- Агаджанян Лена – ученица 7 класса,
- Акобян Натела – ученица 7 класса,
- Дуко Анна – ученица 7 класса,
- Клюжин Владислав – ученик 7 класса,
- Козлов Дима – ученик 7 класса,
- Белоус Анна – ученица 7 класса,
Руководитель проекта – учитель биологии Миляева Мария Панаётовна
-
Список используемой литературы:
1. Биология: Животные: Учебник для 7 классов общеобразоват.учеб.заведений / В.В.Латюшин, В.А.Шапкин. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2002.
2. Кулев А.В. Исследовательская работа школьников по изучению земноводных // Биология в школе. 1993. №4.
3. Ноздрачев А.Д., Поляков Е.Л. Анатомия лягушки. – М.: Высшая школа, 1994.
-
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.