Содержание
-
Тема 4АНАЛИЗ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ
1
Мнение людей бизнеса о потребителе и рынке чаще всего оказывается неверным. Единственный, кто осведомлен в этой сфере – это сам потребитель.
Питер Друкер
pptcloud.ru
-
4.1 Потребитель в рыночной экономике
2
- ПОВЕДЕНИЕ ОТДЕЛЬНОГО ПОТРЕБИТЕЛЯ
- ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СПРОС
- РЫНОЧНЫЙ СПРОС
При анализе потребительского поведения предполагается РАЦИОНАЛЬНОСТЬ ПОТРЕБИТЕЛЯ
-
4.1 Рациональность потребителя. Полезность
3
- Рациональность - стремление получить максимальную полезностьиз потребления данного товара при данных бюджетных ограничениях;
- Полезность товара –его способность удовлетворять потребности человека или группы людей.
-
4.2 Два подхода к анализу полезности
4
- КАРДИНАЛИСТСКИЙ
- ОРДИНАЛИСТСКИЙ
-
4.3 Функция полезности
5
ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ НАБОР
- Совокупность товаров и услуг, выбранных потребителем (q1,q2,…qn)
- СОВОКУПНАЯ ПОЛЕЗНОСТЬ удовлетворение, получаемое от потребления данного набора товаров или услуг (Total Utility, TU)
-
6
Количественное соотношение между совокупной полезностью данного набора и объемом его потребления
ТU=f(q1,q2, …qn).
-
4.3 Графическое изображение функции полезности
7
В большинстве случаев, чем больше объем потребления какого-либо блага, тем больше значение совокупной полезности, получаемой потребителем.Затем наступает насыщение и полезность начинает убывать.
- TU (q)
- TU
- q
- Max TU
-
4.4 Предельная полезность
8
Добавочная полезность, получаемая от потребления одной дополнительной единицы данного блага за единицу времени,
- MUi=TU'(qi)
- MU
- q
- MU(q)
- Точка насыщения
-
4.4 Закон убывания предельной полезности или первый закон Госсена
9
Госсен Герман Генрих (1810—1858)
Немецкий экономист. Получил юридическое образование. В 37 лет оставил службу и занялся разработкой экономической теории.
В 1854в своей книге «Развитие законов общественного обмена и вытекающих отсюда правил общественной торговли» математически обосновал основные принципы теории предельной полезности.
Теория Госсена не получила признания у современников, и в 1858 он изъял книгу из продажи и уничтожил весь тираж.
В 1889 один экземпляр книги был найден в Британской библиотеке и переиздан. Второе издание – в 1927 г.
-
4.4 Закон убывания предельной полезности
10
Начиная с некоторого момента времени, дополнительная полезность от потребления одного дополнительного блага уменьшается по мере того, как возрастает объем потребления данного блага.
- q
- mu
-
11
Точка насыщения – объем потребленияблага, при котором MU=0
- MU
- q
- MU(q)
- Точка насыщения
- Начало действия закона
- q1
-
4.4 Закон убывания предельной полезности и выбор потребителя
12
Выбор потребительского набора, который бы принес максимальную совокупную полезность при заданных ценах на товары и доходах потребителя.
- MU
- q
- P1
- q*1
- P2
-
13
- такое распределение дохода между товарами, при котором предельная полезность каждого товара на рубль затрат была бы одинаковой, или MU1/P1=MU2/P2=…=MUn/Pn
- потребитель укладывается в бюджетное ограничение R=P1q1+P2q2+…+Pnqn
-
4.5 Нахождение оптимального потребительского набора(метод Лагранжа)
14
1 шаг: Создаем новую функцию, объединяющую функцию полезности и уравнение бюджетного ограничения
- L=TU(q1,q2) + (p1q1+p2q2- R)
где
- TU(q1,q2) - функция полезности,
- - коэффициент Лагранжа,
- p1q1+p2q2-R - бюджетное ограничение
-
4.5 Нахождение оптимального потребительского набора (продолжение)
15
2шаг: Находим частные производные от L для каждой переменной и приравниваем их к нулю:
- L/q1=TU/q1-p1=0 или MU1=p1
- L/q2=TU/q2-p2=0 или MU2=p1
- L/ = p1q1+p2q2 - R =0
-
16
3шаг: Решаем полученную систему уравнений и определяем оптимальную потребительскую корзину (q1*,q2*),удовлетворяющую двум условиям
- p1q1+p2q2 = R,
- MU1/p1= MU2/p2
-
4.6 Исходные аксиомы современной теории потребительского выбора
17
- РАЦИОНАЛЬНОСТЬ ПОТРЕБИТЕЛЯ
- НЕНАСЫЩЕННОСТЬ
- ВОЗМОЖНОСТЬ ВЫБОРА
- ТРАНЗИТИВНОСТЬ
- УБЫВАЮЩАЯ ПРЕДЕЛЬНАЯ ПОЛЕЗНОСТЬ
-
4.7 Кривые безразличия (Indifferent Curves)
18
- Cовокупность потребительских наборов, обеспечивающих потребителю одинаковый уровень удовлетворения его потребностей
- Линия одинаковой полезности
-
19
- Пример 1. Выбор между дополнительным временем и дополнительным материалом на экзамене
- Пример 2. Выбор между удобством расположения и площадью при покупке квартиры
- Пример 3. Самостоятельно
-
4.7 Карта безразличия (Indifferent Curves)
20
Совокупность кривых безразличия, описывающих поведение одного потребителя;
- 2 товар (q2)
- 1 товар (q1)
- Вектор
- счастья
- IC1
- IC2
- IC3
-
4.7 Кривые безразличия и предельная норма замещения
21
MRS (Marginal Rate of Substitution) максимальное количество одного товара, от которого готов отказаться потребитель, чтобы получить одну дополнительную единицу другого товара и сохранить неизменной свою совокупную полезность
- MRS=dq2/dq1
- TU(q1,q2)=const
-
4.7 Предельная норма замещения. Графическое изображение
22
- 2 товар (q2)
- 1 товар (q1)
- IC
- dq2
- dq1
- MRS=dq2/dq1
- TU(q1,q2)=const
-
4.7 Кривые безразличиястандартного вида и их свойства
23
Является непрерывной функцией;
- Через любую точку может быть проведена своя кривая безразличия;
- Кривые, принадлежащие одной карте безразличия, никогда не пересекаются.
- Кривые безразличия не имеют участков возрастания
-
4.8 Кривые безразличия нестандартного вида
24
- Совершенные заменители
- Совершенно дополняющие
- Нежелательные
- Нейтральные
- Явление насыщения
-
25
Совершенные заменители
- q2
- q1
-
26
Совершенно дополняющие
- q2
- q1
-
27
Нежелательные
- q2
- q1
-
28
Нейтральные
- q2
- q1
-
29
Явление насыщения
- q2
- q1
- q2*
- q1*
-
4.9 Бюджетное ограничение потребителя
30
БЮДЖЕТНАЯ ОБЛАСТЬ ПОТРЕБИТЕЛЯ область доступных потребителю потребительских наборов
- q2
- q1
- R/p1
- R/p2
-
31
БЮДЖЕТНАЯ ЛИНИЯ набор комбинаций товаров q1 и q2, которые потребитель может приобрести, расходуя весь свой денежный доход.
- q2
- R/p1
- q1
- R/p2
-
4.10 Оптимум потребителя
32
- КАРТА БЕЗРАЗЛИЧИЯ совокупность желаемых товаров
- БЮДЖЕТНАЯ ОБЛАСТЬ совокупность доступных товаров
- ОПТИМУМ ПОТРЕБИТЕЛЯ Набор товаров, наиболее желательный из доступного потребителю
-
33
Графическое изображение
- А
- В1
- С
- q2
- q1
- В2
-
Домашнее задание 4
34
- Исследовать предпочтения конечных потребителей вашей продукции. Выявить наиболее значимые положительные характеристики, а также характеристики с отрицательной или нейтральной полезностью.
- Дайте условное графическое изображение выявленных потребительских предпочтений (используя карту безразличия).
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.