Содержание
-
ТЕМА 8. ЧИСТАЯ МОНОПОЛИЯ
- Главная прелесть монополии в том, что она дарует безмятежную жизнь.
- Дж. Р. Хикс, английский экономист
-
8.1 Основные характеристики рынка чистой монополии
- Единственный производитель
- Индекс Херфиндаля-Хиршмана
- Уникальный продукт
- Коэффициент перекрестной ценовой эластичности спроса стремится к нулю
- Высокая рыночная власть
- Коэффициент Лернера близок к максимальному значению,
- Непреодолимые барьеры
- Совершенная информированность
-
- Характер барьера
- Естественные монополии
- Патентные (лицензионные) монополии
- Сырьевые монополии
- Локальные монополии
- Особые предпочтения потребителей
- Тип монополии
-
8.2 Особенности спроса на продукцию монополии
- Совершенная конкуренция
- d1+d2+…+dn=D
- d=D
- Чистая монополия
- d=D
- P
- P
- q
- Q
- d
- d=D
- Кривая спроса монополиста тождественна кривой рыночного спросаи имеетотрицательный наклон
-
- Пример 1. Доходы монополиста
- TR=P*Q AR=TR/Q MR=dTR/dQ
-
- Пример 1. Доходы монополиста
- AR(Q)=P(Q)
- МR (Q ) < P(Q)
-
- Кривая предельного дохода лежит ниже кривой спроса
- МR (Q ) < P(Q)
- D
- MR
- P, MR
- Q
-
- При убывающей кривой спроса можно продать дополнительную единицу товара, лишь снизив на него цену.
- D
- MR
- P, MR
- Q
-
8.2 Экономическое равновесие фирмы-монополиста
- MC =MR,
- гдеMR не определяется ценой, как присовершенной конкуренции.
- МС
- D
- MR
- P, MR
- Q
- Q*
- При Q*
- Прибыль = max
-
8.3 Ошибки и заблуждения
- 1. «Монополист обладает максимальной рыночной властью и назначает запредельные цену».
- Нет! Монопольная власть фирмы ограничена рыночным спросом
- МС
- D
- MR
- P, MR
- Q
- Q*
- P*
-
- 2. «Спрос на продукцию монополии является неэластичным в силу ее уникальности».
- Нет! Точка оптимума всегда лежит на эластичном интервале кривой спроса.
-
- 3. «Прибыль монополиста всегда является сверхвысокой».
- Нет!
- Недостаточный рыночный спрос
- неэффективность производства и/или менеджмента
- высокие издержки и т.д.
-
8.4 Сравнительная характеристики чистой монополии
- 1. При чистой монополии рыночная цена обычно выше, а объем производства ниже, чем при совершенной конкуренции.
- Рассмотрим задачу № 7 стр. 86
-
Задача 7 (стр. 86)
- Функция рыночного спроса имеет вид Р=4-4Q, функция совокупных издержек фирмы TC=75+2Q+5Q2 . Найдите Q*и P* в условиях совершенной конкуренции и чистой монополии.
-
8.4 Сравнительная характеристики чистой монополии
- Более низкая эффективность использования ресурсов, чем при совершенной конкуренции
- Более значительное нарастаниеХ-неэффективности
- Высокая рыночная власть, позволяющая диктовать цены и объемы выпуска
-
8.5 Монопольная (рыночная) власть
- Способность отдельной фирмы влиять на рыночные цены
- Коэффициент рыночной власти (Лернера)
- 1 способ: L = (P-MC)/P
- 2способ: L =-1/Ed
- 3способ: L=П/TR
-
Задача 6 (стр. 86)
- Спрос на продукцию монополии описывается формулой Р=80-5q, а функция издержек ТС=5q2-20q+5.
- При каком объеме выпуска прибыль будет максимальна (q*)?
- Какова рыночная власть этой фирмы(L)?
-
Задача 8 (стр. 86)
- Фирма максимизирует прибыль, реализуя свою продукцию по цене P=80 у.е.
- Определите величину предельных издержек и предельного дохода фирмы, если ценовая эластичность спроса Еd=-2.
-
8.5 Монопольная (рыночная) власть
- Факторы монопольной власти
- Количество и удельный вес основных игроков на рынке
- Характер их взаимодействия
- Барьеры вхождения в отрасль
- Уникальность продукта в глазах потребителей
- Уровень издержек рассматриваемой фирмы и ее конкурентов
- Эластичность спроса по цене на продукцию фирмы и т.д.
-
8.6 Ценовая дискриминация
- Политика назначения разных цен на один и тот же товар для разных покупателей
- Цель политики:
- max TR при TC=const (!!!)
-
8.6 Ценовая дискриминация и ее типы (модели)
- Совершенная ценовая дискриминация (по доходам)
- Дискриминация на основе нелинейного образования («самоотбор»)
- 3.Дискриминация на основе сегментации рынка (по эластичности)
-
8.6 Ценовая дискриминация. Условия ее проведения
- Существенное различие потребительских предпочтений к данному товару (в том числе, эластичности спроса) у разных покупателей;
- Относительно низкие издержки выявления данных покупателей;
- Невозможность дальнейшей перепродажи товара.
-
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ 8
- Оценить коэффициент рыночной власти вашей компании за последние пять-десять лет. Какова динамика данного коэффициента? Дать графическое изображение.
- Сравните (по возможности) полученные цифры с показателями ваших ближайших конкурентов.
- Проанализируйте данный фактор с точки зрения перспектив долгосрочного развития вашей компании и ее позиций на рынке.
Посмотреть все слайды
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.