Содержание
-
Модель абсолютной монополии
-
Наиболее важные барьеры входа в отрасль:
Естественный монополизм Владение и контроль поставок редкого или стратегически важного сырья. Высокие транспортные расходы. Предоставление фирме правительственной лицензии быть исключительным производителем (продавцом, поставщиком) в данной области. Наличие у фирмы патента на продукцию или на технологический процесс, обеспечивающего ей исключительное право на производство и продажу какого-либо товара в течение определенного периода времени. Предложение такой продукции, которую потребители предпочитают продукции всех остальных фирм.
-
Основные виды монополии:
Естественная монополия; открытая монополия; закрытая монополия.
-
Спрос и доход в условиях абсолютной монополии
-
Убывающий характер спроса и дохода фирмы-монополиста означает, что между рыночными ценами и объемом продаж монополиста существует обратная зависимость, другими словами, монополист может продать дополнительную единицу товара, лишь снизив на него цену.
-
Поскольку фирма-монополист – единственный поставщик товаров на рынок чистой монополии, то:
кривая спроса фирмы совпадает с кривой спроса всего рынка; кривая рыночного спроса (спроса фирмы –монополиста) имеет отрицательный наклон, расположена выше кривой предельного дохода и является главным ограничителем в деятельности фирмы; приспособление фирмы-монополиста к кривой рыночного спроса на краткосрочном временном интервале заключается в выборе фирмой оптимальной комбинации цены и объема поставки продукции, обеспечивающей максимизацию прибыли.
-
Спрос, предельный доход и совокупный доход:изменения ценовой эластичности спроса
P,MR Участок эластичного спроса Участок неэластичного спроса TR E=0 E=1 E= MR TR выпуск
-
Сравнительная характеристика совершенной конкуренции и чистой монополии
Показатель Совершенная конкуренция Чистая монополия Кривая спроса на продукцию отдельной фирмы Совершенно эластична, имеет вид прямой, параллельной оси объема и определяется рыночной ценой. Тождественна кривой рыночного спроса и имеет отрицательный наклон. Кривая среднего дохода (AR) Тождественна кривой спроса на продукцию фирмы, AR=P, где Р=const. Тождественна кривой спроса на продукцию монополиста, АR=P(Q), имеет отрицательный наклон. Кривая предельного дохода (MR) Тождественна кривой спроса при любом значении Q>0, MR=P, где Р=const. Лежит ниже кривой спроса при любом значении Q>0, MR(Q)
-
Адаптация монополиста к кривой рыночного спроса сводится к:
Нахождение точки оптимума (оптимального сочетания цены и объема выпуска) и определение возможных стратегий поведения при изменении рыночного спроса. Учет эластичности рыночного спроса для определения точки оптимума и условий максимизации прибыли. Определение основных источников и способов реализации монопольной (рыночной) власти фирмы-монополиста.
-
Точка оптимума фирмы-монополиста
-
Для фирмы-монополиста нахождение точки оптимума является необходимым, но не достаточным условием максимизации прибыли
-
Максимизация прибыли фирмой-монополистом путем поставки оптимального количества товара по оптимальной ценеMR=MC
-
Ситуация нулевой прибыли фирмы-монополистаP*=ATC
-
Минимизация убытков фирмы-монополиста путем поставки оптимального количества товаров по оптимальной цене
Q D” MR AVC ATC MC P* Q* AVC* ATC* P
-
Фирма-монополист всегда выбирает такой объем производства, при котором спрос на ее продукцию эластичен по цене.
-
Эластичность рыночного спроса и точка оптимума фирмы-монополиста
-
Индекс Лернера:
L= (P-MC)/P
-
Индекс Лернера: L=(P-MC): P = -1/ED
MR AR AR MC MC P* P* Q Q P*-MC P*-MC Как и в случае с налоговым бременем, “крутизна“ обходится дороже...
-
Естественная монополия и экономия от масштаба
Издержки Pm A MC ACm B AC D = AR MR Выпуск Qm AC Pm
-
Естественная монополия, спрос, экономия от масштаба и...обыкновенная“ монополия
Издержки MC Pm AC D = AR MR Выпуск Qm AC Dоб=AR (MR)об MC
-
Монопольная власть фирмы
-
Mонопольная власть и потребитель: deadweight loss,consumer surplus,producer surplus...
Цена A
-
Рынок в условиях совершенной конкуренции и монополии: простые сопоставления
Deadweight loss Излишек потребителя Излишек производи теля Излишек потребителя Излишек производи теля Предложение (=M C) Спрос Спрос Предельные издержки Излишек потреби теля Излишек потреби теля Pc Qc Qm Pm MR
-
1) В условиях монополии излишек потребителя меньше, чем... 2) В условиях монополии излишек производителя больше... 3) В условиях монополии суммарные излишки потребителя и производителя меньше... 4) Чистые потери, как и в случае налогообложения, не достаются вообще никому. 5) Выясняется также, что у монополии просто отсутствует кривая предложения.
-
Ценовая дискриминация: сущность, виды
-
Ценовая дискриминация - политика установления разных цен на различные единицы одного и того же товара для одного или разных покупателей
-
Для осуществления ценовой дискриминации рынок должен отвечать трем условиям: Наличие монопольной власти на рынке; Невозможность перепродавать купленную продукцию; Возможность ранжировать потребителей по платежеспособности.
-
Если продавецимеет возможность разделять покупателей на группы, исходя из учета эластичности их спроса на товары, то покупателям, спрос которых обладает высокой неэластичностью, будет предложена высокая цена, а покупателям, спрос которых обладает высокой эластичностью, будет предложена более низкая цена.
-
Присвоение излишка потребителя и ценовая дискриминация I рода
II. Совершенная (идеальная) ценовая дискриминация: т.к. каждому покупателю назначается та цена, которую он готов заплатить, кривая MR перестает “работать” как “определитель” максимума прибыли при выборе объёма выпуска, т.к. каждая последующая единица продукции продается по “своей” цене в соответствии с законом спроса на данном рынке. Прирост дохода от каждой дополнительно произведенной единицы продукции просто равен цене, уплаченной за эту единицу. Он (прирост) определяется кривой спроса.
-
Реализация монопольной власти без и с ценовой дискриминации
-
Ценовая дискриминация II и III рода
Ценовая дискриминация II рода - назначение разных цен за различные количества одних и тех же товаров и услуг. Как правило существует в ситуации экономии от масштабов, когда AC и MC снижаются при росте объёмов выпуска (как в случае продажи электроэнергии “у них”…) Ценовая дискриминация III рода - разделение потребителей на несколько групп, для каждой из которых характерна своя кривая спроса (“бедные платят меньше”).
-
Нелинейное ценообразование
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.